Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске

Оглавление

Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления

Файлы: 1 файл

дипломная.rtf

— 754.84 Кб (Скачать)

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка из соответствующего детского учреждения.43

Официальная статистика свидетельствует, что большинство производимых в России усыновлений детей (как правило, из детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей), успешны. Дети обретают семью, а взрослые -- смысл жизни и ощущение своей необходимости. Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей.

При этом около 18 тысяч детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. -- посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребенка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей.

 

 

2. Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

2.1 Нормативно - правовая база усыновления

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.44

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

Декларация прав ребенка (1959), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989), 45где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;46

Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.47

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемную семью. 48

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федеральный закон определяет общие принципы ,содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.49

Федеральный закон от 9 июля 1998г. N 124 -ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В ст.15 утверждается: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти". Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.50

Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей.

Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., Устанавливается порядок формирования и использования Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью их государственного учета и содействия в передаче таких детей на воспитание в семьи граждан. Определяются государственный статус указанного банка данных, основные принципы государственного регулирования его деятельности, а также задачи уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ.

Устанавливается механизм обеспечения прав граждан на информацию о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью.51

В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа "Дети - сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Также регламентированы подробно процедурные вопросы усыновления:

Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" .52

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью:

Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

Наркомания, токсикомания, алкоголизм;

Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"

"Правила передачи детей на усыновление" определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ, гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства.

"Правила постановки на учет консульскими учреждениями" определяют порядок постановки на учет российских детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, консульским учреждением РФ, находящимся на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии указанного учреждения - дипломатическим представительством РФ. Постановка детей на учет осуществляется в 3-месячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. Эти Правила распространяются также на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации и усыновивших детей, являющихся гражданами Российской Федерации.53

Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями на 21 декабря 2000 г) Постановление устанавливает нормы обеспечения питанием, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.54

Письмом Минобразования России от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семью, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» рекомендовано субъектам РФ принимать акты по внедрению патронатного воспитания. При этом такое воспитание ставится в один ряд с приемной семьей и толкуется в данном контексте как одна из форм устройства детей на воспитание в семью.

Следует также отметить, что смешение «семейных» и «несемейных» форм устройства детей на воспитание - приемной семьи и детских домов семейного типа - прослеживается в более позднем ведомственном акте. Так, в Письме Минобразования России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах приемных семей - детских домов семейного типа» понятия «приемная семья» и «детский дом семейного типа» употребляются как тождественные.

В "Положении о приемной семье", принятом Правительством РФ в 1996 г., приемная семья определяется как социальный институт защиты детства, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из криминальной семьи.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа" предусматривает правила организации детского дома семейного типа.55

Г.Новосибирск и Новосибирская область предусматривают ряд законов и постановлений администрации г.Новосибирска :

Закон Новосибирской области от 06.12.2001 N 200-ОЗ (ред. от 08.02.2010) "О вознаграждении приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье" .Закон устанавливает Меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье:

- выделение средств на лечение приемного ребенка в случае, если медицинская помощь, оказанная ему в пределах, гарантированных территориальной программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, недостаточна;

- бесплатное обеспечение необходимыми учебниками в течение всего периода обучения в общеобразовательной, специальной (коррекционной) школах.

- бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для приемных детей в возрасте до 6 лет.56

Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве в Новосибирской области». Закон устанавливает формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, признанных в судебном порядке недееспособными, и граждан, ограниченных в судебном порядке в дееспособности; осуществление деятельности по опеке и попечительству в Новосибирской области.

Постановление от12 марта 2007 г. N 21-ПА «О порядке выплаты ежемесячных денежных средств на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Выплата денежных средств лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем перечисления на лицевой счет, открытый ими в кредитном учреждении.57

Выплата денежных средств осуществляется в сроки, установленные для ежемесячной выплаты денежных средств на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в приемные семьи, под опеку (попечительство).58

Постановление администрации Новосибирской области от 14.05.2007 N 50-па « Об утверждении положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в Новосибирской области». Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договорам социального найма в виде жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты по социальным нормам с учетом оснований, дающих право на дополнительную площадь по состоянию здоровья.59

 

2.2 Процедура усыновления в России

 

Информация о работе Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот