Усыновление (удочерение) детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 8
2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства 18
ребенка в семью 18
3 Порядок усыновления и его правовые последствия 35
4 Случаи отмены усыновления 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73

Файлы: 1 файл

дипломная усыновление переделанная.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Рисунок 1 - Динамика усыновления детей в России различными категориями усыновителей в 1993-2005 гг., человек

По семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в качестве показателя взят совокупный процент усыновленных, переданных под опеку, на патронат или в приемную семью детей относительно общего числа выявленных) Алтайский край находится в середине российского списка - 66%.

На 1 января 2008г. в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей воспитывается 9934 детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: в семьях опекунов (попечителей) - 8380; в приемных семьях - 135 детей; усыновленных детей - 1419 детей.

В 2007 году на воспитание в семьи граждан были переданы 2694 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что превышает показатели 2006 года на 22,6% (в 2006 году - 2 196 детей). Из 2 694 детей, переданных на воспитание в семьи: под опеку (попечительство) переданы- 2411 детей; усыновлены - 148 детей, в том числе 31 - иностранными гражданами; в приемную семью -135 детей.

Следует, однако, учитывать, что статистические данные не разделяют «родственную» опеку и опеку, при которой семье передается ребенок из детского дома.

Опека и попечительство - форма устрой­ства детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интере­сов. Опека устанавливается над детьми, не достиг­шими возраста 14 лет, попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун (попечитель) имеет практи­чески все права родителя в вопросах обучения, со­держания ребенка и ответственности за него. Опе­куны (попечители) выполняют свои обязанности без­возмездно. Ежемесячно на содержание ребенка вып­лачивается пособие при условии доказанной невоз­можности со стороны родителей воспитывать и со­держать детей (при наличии у ребенка юридического статуса). Размер опекунского пособия ежегодно ус­танавливается Законом Алтайского края «О краевом бюджете». Опека (попечительство) устанавливается постановлением органа опеки и попечительства.

Приемная семья - форма устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая устанавливается на основании договора с передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). В приемной семье могут воспитываться не более восьми детей (вместе с кровными). На содержа­ние каждого приемного ребенка приемной семье еже­месячно выплачиваются денежные средства. При­емные родители выполняют функции опекунов, по­лучают за свой труд заработную плату. В приемную семью могут передаваться дети из воспитатель­ных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения или других анало­гичных учреждении.

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.

В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и , тем самым- повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.

При отсутствии возможности передать детей в семью они должны быть устроены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «понима­ется помещение таких детей под надзор в образовательные орга­низации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы» (ст. 155[2] СК РФ).

В юридической литературе формы устройства детей подраз­деляют на два вида: «индивидуального» устройства и «неиндиви­дуального» устройства. «Индивидуальное» устройство (семейное устройство, устройство в семью) предполагает передачу попече­ния о ребенке строго определенному физическому лицу или лицам, при выборе которых применяются установленные зако­ном критерии. Разновидностями «индивидуальных» форм явля­ются усыновление и опека и попечительство над детьми («клас­сическая» опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья). «Неиндивидуальная» форма предполагает передачу ребенка на попечение организации, юридического лица.

Источником информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ являются долж­ностные лица дошкольных образовательных учреждений, обще­образовательных, лечебных и других учреждений, а также иные граждане, располагающие сведениями о таких детях. Как отме­чает А.В. Вишнякова, «под другими учреждениями» в данном случае понимаются органы внутренних дел, следствия и проку­ратуры (если родитель находится в розыске, под стражей и т.п.), жилищные органы (если им стало известно, что ребенок нахо­дится без присмотра), органы загса (если родители умерли), учреждения социальной защиты (куда попадают, например, "подкидыши")»[3].

Следует отметить, что сообщение в органы опеки и попечи­тельства по месту фактического нахождения детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью должностных лиц и граждан. Однако санкции за нарушение этой обязанности ни в СК РФ, ни в ином нормативном акте не установлены. По этой причине указанная обязанность является, скорее, деклара­тивной, чем реальной.

Надо полагать, что органы опеки и попечительства могут получать информацию и из других источников, например из средств массовой информации, в результате личных наблюдений и т.д. По большому счету, источник информации о детях, остав­шихся без попечения родителей, не имеет значения. Здесь важен результат.

В течение трех дней с момента поступления соответствую­щих сведений орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка. В ходе обследования про­веряется достоверность полученной информации, представители органа опеки и попечительства знакомятся с условиями, в кото­рых проживает ребенок, выявляют родственников, которые смо­гут обеспечить временный уход за ним до решения вопроса о его устройстве. При установлении факта отсутствия попечения роди­телей или родственников несовершеннолетнего орган опеки и попечительства должен обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

В месячный срок со дня поступления сведений о ребенке органы опеки и попечительства должны обеспечить его устрой­ство. В случае если в указанный срок невозможно передать ребенка на воспитание в семью, сведения о нем направляются в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, орган исполнительной власти субъекта РФ также в месячный срок должен организовать устройство ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке направляются в Министерство образования и науки РФ для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попе­чения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

На 1 января 2008 г. в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей воспитываются 9934 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: в семьях опекунов (попечителей) - 8380; в приемных семьях - 135 детей; усыновленных детей - 1419 детей.

В 2007 году на воспитание в семьи граждан были переданы 2694 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что превы­шает показатели 2006 года на 22,6 % (в 2006 году- 2 196 детей). Из 2 694 детей, переданных на воспитание в семьи: под опеку (попечительство) переданы- 2411 детей; усыновлены - 148 детей, в том числе 31 - иностранными гражда­нами; в приемную семью - 135 детей[4].

Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попече­ния родителей, и аналогичные региональные банки данных в совокупности составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, остав­шихся без попечения родителей, установлен Федеральным зако­ном «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 3 данного Закона целями формирова­ния и использования государственного банка данных о детях являются:

1)         осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

2)         оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, пос­тоянно проживающих на территории РФ;

3)         создание условий для реализации права граждан, желаю­щих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

В ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность руководителей воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учрежде­ний, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения роди­телей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения. За невыполнение возложенных на них обя­занностей (нарушение сроков, непредоставление требуемой информации, предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью) руководители соответствую­щих учреждений и должностные лица привлекаются к ответст­венности в порядке, установленном законом. Конкретные меры ответственности предусмотрены в ст. 5.36 КоАП РФ.


2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства

ребенка в семью

 

Усыновление как искусственное «сыновство» соверша­лось в России еще в пору язычества. После принятия хри­стианства усыновление совершалось «посредством особого акта, исходящего от церковной власти, освящалось осо­бым церковным обрядом сынотворенья»[5]. Обычное право, в свою очередь, предусматривало разные процедуры усы­новления:

—         через обряд фиктивного рождения. Для большей дос­товерности в некоторых русских местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Ими­тировать роды мог и мужчина;

—         через фактический прием усыновляемого в дом;

—         через особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление знали и в далекие времена, когда существовала древняя семья. Причем со временем все более отчетливо обнаруживала себя цель усыновления — иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов. Такое усыновление существовало еще долгое вре­мя без особых перемен. Много позже — во времена царство­вания Екатерины II — имели место лишь единичные случаи усыновления. Так, в 1796 г. она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Иначе говоря, в каждом конкретном случае на усыновление требовалось специальное разрешение императрицы. Только в начале XIX в. усыновление подверглось значительным изменениям. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорож­денных родственников через передачу им при жизни фами­лии и герба и оставление по смерти в наследство недвижи­мого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными «во всех наследственных линиях и не могли быть отчуждаемы от прав, присвоенных общими узаконениями равным степеням родства» Несколько позже появилась целая серия указов, посвященных усыновлению. Все они придерживались принципа сословности. Что же касается усыновления лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то время оно получило название генеалогиче­ского и предназначалось для поддержания угасающей фа­милии. Но одновременно преследовалась цель приобрете­ния ребенком новой семьи. Причем не обязательно, чтобы ребенок был сиротой, однако от родителей в таких случаях требовалось согласие на усыновление.

Заметной вехой в законодательстве, посвященном усы­новлению, стал Закон 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Теперь можно было усыновлять всех де­тей безотносительно к их сословной принадлежности и ве­роисповеданию. Усыновителями также могли стать все лица, за исключением тех, кто был обречен по своему сану на безбрачие. Но усыновлять разрешалось тем, кто не имел собственных или узаконенных детей (исключение делалось лишь для мещан и сельских обывателей). Другое ограниче­ние заключалось в том, что усыновителями не могли стать лица моложе 30 лет. Усыновление классифицировалось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным. Во вторую — усыновление кормилицами. И, наконец, менее желатель­ным считалось усыновление «за награду».

Информация о работе Усыновление (удочерение) детей