Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:49, курсовая работа
Цель работы – анализ законодательства и разработка мер по совершенствованию сложившейся системы юридической помощи детям-сиротам. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- проанализировать понятие «ребенок-сирота»;
- раскрыть основные направления социальной защиты детей-сирот;
- дать характеристику мерам социальной поддержки детей-сирот.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
1.1. Определения понятий «ребенок – сирота»
1.2. Понятие и основные направления социальной защиты детей-сирот
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕР ЗАЩИТЫ И ОКАЗАНИЧ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
2.1. Меры по оказанию юридической помощи для детей-сирот.
2.2. Гарантии жилищных прав детей-сирот
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Курсовая работа
Оказание юридической помощи детям-сиротам (возраст детей с 14 до 23 лет)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества решение проблем сиротства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и в значительной мере определяет социальное благополучие детского населения. Детство - это постоянная и естественным образом сменяемая часть любого общества, стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.1
Проблема социального сиротства сегодня характерна для многих развитых и развивающихся стран. Налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества. Произошла переоценка и перекомпоновка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековые народные традиции, в том числе по отношению к семье и детям.
Объектом исследования выступает защита детей-сирот как проблема социального обеспечения.
Предметом исследования является действующее законодательство, научные достижения в области цивилистики, материалы судебной практики, связанные с вопросами защиты детей-сирот и оказания им необходимой юридической помощи в случае нарушения законных прав и гарантий.
Цель работы – анализ законодательства и разработка мер по совершенствованию сложившейся системы юридической помощи детям-сиротам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- проанализировать понятие «ребенок-сирота»;
- раскрыть основные направления социальной защиты детей-сирот;
- дать характеристику мерам социальной поддержки детей-сирот.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых – специалистов в гражданском праве, праве социального обеспечения, семейном праве и других отраслей права, таких как Серебровский В.И., Апполонов А., Сергеев А.П., Зайцева Т. и др. Кроме того, в работе используется нормативно-правовая база: Конституция Российской Федерации 1993 г, Гражданский Кодекс РФ и другие законы, подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и отдельных субъектов РФ.
Методологическая основа исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, описание, измерение), а также частнонаучные (статистические методы, анализ рядов распределения, рядов динамики, сравнительного правоведения, экспертных оценок и др.).
Практическая основа исследования представлена нормативно-методическими документами, материалами судебной практики, а также комплексом материалов и результатов исследований известных ученых гражданского права и право социального обеспечения, которые содержат информацию о современном состоянии социальной защиты детей-сирот.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
1.1. Определения понятий «ребенок – сирота»
Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»2.
Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировало абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью.
Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ3. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии (пособия и иные гарантии социальной защиты4. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд «недетские» права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права - для ребенка.
В части 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Вместе с тем количество социальных сирот в России к концу 2008 года составляло более 126 025 тысяч. Проблемные вопросы, связанные с регулированием в России социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой кодексы и др. закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей. К сожалению, не выработана единая система критериев, которые составили бы основу нормотворческой деятельности в области прав ребенка, и исключили разноплановость правового регулирования, а также свидетельствовали бы о государственно-правовой опеки над детьми.
Одна из негативных особенностей современного положения детей в российском обществе - социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития каждого ребенка. Дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством, воровством, в менее опасной для общества форме, но не менее значимой для ребенка. К категории социально депривированных детей следует относить, прежде всего, тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды, дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденные переселенцы и беженцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающих уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящихся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Решение проблем социального сиротства невозможно вне связи с обществом и государством. Ведущая роль в этих процессах должна принадлежать активной государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей5.
Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию социальных сирот6. Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок её оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов. Так, в Административный кодекс от 22.06.2007 (ФЗ N 116) внесены изменения лишь в части увеличения размера штрафов. При неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа7. В действующем Уголовном кодексе РФ8 предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних, однако родители привлекаются к уголовной ответственности только в случае жестокого обращения с детьми. До сих пор правоприменение статьи 72 Семейного Кодекса РФ9 «Восстановление в родительских правах» является редким явлением. Статья гласит, что «родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка». В то же время можно констатировать факт, что ни одна из существующих организаций, ни одно из государственных учреждений не занимаются восстановлением родителей в правах, сопровождением семей, лишенных или ограниченных в родительских правах, что приводит к дальнейшей деградации семьи и повторному лишению прав в отношении вновь рожденных детей. Это препятствует реабилитации биологической семьи - естественной среды социализации ребенка.
Определение в литературе сиротства как социального указывает на то, что в конечном счете именно общество несет ответственность за отсутствие достаточных материальных, финансовых и социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга по отношению к детям.10
Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяются два понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей11.
Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица того же возраста, которые остались без единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, их отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Иногда в понятие детей, оставшихся без попечения родителей, включают и детей-сирот.
Особую категорию детей, лишенных родительского попечения, представляют безнадзорные, в том числе беспризорные, дети. Их понятие определяет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»12. Безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Закон определяет и понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, как лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.13
В России положение социальных сирот остается напряженным на протяжении многих лет. Приведем факты из малоизвестного, но страшного своими подробностями письма Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 1997 г. N 21-20-9814 «О состоянии исполнения законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей». В нем говорится: обобщение материалов прокурорских проверок на местах показало, что состояние исполнения законодательства о защите детей, оставшихся без попечения родителей, является крайне неудовлетворительным. Стремительно нарастает кризис семьи. Снижается воспитательное воздействие родителей. Их деморализация, пьянство и нищета породили крайне негативную тенденцию к увеличению темпов социального сиротства детей. Если в 1992 г. было выявлено свыше 67 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1996 г. их численность превысила 113 тыс.
Существовавший ранее на местах механизм взаимодействия различных органов и учреждений по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, разрушен. Вопреки ст. 121 СК РФ15 в уставах муниципальных образований Калужской, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Ульяновской областей и других регионов вопросы организации опеки и попечительства даже не упоминаются. Вследствие бездействия этих и других органов дети бродяжничают, попрошайничают, проживают в подвалах и на чердаках, ночуют в мусорных контейнерах, умирают от дистрофии, используются взрослыми для целей экономической и сексуальной эксплуатации.16
В результате мероприятий, проведенных по требованию прокуратуры Свердловской области, только в течение трех дней было выявлено около 4 тыс. беспризорных детей, при этом 300 детей были госпитализированы в состоянии крайнего истощения, с кожными, венерическими и другими заболеваниями. Многие из-за нищеты не посещали школу, добывали средства на пропитание попрошайничеством. В Ставропольском крае выявлено 640 детей, не обучающихся в школе, из них 200 не учились вообще, а 240 не могли посещать школу из-за тяжелого материального положения семьи. В Воронежской области областная акция поиска и оказания срочной помощи детям, попавшим в экстремальную ситуацию, выявила 376 детей голодающих, 20 - просящих подаяние, 12 - нуждающихся в срочной госпитализации, 68 - страдающих от произвола родителей. В Москве только в 1996 г. выявлено 6 тыс. подростков, нуждающихся в защите государства.
Информация о работе Оказание юридической помощи детям-сиротам