Усыновление (удочерение) детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 8
2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства 18
ребенка в семью 18
3 Порядок усыновления и его правовые последствия 35
4 Случаи отмены усыновления 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73

Файлы: 1 файл

дипломная усыновление переделанная.doc

— 403.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1              Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2              Понятие усыновления как приоритетной формы устройства

ребенка в семью

3              Порядок усыновления и его правовые последствия

4              Случаи отмены усыновления

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

 

Демографическое развитие русского социально-исторического пространства рубежа XX-XXI веков переживает серьезные испытания. Это связано, прежде всего, с кризисом семьи, падением рождаемости и ростом смертности населения нашей страны. Его численность сокращается в последние годы больше, чем на миллион россиян в год, что требует специальных мер государства, общественных организаций и бизнеса, обеспечения устойчивости развития всех основных сфер жизнедеятельности людей, их смысложизненных ориентаций.

Преобразования по оздоровлению социально-демографической ситуации в российском обществе до недавнего времени, особенно в советские времена, происходили в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, накопления общенационального богатства и постепенного роста благосостояния граждан. Это обстоятельство обусловило возникновение уникальных возможностей для целенаправленного и планового внедрения программ, повышающих качество жизни россиян, оздоравливающих российское общество в режиме «системной профилактики», а не «экстренной реанимации».

Одной из социальных проблем, решение которой сегодня предпринимается на системном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России на сегодняшний день насчитывается более 750 тысяч официально зарегистрированных детей-сирот.

В 2005 г. было усыновлено только 22,2 тыс., или 16% детей, оставшихся без попечения родителей. Третья часть (более 31%) всех российских детей была усыновлена иностранными граж­данами и, в большинстве своем, безвоз­вратно покинула Россию, обретя семью и дом в разных странах Запада (рис. 1). Всего в 2005 г. иностранцы усыновили в России около 7 тыс. детей, в том чис­ле граждане США - около 4 тыс., ос­тальные дети выехали в Испанию, Ита­лию, Канаду и другие страны.

Известны, исследованы и неоднократно обсуждались негативные последствия воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях интернатной формы. Среди них: сложности социальной реабилитации, проблемы в получении профессионального образования, устройства досуга и быта подростков, вернувшихся из воспитательных колоний и других специализированных учреждений. Также отмечается рост числа случаев самовольных уходов детей из специальных учреждений закрытого типа.

Федеральной программой «Дети России» на 2007-2010 гг. задана цель - перевести не менее 72% детей-сирот из интернатов на семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемная семья, опека, патронат, усыновление). Как показали исследования, семьи неохотно принимают детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта передачи детей из интернатов в семьи за последние три года показал, что велико количество возвратов детей в учреждения интернатного типа.

Усыновление имеет преимущества перед другими формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от временных форм семейного устройства детей усыновление является постоянной формой, при которой между ребенком и усыновителями закрепляются родственные связи. Именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.

Для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии. Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни. Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной, а постоянной формой устройства.

Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться. С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу, усыновление - это длительный процесс.

К сожалению, трудности, с которыми сталкивается усыновительская семья в процессе усыновления (удочерения), мало изучены. Кроме того, статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства, позволяют говорить о нестабильности семейных форм устройства детей в целом и усыновления, в частности. Нет данных и о причинах, приведших к росту отказов от усыновления (удочерения).

В Алтайском крае на начало 2009 г. было зафиксировано 12739 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это суммарная цифра. Она включает в себя и тех детей, которые живут в детских домах, и тех, кто были переданы на воспитание в семьи: усыновлены, взяты по опеку или отданы в приемные семьи. Динамика выявления этих детей выглядит так. В 2005 году - 3172 чел., в 2006 году - 2945 чел., 2007 году - 2732 чел. Если учитывать, что в 2006 году было дополнительно выявлено 200 детей, которые только в 2007 году были устроены в семьи или детские дома, то общий показатель за минувший год вырастет до 2932. По этому показателю Алтайский край находится в верхней части субъектов федерации, в которых было больше всего вновь выявлено сирот.

В настоящее время усыновители не получают достаточной социальной поддержки со стороны государства, что сказывается на количестве усыновленных детей и высоких показателях отмен усыновления. На государственном уровне отсутствует система социальной поддержки семьи, усыновившей ребенка, что связано с недооценкой государственными структурами необходимости такой поддержки, с несформированной научно-методической базой, с отсутствием стандартов оказания социальной помощи семье, усыновившей ребенка.

Не случайно, сегодня ставится патриотической общественностью комплекс задач спасения коренных народов России, прежде всего - государствообразующего этноса - русских. Это - ключевая проблема социальной истории России начала XXI века!

Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1.              Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;             

2.              Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;

3.              Выявить порядок усыновления и его правовые последствия;

4.              Изучить случаи отмены усыновления.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с установлением усыновления.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие установление усыновления.

Для раскрытия темы ВКР работы автором были изучены различные источники литературы: монографии, журналы, брошюры, учебники, словари и др.

Основными методами исследования, используемыми в выпускной квалификационной работе, являются: монографический анализ, абстрактно-логический анализ, формально-логический анализ, библиографический метод, метод системного анализа, анализ нормативных актов.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения четырех глав, заключения и списка использованной литературы

В первой главе дана общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

Во второй главе рассмотрено понятие усыновления как приоритетная форма устройства ребенка в семью;

В третьей главе выявлен порядок усыновления и его правовые последствия;

В четвертой главе изучены случаи отмены усыновления.

Вопросы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей изучены в работах таких авторов как П. В. Крашенинников, А.В. Вишнякова, С.И.  Григорьев, Т.Н.Коваленко и других авторов.

Усыновление как приоритетная форма устройства ребенка в семью рассмотрено в работах таких авторов как Г.Ф. Шершеневич, Т.Н. Коваленко, О.Ю. Косова, Д.И. Мейер, Б.С. Антимонов, Л.А. Кузмичева, С.А. Муратова, Л.М. Пчелинцева, М.В. Антокольская, В.Н. Забродина, Г.Ф. Шершеневич и других.

Порядок усыновления и его правовые последствия раскрыты в работах Т.Н. Коваленко, А.В. Вишнякова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Т.Н.Коваленко, О.И. Тихомиров, Л.М. Пчелинцева, С.А. Муратова, П. В. Крашенинников и других.

Случаи отмены усыновления рассмотрены в работах Т.Н. Коваленко, С.П. Чертков, И.В. Пронин, А.П. Медведев, И.А. Невинная и других.


1     Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

 

Формы устройства детей, оставшихся без родительского по­печения, предусмотрены в ст. 123 СК РФ. Дети могут быть пе­реданы на воспитание в семью в порядке усыновления, переда­ны под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Фе­дерации, в патронатную семью. При отсутствии возможности семейного устройства детей они передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы устройства детей можно подразделить на семейные и несемейные. Михеева Л. Ю. называет эти формы «формами индивидуального устрой­ства» и «формами неиндивидуального устройства»[1]. К семейным формам относятся усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатная семья. Российское законодательство не содержит норм о патронатной семье, но предоставляет субъектам Российской Федерации право предусмотреть данную форму в своем законодательстве. Законодательные акты субъектов Российской Федерации, реализовавших это правомочие, содержат различные названия дан­ной формы семейного воспитания детей: патронатная семья, патронат, патронатное воспитание и т. д. К несемейным формам относится передача детей в организа­ции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей. Право ребенка расти в семейном окружении закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка и российским семейным законодательством. Поэтому семейным формам воспитания де­тей отдается безусловное предпочтение. Передача детей в орга­низации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозмож­ным.

Семейные формы устройства детей, в свою очередь, можно подразделить на временные и постоянные3. Единственной по­стоянной формой устройства детей является усыновление. По­жизненный характер отношений, возникающих между усынов­ленным и усыновителями, делает этот институт наиболее сходным с родительскими правоотношениями. Поэтому усы­новление является приоритетной формой устройства ребенка, которой отдается предпочтение перед иными, временными, формами.

Семейное воспитание детей может осуществляться возмездно и безвозмездно. По этому признаку формы устройства детей могут быть подразделены на возмездные и безвозмездные. Вос­питание детей усыновителями всегда осуществляется на безвоз­мездной основе. Более того, на усыновителей возлагается такая же обязанность по содержанию детей, как на родителей. В со­ответствии с Законом «Об опеке и попечительстве» опека и по­печительство могут осуществляться как безвозмездно, так и за вознаграждение. Однако в отличие от усыновителей опекуны и попечители не обязаны содержать своих подопечных. Прием­ная и патронатная семья являются возмездными формами вос­питания детей.

При решении вопроса об устройстве ребенка в конкретную семью принимается во внимание его этническое происхожде­ние, язык, культурная и религиозная принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспита­нии и образовании. Религиозная, культурная и этническая при­надлежность ребенка, так же как его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В со­ответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности является обязанностью всех государств-участников. При выборе кон­кретной семьи для передачи ребенка безусловное предпочтение отдается родственникам ребенка и другим близким ему лицам, например отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Опреде­ляющее значение придается также мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью или назначение опекуна ребенку старше 10 лет без его согласия вообще не до­пускается.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родите­лей, предусмотрены в п. 1 ст. 123 СК РФ. Такие дети подлежат передаче на воспитание:

1)         в семью — на усыновление (удочерение); В дальнейшем мы будем употреблять термин «усыновление», подразуме­вая под ним и собственно усыновление, и удочерение.

2)         под опеку (для детей в возрасте до 14 лет) и попечитель­ство (для детей в возрасте от 14 до 18 лет);

3)         в приемную семью;

4)         в патронатную семью (если такая форма предусмотрена законодательством субъекта РФ).

Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения является усыновление. Усыновление ус­танавливается решением суда, и все права и обя­занности усыновителей приравниваются к кровным родителям.

По официальным данным Госде­партамента США, американские граж­дане ежегодно усыновляют в России до 6тыс. детей (американские данные несколько больше, чем данные россий­ские). Всего за период 1992-2005 гг. американские граждане в России усы­новили порядка 49 тыс. детей (табл. 1).

Информация о работе Усыновление (удочерение) детей