Оказание юридической помощи детям-сиротам

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ законодательства и разработка мер по совершенствованию сложившейся системы юридической помощи детям-сиротам. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- проанализировать понятие «ребенок-сирота»;
- раскрыть основные направления социальной защиты детей-сирот;
- дать характеристику мерам социальной поддержки детей-сирот.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
1.1. Определения понятий «ребенок – сирота»
1.2. Понятие и основные направления социальной защиты детей-сирот
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕР ЗАЩИТЫ И ОКАЗАНИЧ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
2.1. Меры по оказанию юридической помощи для детей-сирот.
2.2. Гарантии жилищных прав детей-сирот
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по правоведению 3 курс..doc

— 277.50 Кб (Скачать)

При этом сиротские учреждения крайне переполнены (зачастую в 2 и более раз). Практически все регионы остро нуждаются в открытии новых учреждений этого типа.

Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается. В Кемерово свыше 360 детей ждали своей очереди для устройства в детские дома около года. В Тверской области в течение полутора лет 415 детей содержались в центре временной изоляции для несовершеннолетних, где максимальный срок пребывания установлен в один месяц. Для многих обездоленных детей, чья вина лишь в том, что они остались без родителей, пребывание в этих учреждениях превращено, по существу, в тюремное заключение. Всего в 1996 г. в центрах временной изоляции органов внутренних дел содержалось свыше 12 тыс. детей, лишившихся родительского попечения, что сопоставимо с числом детей, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних преступников.

Острую нехватку интернатных учреждений пытаются компенсировать открытием приютов - учреждений, не приспособленных для длительного стационарного содержания и обучения. Между тем в нарушение ст. 122 СК РФ дети проживали в таких приютах годами.

Государственные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в крайне бедственном положении из-за ставшего нормой хронического недофинансирования. Денежные средства на коммунальные услуги, капитальный и текущий ремонт не выделяются и компенсируются, как правило, за счет статей бюджета, предусмотренных на питание, приобретение одежды, обуви. Созданные ранее резервы и запасы исчерпаны. Следствием этого стало вынужденное возвращение из интернатов свыше 600 детей в крайне неблагополучные по социальным показаниям семьи. В Читинской области данные учреждения профинансированы на 8-40% необходимого. Из интерната с. Линево этой области вследствие длительной невыплаты заработной платы уволились все работники, имеющие педагогическое образование.

Создавшееся критическое положение с финансированием сказывается прежде всего на содержании детей. Им не созданы условия, хотя бы минимально приближенные к достойному существованию, как это предусмотрено Конвенцией ООН о правах ребенка. В Республике Калмыкия на питание учащихся Яшкульской школы-интерната на 1 сентября 1996 г. поступило 4 млн. руб., хотя нормативами финансирования предусматривалось 606 млн. руб. Не выделено вовсе средств ни на питание, ни на медикаменты Верхне-Яшкульской школе-интернату для детей, больных туберкулезом. Администрация Матросовской вспомогательной школы-интерната, отчаявшись получить хоть какое-то финансирование, вынуждена была обратиться за «подаянием» к населению. Почти повсеместно в рационах интернатных учреждений не хватает мяса, рыбы, фруктов, яиц, кисломолочных продуктов, которые компенсируются хлебом и макаронными изделиями. Вместе с тем установлены многочисленные факты присвоения продуктов, их недостачи и незаконного списания.17

Воспитанники не обеспечены одеждой, обувью. Учащиеся Платоновского детского дома Тамбовской области, например, отправлялись на занятия в школу на босу ногу. В летние месяцы воспитанники Ояшинского дома-интерната Новосибирской области носят зимнюю рваную обувь, а в помещениях ходят босиком. Детскому дому N 1 этой же области поставляются неликвиды - нижнее белье 60-62 размеров, обувь 43-45.

Грубо нарушаются права детей на охрану здоровья. Многие здания учреждений находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта. В ряде интернатов температура воздуха зимой опускается до +10°C. Прокурорами вскрываются факты жестокого обращения с воспитанниками. За кражу пачки сигарет воспитатель детского дома № 1 Новосибирской области заставила воспитанника жевать окурки, других детей лишила пищи, держала в течение дня в нижнем белье. Воспитатель детского дома-интерната № 28 Москвы на протяжении нескольких лет грубо обращалась с сиротами, избивала их, в связи с чем многие убегали из интерната.

Руководители учреждений, являющиеся в соответствии с законом опекунами воспитанников, не принимают мер к защите их прав на получение алиментов, пенсий и пособий. Большинство воспитанников скитаются по сиротским учреждениям многие годы. За это время на их счетах (при должной постановке дела) могли бы накопиться значительные суммы пенсий и алиментов. Однако практика государственного обворовывания сирот приводит к тому, что вместо денег многие воспитанники получают одну лишь «бумажку» - справку о пребывании в учреждении, с ней и вступают в жизнь.

Повсеместно выявляются факты хищений денежных средств, материальных ценностей, их нецелевого использования. В Мошковском районе Новосибирской области за счет бюджетных средств, предназначенных для Ояшинского детского дома-интерната, соорудили рыболовный пруд и Дом рыбака, затратив на это около 500 млн. руб.

Как свидетельствуют материалы прокурорского надзора, крайне неэффективная деятельность органов опеки и попечительства по выявлению, устройству и защите прав детей, нуждающихся в помощи государства, является следствием неудовлетворительного контроля со стороны региональных и федеральных органов управления за работой подведомственных интернатных учреждений. Явно недостаточно специалистов по охране детства на местах. Типично в этом смысле положение в Новосибирской области: объем работы увеличился в 6 раз, а специалистов по охране детства сократили.

Не сумев наладить должного функционирования системы опеки и попечительства, местные администрации, Минобразование России все большую ставку делают на международное усыновление. Так, за последние годы число отправленных за границу российских детей увеличилось почти в 5 раз (1996 г. - 678, 1998 г. - 3197), в то время как усыновление детей российскими гражданами остается на одном уровне и каких-либо мер к активизации этой работы не принимается.18

О сложившейся ситуации Генеральный прокурор проинформировал Президента и Правительство Российской Федерации.

Трудно поверить, что речь идет о событиях всего лишь 15-летней давности. Однако ни по масштабам социального сиротства, ни по положению российских социальных сирот кардинального улучшения не произошло.  Дети, о которых говорилось в письме, выросли (если выжили), многие из них вероятно стали родителями - скорее всего таких же безнадзорных детей. Неслучайно Т.Н. Сидорова, посвятившая свою работу современным беспризорным детям19, цитирует роман В. Гюго «Отверженные", воспринимавшийся в нашей стране в свое время как отражение далекой и безвозвратной истории. Она пишет, что базы данных о численности беспризорных детей не создано. М. Зурабов в 2004 г. говорил о 40 тыс. беспризорных детей. Можно было бы назвать и любую другую цифру, взятую наугад, так как в справочниках Росстата этих данных нет. В 2008 г. заместитель главы Федерального агентства по делам молодежи А. Повалко сообщил «Интерфаксу», что в России, по приблизительным подсчетам, до 5 млн. бездомных несовершеннолетних детей.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- Современное российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях) по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и, фактически, игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.

На сегодняшний день не сформирована система социальной защиты и помощи семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, не созданы условия для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей.

- Не созданы службы сопровождения семьи при органах опеки и попечительства, направленные на предотвращения вторичного сиротства, отказа от усыновленных и опекаемых детей.

Не функционируют службы, на которые были бы возложены обязанности по отбору, обследованию, обучению кандидатов на любую из форм устройства детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение.

- Не созданы при органах социальной  защиты службы постинтернатного  сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  до достижения ими 23-х лет, с целью активной социализации и привития им навыков самостоятельной жизни.

 

1.2. Понятие и основные  направления социальной защиты  детей-сирот

Основные гарантии прав и законных интересов детей в нашей стране определены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка (статья 2) и основывается на Конституции РФ (статья 3). В статье 4 данного закона приводятся основные цели государственной политики в интересах детей (осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей), и основные принципы этой политики.

Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством РФ (статья 8).

Государственные минимальные социальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг по: гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему и высшему профессиональному образованию, воспитанию; бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами; гарантированному обеспечению детей по достижении ими возраста 15 лет правом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством РФ; социальной защите детей, в том числе путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ; организации оздоровления и отдыха детей, в особенности детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; оказанию квалифицированной юридической помощи.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни определяются с учетом региональных различий и субъекты РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты. Дети имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни. При их несоответствии должностные лица несут административную ответственность.

Обеспечение прав детей на охрану здоровья регламентируется статьей 10. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывают детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение детей.

В статье 12 говорится, что органы государственной власти РФ устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на неблагоприятных в экологическом отношении территориях.

Мероприятия по защите прав и законных интересов в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости детей, начиная с 14 лет, представлены в статье 11. При приеме на работу детей старше 15 лет им гарантируется: вознаграждение за труд; охрана труда; сокращенное рабочее время; отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проводится ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора и другие льготы, установленные законодательством РФ.

Государство гарантирует судебную защиту прав этих детей (статья 15). В целях защиты прав детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Она включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации, которые осуществляются этими службами самостоятельно или совместно с другими учреждениями. Общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные, ущемляющие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия органов государственной власти, учреждений, организаций, граждан, в том числе, родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов по работе с детьми. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, необходимо обеспечить гуманное обращение с несовершеннолетними, оказать им квалифицированную юридическую помощь. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учета особенностей возраста и социального положения ребенка.

Информация о работе Оказание юридической помощи детям-сиротам