Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:51, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;
Введение 3
1 Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 8
2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства 18
ребенка в семью 18
3 Порядок усыновления и его правовые последствия 35
4 Случаи отмены усыновления 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Анализ нормативно-правовой базы, касающейся усыновления и обеспечения социальной поддержки усыновительским семьям, показал, что не существует актов, регламентирующих обязательность оказания семьям, берущим на воспитания или усыновляющим ребенка, социально- психологической помощи. Так, в Постановлении правительства РФ о приемной семье говорится, что для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью. Таким образом, вопрос об оказании приемным семьям социально-психологической помощи оставляется на усмотрение местных органов власти.
На региональном уровне также происходит законодательное регулирование прав усыновленного ребенка. В частности, в Алтайском крае был принят закон Алтайского края. «О пособии в связи с усыновлением»[26]. Пособие, равное пособию на опекаемого ребенка, предназначено для усыновителей, которые в течение 3 лет и более являлись опекунами усыновляемого ребенка.
Законопроект в первой редакции предполагал предоставление пособия усыновителям в качестве меры социальной поддержки. Во второй редакции предоставляемые средства рассматриваются как суммы, причитающиеся усыновленному ребенку. Это связано с тем, что так называемые «опекунские» суммы, которые получал бывший опекун, а теперь усыновитель, также поступают в семью, но расходуются в соответствии с законом исключительно на нужды ребенка (см. п.5 ст. 150, п.2 ст.60 Семейного кодекса РФ). Подход к пособию как к средствам ребенка отразился в основном на содержании ст. 1, ст. З новой редакции законопроекта, а также на его названии, поэтому формулировка «пособие гражданам, усыновившим детей» заменена на «пособие в связи с усыновлением».
В интересах ребенка исключено упоминание об отсутствии у усыновителей дохода в размере не менее прожиточного минимума, что связано с содержанием п.1 ст. 127 СК РФ. В соответствии с семейным законодательством усыновителями не могут быть лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Редакция закона, принятая в первом чтении, предполагала предоставлять пособия только в случаях, когда размер среднедушевого дохода в семье не превышает величину прожиточного минимума. Таким образом, при принятии закона в такой редакции право на пособие имели бы лишь те лица, чье материальное положение после усыновления значительно ухудшилось, что не отвечало бы целям законопроекта, направленного на стимулирование усыновления детей, находящихся под опекой. Закон вступил в силу с 1 января 2004 года.
Выплата пособия производится органом социальной защиты населения по месту жительства получателя ежемесячно, производится независимо от получения усыновителями ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Выплата пособия в связи с усыновлением прекращается в случаях:
1. достижения ребенком совершеннолетия или приобретения несовершеннолетним ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;
2. смерти усыновленного ребенка;
3. смерти усыновителей;
4. отмены усыновления;
5. выявления органами опеки и попечительства фактов ненадлежащего исполнения усыновителями своих обязанностей по отношению к ребенку, в частности, ненадлежащего распоряжения суммами предусмотренного настоящим Законом пособия;
6. выезда усыновленного ребенка на постоянное место жительства за пределы Алтайского края.
Прекращение выплаты пособия может быть обжаловано усыновителем в судебном порядке.
Пособие в связи с усыновлением выплачивается из средств краевого бюджета. Объемы финансирования расходов по выплате указанного пособия определяются при принятии закона Алтайского края «О краевом бюджете»[27] на предстоящий год.
Однако, несмотря на то, что закон тщательно прорабатывался, он может быть подвержен критике. Так, пособие предназначено для усыновителей, которые в течение 3 лет и более являлись опекунами усыновляемого ребенка. Целью этого закона является стимулирование усыновлений детей, находящихся под опекой. Однако, известно, что под опекой обычно находятся дети, родители которых лишены родительских прав, а опекунами являются родственники. В этом случае не имеет смысла усыновление, например, бабушкой своего внука. Что касается усыновления ребенка посторонними лицами, то настоящий закон либо не применим к случаям усыновления без трехгодичной предыдущей опеки, либо, при желании усыновителей получать пособие, закон не оставляет шансов на сохранение тайны усыновления, что, как известно, невозможно при опеке, которую необходимо сохранять в течение трех лет.
С 1.01.2008 г. вступил в силу Закон Алтайского края «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей»[28]. Действие настоящего Закона распространяется на постоянно проживающих на территории Алтайского края граждан Российской Федерации, которые в установленном порядке усыновили одного или более одного ребенка. Положения настоящего Закона не применяются в случаях усыновления отчимами и мачехами детей своих супругов (пасынков и падчериц). Единовременное пособие назначается и выплачивается усыновителю на каждого усыновленного ребенка.
Размер единовременного пособия гражданам, усыновившим детей, составляет двадцать тысяч рублей. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия гражданам, усыновившим детей, устанавливается главой Администрации Алтайского края.
Предполагается, что данный закон обеспечивает материальную защищенность усыновленного ребенка и является инструментом стимулирования количества усыновлений. Однако, следует отметить, что закон не имеет обратной силы и не распространяется на ранее усыновленных детей, следовательно, он служит скорее механизмом стимулирования усыновлений, нежели средством обеспечения материальной защищенности усыновленных детей.
Таким образом, существует три направления нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье и в социальном окружении усыновительской семьи, возникающих по поводу усыновления, а также различные уровни правового регулирования усыновления, среди них международный, уровень Российской Федерации и субъектов Федерации (региональный уровень).
Первое направление нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье - это регулирование семейных отношений (так как усыновительская семья является одним из типов семьи), реализуемое через семейное право. Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (предмет семейного права), определен непосредственно в законе - Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Второе направление нормативно-правового регулирования усыновления и отношений, возникающих по поводу усыновления - это регулирование собственно процесса усыновления - т.е. юридического факта установления усыновления, а также правил отбора усыновителей, участие в нем государственных структур и юридические последствия усыновления. Итак, в Российской Федерации усыновление строго регламентируется посредством законодательства.
Третье направление правового регулирования отношений, возникающих в процессе и по поводу усыновления, касается соблюдения прав усыновляемого ребенка.
На международном уровне права усыновляемого ребенка закреплены посредством Конвенции о правах ребенка.
В законодательстве Российской Федерации сказано, что усыновление является предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, так как при усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Также, на федеральном уровне регулируется равенство прав детей, оставшихся без попечения родителей, быть усыновленными. Это обеспечивается через Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Региональные нормативно-правовые акты создаются с целью стимулирования усыновлений и осуществления гарантии материальной защищенности усыновленного ребенка.
Необходимо признать, что имеются недостатки нормативно-правовой базы в отношении усыновленного ребенка и семьи, усыновившей его. Это, в частности, проявляется в необеспечении механизмов контроля за соблюдением прав детей быть внесенными в Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что приводит к нарушению этих прав. Также, материальные пособия усыновленным детям не ориентированы на всех усыновляемых и усыновленных детей и таким образом не могут гарантировать материальную защищенность усыновленного ребенка. Кроме того, ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет законодательных документов, обеспечивающих на государственном уровне оказание социально-психологической помощи семьям, усыновляющим или усыновившим ребенка.
Гражданка Д. после смерти своей сестры взяла к себе на воспитание ее 5-летнего сына. Отец мальчика и супруг Д. не возражали против этого. Спустя два года отец ребенка создал новую семью и перестал видеться с сыном, материально помогать ему. Д. обратилась в орган опеки и попечительства с просьбой об установлении усыновления[29]. Орган опеки и попечительства рекомендовал обратиться в суд с заявлением об усыновлении, поскольку согласно п. 1 ст. 125 СК РФ усыновление устанавливается судом. Орган опеки и попечительства дает заключение о возможности быть усыновителем, выявляет согласие ребенка на усыновление, представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, участвует в суде при решении вопроса об усыновлении, а также осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Согласно ст. 129 СК РФ согласие родителей на усыновление ребенка обязательно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 130 СК РФ, в том числе, когда родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. В рассматриваемой ситуации для усыновления ребенка в судебном порядке необходимо получить согласие отца ребенка. В том случае, если в суде Д. сумеет доказать, что отец по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживает совместно с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания, го его согласие не требуется.
В соответствии со ст. 133 СК РФ Д. необходимо получить согласие своего супруга на усыновление.
Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Прежний административный порядок усыновления заменен судебным. Судебный порядок, безусловно, является в данном случае предпочтительным. Решение об усыновлении настолько существенно для ребенка, усыновителей и родителей, что оно должно приниматься с соблюдением всех процессуальных гарантий, которые может обеспечить только судебный процесс. Судебный порядок также должен позволить преодолеть многочисленные злоупотребления, которые имели место ранее при производстве усыновления.
Согласно ст. 125 СК РФ усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. Процедура усыновления регулируется нормами ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 272 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан истребовать от органа опеки и попечительства заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. В заключении должны также содержаться сведения о факте личного общения усыновителя с ребенком. Получение данного заключения необходимо и в случае усыновления ребенка отчимом или мачехой (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»)[30].
Рассмотрение заявления об усыновлении осуществляется единолично судьей в закрытом судебном заседании с обязательным личным участием усыновителей, представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также ребенка, достигшего возраста 14 лет. Закон допускает возможность рассмотрения дела без участия ребенка, достигшего возраста 14 лет, если ребенок проживает в семье усыновителей и считает их своими родителями. Если состояние здоровья ребенка препятствует его участию в судебном заседании, суд может выяснить мнение ребенка относительно усыновления по месту его нахождения (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»). Необходимость личного участия усыновителя в деле не лишает его возможности пользоваться услугами представителя, например адвоката. Однако сам усыновитель должен присутствовать при рассмотрении дела наряду с ним. Посредническая деятельность по подбору и передаче детей на усыновление во избежание злоупотреблений прямо запрещена законом (п. 1 ст. 1261 СК РФ). Суд может привлечь к участию в деле родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.