Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:49, курсовая работа
Цель работы – анализ законодательства и разработка мер по совершенствованию сложившейся системы юридической помощи детям-сиротам. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- проанализировать понятие «ребенок-сирота»;
- раскрыть основные направления социальной защиты детей-сирот;
- дать характеристику мерам социальной поддержки детей-сирот.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
1.1. Определения понятий «ребенок – сирота»
1.2. Понятие и основные направления социальной защиты детей-сирот
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕР ЗАЩИТЫ И ОКАЗАНИЧ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
2.1. Меры по оказанию юридической помощи для детей-сирот.
2.2. Гарантии жилищных прав детей-сирот
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года № 487 утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки, в том числе студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, в разделе IV которого определен порядок назначения и выплаты государственных социальных стипендий студентам, нуждающимся в социальной помощи.
В соответствии с Типовым положением, выплата государственной социальные стипендии назначаются в обязательном порядке отдельным категориям студентов, в числе которых и студенты – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представившим в образовательное учреждение справку, выданную органом социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи. Эта справка предоставляется ежегодно. Студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют право претендовать на получение государственной академической стипендии на общих основаниях. Она может быть назначена студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично» в пределах стипендиального фонда по представлению стипендиальной комиссии.
Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»24 вступил в силу с 1 января 2013 года.
В настоящее время в Российской Федерации действует 15 законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня уже очевидно, что при росте рождаемости объективно необходимо усиление мер социальной защиты детей сирот и детей, остающихся без попечения родителей, повышения социальной ответственности родителей и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за организацию работы органов опеки и попечительства.
Именно на это направлены основные положения Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года.
Согласно результатам мониторинга в числе ежегодно выявляемых детей сирот (6770 чел. в 2012г) более 80% (5723) это дети из семей, в которых родители лишены либо ограничены в родительских правах.
В прошлом году на 15,3 % увеличилось число случаев отказов матерей от своих новорожденных детей. Рост отмечен в Республике Коми, Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях.25
Число «отказников» от общего числа родившихся малышей составляет всего 0,3%, однако в средствах массовой информации постоянно публикуются эпизоды жестокого и преступного отношения к детям и новорожденным со стороны родителей и это формирует негативный фон проводимой государством социальной политики.
Во исполнение Указа Президента России федеральным и региональным органам государственной власти предстоит принять неотложные меры по совершенствованию действующей в Российской Федерации системы защиты детей сирот, развитию государственных и общественных институтов в сфере опеки и попечительства.26
По большинству поручений, содержащихся в Указе, Правительством Российской Федерации предприняты необходимые действия:
-разработаны и проходят установленные согласования законопроекты, предусматривающие создание механизмов поддержки граждан – усыновителей и упрощение процедур усыновления;
-принято Постановление
- внесен в Государственную думу
законопроект о предоставлении
налоговых льгот приемным
- принято соответствующее
И, наконец, с 1 января уже выплачивается повышенная социальная пенсия инвалидам с детства в размере 8704 рубля.
Безусловно, эти меры еще только начинают работать, и в текущем году предстоит оценить их эффективность.
Однако уже сегодня необходимо выделить ряд системных проблем, возникающих при реализации данного направления социальной политики и, в частности, сложившуюся систему финансирования государственных обязательств.27
Например, в проекте «Закона о налоговых льготах для усыновителей» предлагается увеличение сумм ежемесячных налоговых вычетов для приемных родителей в среднем на 120%. При этом выпадающие доходы по налогу на доходы физических лиц, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, являются фактически дополнительными расходами субъектов Российской Федерации. (Для справки. В целом по Российской Федерации объем выпадающих доходов прогнозируется на уровне 4,6 млрд. рублей, хотя по некоторым оценкам он будет выше)
Это происходит на фоне ухудшения состояние бюджетной обеспеченности почти половины субъектов Российской Федерации округа. Если по итогам 4 месяцев 2012 года только один регион округа (Вологодская область) имел дефицитный бюджет, то в 2013 году уже четыре региона (Вологодская, Новгородская области, Республики Карелия и Коми). Суммарный дефицит по данным субъектам Российской Федерации составил 3,6 млрд. рублей.28
Учитывая усиление негативных тенденций в бюджетной сфере тенденций, позиция руководителей регионов в части увеличения целевого финансирования социальных обязательств государства, принятых в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, за счет федерального бюджета, представляется обоснованной и, может быть поддержана Советом.
Отмечается тенденция постепенного увеличения числа осиротевших детей, не имеющих постоянного жилья.
За 2012 г их число сократилось на 169 человек по сравнению с В 2013 их число еще уменьшилось на 298 чел. и составляет 42 864 чел. или около 75% от общего числа детей-сирот, проживающих в округе., По состоянию на 1 мая 2013 г. по федеральному округу общее число нуждающихся и состоящих на учете детей - сирот и приравненных к ним лиц составляет – 11 130 чел. В среднем ежегодное уменьшение очередей происходит в пределах 20%. Так в 2012 году из 10,4 тыс. нуждающихся жилье получили 2,2 тыс. чел. Наибольшее время ожидания в очереди отмечалось в Республике Коми – 4 года, в Вологодской, Архангельской областях и Ненецком автономном округе – около 3 лет, наименьшее время ожидания в очереди – в Калининградской области – 8 месяцев.
В 2013 году проблема обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей еще более обостриться в связи с принятием федерального Закона №15, предусматривающего право получения жилья лицам, приравненным к детям – сиротам, т.е. фактически взрослым людям из числа детей – сирот, своевременно не реализовавшим свое право на получение жилья.
Общая численность лиц этой категории на 1 января 2013 года увеличилась на 794 чел. и составила 4 700 чел. но уже за четыре месяца 2013 года их число увеличилась на 816 и составило уже 5, 5тыс. чел. из них за этот период получили жилье только 112 человек.
При том, что число нуждающихся в жилье детей – сирот и приравненных к ним лиц, очевидно, будет ежегодно расти, в 2013 году субъектами Российской Федерации планируется обеспечить лишь 1 748 чел, (уже более 5000 на учете), а в 2014 году – 1 903 чел. в том числе из числа приравненных лиц, только 553 и 502 чел. соответственно.
С каждым годом увеличивается количество судебных решений, принятых в отношении детей-сирот и подтверждающие их право на получение жилья. Если за 2012 год количество судебных решений выросло на 260 и составило 958 решений, то уже на 1 мая 2013 года их количество еще увеличилось на 902 и составило 1860 решений.
В связи с этим считаем целесообразным провести в регионах детальную ревизию всех судебных решений и внести соответствующие объемы расходов по погашению образовавшейся кредиторской задолженности в бюджеты 2014 года и на плановый период 2015, 2106 годов.
В сложившейся финансовой ситуации и с учетом увеличения объемов социальных обязательств в связи с принятием «15 федерального закона» необходимо значительно расширить диапазон способов обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жильем, в том числе за счет арендного жилья, социального найма, предоставления жилья из специализированного жилого фонда. Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о привлечении в эту сферу частного капитала на условиях частно-государственного партнерства.
Основной причиной, очевидно, является реализация мер материальной поддержки государством приемных и патронатных семей. Это выплаты заработной платы приемным родителям, единовременные пособия из федерального бюджета при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячные пособия из региональных бюджетов на содержания, а также иные льготы, предоставляемые приемным родителям субъектами Российской Федерации.
При этом, расчеты показывают, что на содержание одного ребенка, проживающего в приемной семье, при всем многообразии форм материальной поддержки, обходится государству в 108,1 тыс. рублей в год, а в социальных учреждениях – 525,9 тыс. рублей. Не говоря уже о морально-психологической и воспитательной стороне дела.
Наряду с государственными социальными учреждениями на территории действуют 10 негосударственных организаций для детей-сирот.. Такие организации созданы по инициативе общественности в Вологодской, Калининградской, Мурманской, Псковской областях. В Санкт-Петербурге действуют 6 некоммерческих общественных организаций.
Очевидно, необходимо принять в регионах специальные программы государственной и муниципальной поддержки таких социально ориентированных организаций, в том числе рассмотреть возможность создания домов-коммун совместного проживания выпускников детских домов, начинающих самостоятельную жизнь.
В тоже время в округе не получила должного распространения такая форма семейного воспитания как патронатная семья. Только в трех субъектах Российской Федерации отмечен опыт определения детей-сирот в семьи по договору о патронате. В Республике Карелия - 15 детей, в Калининградской области – 94, и в Псковской области – 3 чел.
В 2012 году в субъектах Российской Федерации по договору о патронатной семье дети-сироты на воспитание не передавались.
В прошедшем году отмечается снижение числа усыновленных детей-сирот на 330 случаев (или на 20,6 % от прошлого года). Всего зарегистрировано 1 271 акт усыновления. При этом 828 детей усыновлено российскими гражданами и 443 ребенка - иностранными гражданами.29
В 2013 году ситуация не меняется. За 4 месяца т.г. усыновлено 284 ребенка, в том числе 189 детей – российскими и 95 детей – иностранными гражданами.
В регионах федерального округа государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделены 308 муниципальных образований, численность специалистов, работающих составляет1063 чел.
В тоже время согласно рекомендованному нормативу примерная численность социальных работников в округе должна составлять 1 316 чел. (нехватка составляет около 253 чел. или почти 24% от имеющейся на сегодняшний день численности работников).
Указом Президента Российской Федерации поставлена задача к 2018 году довести уровень заработной платы педагогических работников, образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям- сиротам до 100% от средней в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Сегодня имеется некоторый отток кадров работников данных категорий. В 2012 году численность уменьшилась 1,2%. При этом средняя заработная плата увеличилась на 12,6%, но не за счет увеличения финансирования учреждений, а за счет оптимизации численности сотрудников и сокращения числа социальных учреждений. Среднее соотношение заработной платы социальных работников с показателями по округу от 0,63 (Р.Карелия) до 1,0 (НАО).
Указом Президента Российской Федерации прямо предписано внести показатель «доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам, охваченных другими формами семейного устройства, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях всех типов» в систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Несмотря на благоприятную, в целом ситуацию, в части уменьшения доли детей - сирот в регионах округа, данный показатель будет предметом постоянного мониторинга аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ближайшие годы.
Информация о работе Оказание юридической помощи детям-сиротам