Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске
Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления
Оглавление
Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления
Введение
Актуальность. В последнее десятилетие уходящего века количество детей, оставшихся без заботы и опеки родителей, в нашей стране постоянно увеличивается. Естественно, актуальным является вопрос об их жизнеустройстве.
В общественном сознании постепенно укрепляется мысль о том, что ребенка-сироту необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение (детский дом или школа-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные препятствия.
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека -- неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья -- залог стабильности и процветания любого общества.
Семья -- это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.
Однако в современных условиях существует ряд неполных семей, семей с одним родителем, различного вида "сожительства" в которых права и гарантии детей не защищены, либо реализуются в неполной мере. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества. Прежде всего, должны быть реализованы функции семьи в отношении детей: воспроизводства детей, экономическая, воспитательная, образовательная функции.
Дети-сироты - это одна из самых обездоленных категорий населения. В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлениям так называемого “социального сиротства”, то есть являются сиротами при живых родителях. Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка.
Работа специалистов в области социальной работы должна быть направлена на уменьшение количества детей, нуждающихся в государственном обеспечении. Необходимо применять в работе технологии и методы, которые позволят уменьшить количество сирот. Ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.
Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируются в Министерстве общего и профессионального образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.1
Степень научно-теоретической разработанности проблемы.
В ходе работы было выявлено, что данная проблема очень широко обсуждается в научных кругах страны, но остается малоизученной. И большинство публикаций дают лишь общую картину положения устройства детей-сирот ,и детей, оставшихся без попечения родителей. В периодической и научной литературе проходит бурное обсуждение форм жизнеустройства детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. . На уровне федерального правительства была принята целевая программа «Дети России», которая даёт направления форм работы. Из периодических изданий, плотно обсуждающих проблему сиротства, можно выделить издания: «Защити меня»; «отечественный журнал социальной работы»; «социальная защита». Рыбинский Е. М. в своем издании описывает методы и подходы современной науки в вопросе устройства социальной защиты детей. Самое общее представление о развитии общественного призрения и становлении системы устройства сирот, незаконнорожденных детей дает «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона. К проблеме беспризорности в 1920-е гг. обращаются русские эмигранты: В. М. Зензинов, А. В. Маклецов и др. Именно их работы стали источником для статьи Е. Д. Кусковой. «Беспризорная Русь»2 была опубликована в Париже в 1929 году (перепечатана в журнале «Советская педагогика»). В этой статье Кускова дает не только общую картину положения детей-сирот в России, но и размышляет о причинах.
До конца 1980-х гг. о проблеме беспризорности и сиротства в стране практически ничего не писали или просто умалчивали. Так, например, сборник «Дети в СССР» содержит многочисленные материалы о семье, охране здоровья детей, учреждениях народного образования, сети и контингентах дошкольных учреждений, школ, и др. При этом ни слова не говорится о детских домах и детях, оставшихся без попечения родителей. Явно идеализирует заботу о детях-сиротах после революции В. Г. Черников. В 1990 г. Фондом была выпущена книга «Положение детей в СССР. Состояние. Проблемы. Перспектива»3, в которой наряду с другими проблемами детей, подробно рассматриваются проблемы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В книге содержится множество сведений статистического характера, позволяющих оценить размеры социального сиротства в нашей стране в 1950-1980-е гг. В монографии С. А. Воскобойниковой приводятся огромные цифры численности детей в интернатных учреждениях. О множестве судеб детей, воспитывавшихся в советских детских домах и интернатах, рассказывают и монографии А. П. Хмельницкой и В. Бакина4.
В конце 1980 начале 1990-х гг. различные авторы все чаще начинают обращаться к проблеме беспризорности и сиротства в истории нашей страны. В 1987 и 1988 гг. появляются две книги А. М. Нечаевой, в которых рассматривается правовая сторона охраны детства в СССР. В 1993 г. выходит ее статья «Дети-сироты в истории России (послеоктябрьский период)», написанная на основе многочисленных архивных документов. Наряду с нормативными актами здесь приводятся и материалы, свидетельствующие о тяжелой жизни детей в сиротских учреждениях. Наиболее основательной, на наш взгляд, является работа Нечаевой «Охрана детей-сирот в России (история и современность)».5 В первой части своей книги автор рассматривает именно исторический аспект проблемы. Во второй части с точки зрения юридической описываются государственные формы устройства. В 1995 г. была опубликована статья Е. А. Горшковой, в которой рассматривается становление системы учреждений для детей-сирот в России. Идея о том, что «все новое - хорошо забытое старое» свойственна и для статьи Н.М, Ковалевой6. Ведь различные формы устройства сирот, аналогичные современным, существовали в России еще до революции.
В нашем исследовании использовалось значительное количество законодательных актов, привлеченных к работе.
Проблема исследования: недостаточная изученность усыновления, как формы жизнеустройства детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: формы жизнеустройства детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: усыновление, как форма жизнеустройства детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске
1. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это фора устройства, при которой дети находятся на полном государственном обеспечении. Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей. К государственным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относят: дом ребенка, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей.7
Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. Создание и функционирование домов ребенка регулируются несколькими документами, изданными Министерством здравоохранения СССР, куда входят приказ № 1525 «Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него», а также Рабочая инструкция для медицинского персонала домов ребенка (все от 1986 года)». Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет. 8
Дети поступают в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев это происходит в роддоме и часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием. Другими словами - это отказные иди больные дети. В случаях, когда ребенок поступает в дом ребенка по желанию родителей, подписывается контракт, в котором родители указывает срок, который ребенок проведет в доме малютки. Однако нередки случаи, когда в назначенный срок родители не забирают ребенка домой, таким образом, отказываясь от него. В некоторой степени это происходит из-за утери связи с ребенком, когда его оставляют в доме ребенка. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. 9
Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Но все - таки Дома ребенка в состоянии обеспечить лишь некоторые элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны с его физической безопасностью и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они не могут создать такую обстановку, которая стимулировала бы в детях развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих игр и взаимодействия с взрослыми и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития.
Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
Всего в стране 249 домов ребенка, в которых воспитывается 19,3 тысяч детей.10
Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.
Информация о работе Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот