Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:51, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;
Введение 3
1 Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 8
2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства 18
ребенка в семью 18
3 Порядок усыновления и его правовые последствия 35
4 Случаи отмены усыновления 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Содержание
Введение
1 Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства
ребенка в семью
3 Порядок усыновления и его правовые последствия
4 Случаи отмены усыновления
Заключение
Список использованных источников и литературы
Демографическое развитие русского социально-исторического пространства рубежа XX-XXI веков переживает серьезные испытания. Это связано, прежде всего, с кризисом семьи, падением рождаемости и ростом смертности населения нашей страны. Его численность сокращается в последние годы больше, чем на миллион россиян в год, что требует специальных мер государства, общественных организаций и бизнеса, обеспечения устойчивости развития всех основных сфер жизнедеятельности людей, их смысложизненных ориентаций.
Преобразования по оздоровлению социально-демографической ситуации в российском обществе до недавнего времени, особенно в советские времена, происходили в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, накопления общенационального богатства и постепенного роста благосостояния граждан. Это обстоятельство обусловило возникновение уникальных возможностей для целенаправленного и планового внедрения программ, повышающих качество жизни россиян, оздоравливающих российское общество в режиме «системной профилактики», а не «экстренной реанимации».
Одной из социальных проблем, решение которой сегодня предпринимается на системном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России на сегодняшний день насчитывается более 750 тысяч официально зарегистрированных детей-сирот.
В 2005 г. было усыновлено только 22,2 тыс., или 16% детей, оставшихся без попечения родителей. Третья часть (более 31%) всех российских детей была усыновлена иностранными гражданами и, в большинстве своем, безвозвратно покинула Россию, обретя семью и дом в разных странах Запада (рис. 1). Всего в 2005 г. иностранцы усыновили в России около 7 тыс. детей, в том числе граждане США - около 4 тыс., остальные дети выехали в Испанию, Италию, Канаду и другие страны.
Известны, исследованы и неоднократно обсуждались негативные последствия воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях интернатной формы. Среди них: сложности социальной реабилитации, проблемы в получении профессионального образования, устройства досуга и быта подростков, вернувшихся из воспитательных колоний и других специализированных учреждений. Также отмечается рост числа случаев самовольных уходов детей из специальных учреждений закрытого типа.
Федеральной программой «Дети России» на 2007-2010 гг. задана цель - перевести не менее 72% детей-сирот из интернатов на семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемная семья, опека, патронат, усыновление). Как показали исследования, семьи неохотно принимают детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта передачи детей из интернатов в семьи за последние три года показал, что велико количество возвратов детей в учреждения интернатного типа.
Усыновление имеет преимущества перед другими формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от временных форм семейного устройства детей усыновление является постоянной формой, при которой между ребенком и усыновителями закрепляются родственные связи. Именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.
Для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии. Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни. Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной, а постоянной формой устройства.
Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться. С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу, усыновление - это длительный процесс.
К сожалению, трудности, с которыми сталкивается усыновительская семья в процессе усыновления (удочерения), мало изучены. Кроме того, статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства, позволяют говорить о нестабильности семейных форм устройства детей в целом и усыновления, в частности. Нет данных и о причинах, приведших к росту отказов от усыновления (удочерения).
В Алтайском крае на начало 2009 г. было зафиксировано 12739 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это суммарная цифра. Она включает в себя и тех детей, которые живут в детских домах, и тех, кто были переданы на воспитание в семьи: усыновлены, взяты по опеку или отданы в приемные семьи. Динамика выявления этих детей выглядит так. В 2005 году - 3172 чел., в 2006 году - 2945 чел., 2007 году - 2732 чел. Если учитывать, что в 2006 году было дополнительно выявлено 200 детей, которые только в 2007 году были устроены в семьи или детские дома, то общий показатель за минувший год вырастет до 2932. По этому показателю Алтайский край находится в верхней части субъектов федерации, в которых было больше всего вновь выявлено сирот.
В настоящее время усыновители не получают достаточной социальной поддержки со стороны государства, что сказывается на количестве усыновленных детей и высоких показателях отмен усыновления. На государственном уровне отсутствует система социальной поддержки семьи, усыновившей ребенка, что связано с недооценкой государственными структурами необходимости такой поддержки, с несформированной научно-методической базой, с отсутствием стандартов оказания социальной помощи семье, усыновившей ребенка.
Не случайно, сегодня ставится патриотической общественностью комплекс задач спасения коренных народов России, прежде всего - государствообразующего этноса - русских. Это - ключевая проблема социальной истории России начала XXI века!
Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;
3. Выявить порядок усыновления и его правовые последствия;
4. Изучить случаи отмены усыновления.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с установлением усыновления.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие установление усыновления.
Для раскрытия темы ВКР работы автором были изучены различные источники литературы: монографии, журналы, брошюры, учебники, словари и др.
Основными методами исследования, используемыми в выпускной квалификационной работе, являются: монографический анализ, абстрактно-логический анализ, формально-логический анализ, библиографический метод, метод системного анализа, анализ нормативных актов.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения четырех глав, заключения и списка использованной литературы
В первой главе дана общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Во второй главе рассмотрено понятие усыновления как приоритетная форма устройства ребенка в семью;
В третьей главе выявлен порядок усыновления и его правовые последствия;
В четвертой главе изучены случаи отмены усыновления.
Вопросы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей изучены в работах таких авторов как П. В. Крашенинников, А.В. Вишнякова, С.И. Григорьев, Т.Н.Коваленко и других авторов.
Усыновление как приоритетная форма устройства ребенка в семью рассмотрено в работах таких авторов как Г.Ф. Шершеневич, Т.Н. Коваленко, О.Ю. Косова, Д.И. Мейер, Б.С. Антимонов, Л.А. Кузмичева, С.А. Муратова, Л.М. Пчелинцева, М.В. Антокольская, В.Н. Забродина, Г.Ф. Шершеневич и других.
Порядок усыновления и его правовые последствия раскрыты в работах Т.Н. Коваленко, А.В. Вишнякова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Т.Н.Коваленко, О.И. Тихомиров, Л.М. Пчелинцева, С.А. Муратова, П. В. Крашенинников и других.
Случаи отмены усыновления рассмотрены в работах Т.Н. Коваленко, С.П. Чертков, И.В. Пронин, А.П. Медведев, И.А. Невинная и других.
Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 СК РФ. Дети могут быть переданы на воспитание в семью в порядке усыновления, переданы под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью. При отсутствии возможности семейного устройства детей они передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формы устройства детей можно подразделить на семейные и несемейные. Михеева Л. Ю. называет эти формы «формами индивидуального устройства» и «формами неиндивидуального устройства»[1]. К семейным формам относятся усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатная семья. Российское законодательство не содержит норм о патронатной семье, но предоставляет субъектам Российской Федерации право предусмотреть данную форму в своем законодательстве. Законодательные акты субъектов Российской Федерации, реализовавших это правомочие, содержат различные названия данной формы семейного воспитания детей: патронатная семья, патронат, патронатное воспитание и т. д. К несемейным формам относится передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право ребенка расти в семейном окружении закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка и российским семейным законодательством. Поэтому семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение. Передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозможным.
Семейные формы устройства детей, в свою очередь, можно подразделить на временные и постоянные3. Единственной постоянной формой устройства детей является усыновление. Пожизненный характер отношений, возникающих между усыновленным и усыновителями, делает этот институт наиболее сходным с родительскими правоотношениями. Поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка, которой отдается предпочтение перед иными, временными, формами.
Семейное воспитание детей может осуществляться возмездно и безвозмездно. По этому признаку формы устройства детей могут быть подразделены на возмездные и безвозмездные. Воспитание детей усыновителями всегда осуществляется на безвозмездной основе. Более того, на усыновителей возлагается такая же обязанность по содержанию детей, как на родителей. В соответствии с Законом «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство могут осуществляться как безвозмездно, так и за вознаграждение. Однако в отличие от усыновителей опекуны и попечители не обязаны содержать своих подопечных. Приемная и патронатная семья являются возмездными формами воспитания детей.
При решении вопроса об устройстве ребенка в конкретную семью принимается во внимание его этническое происхождение, язык, культурная и религиозная принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспитании и образовании. Религиозная, культурная и этническая принадлежность ребенка, так же как его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности является обязанностью всех государств-участников. При выборе конкретной семьи для передачи ребенка безусловное предпочтение отдается родственникам ребенка и другим близким ему лицам, например отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Определяющее значение придается также мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью или назначение опекуна ребенку старше 10 лет без его согласия вообще не допускается.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в п. 1 ст. 123 СК РФ. Такие дети подлежат передаче на воспитание:
1) в семью — на усыновление (удочерение); В дальнейшем мы будем употреблять термин «усыновление», подразумевая под ним и собственно усыновление, и удочерение.
2) под опеку (для детей в возрасте до 14 лет) и попечительство (для детей в возрасте от 14 до 18 лет);
3) в приемную семью;
4) в патронатную семью (если такая форма предусмотрена законодательством субъекта РФ).
Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения является усыновление. Усыновление устанавливается решением суда, и все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям.
По официальным данным Госдепартамента США, американские граждане ежегодно усыновляют в России до 6тыс. детей (американские данные несколько больше, чем данные российские). Всего за период 1992-2005 гг. американские граждане в России усыновили порядка 49 тыс. детей (табл. 1).