Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)
  1. компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.
 

    § 3. Международное  сотрудничество органов прокуратуры

    Закон о прокуратуре  впервые наделил органы прокуратуры  в лице Генеральной прокуратуры  РФ значительными полномочиями по осуществлению  международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст.2 этого закона Генеральная прокуратура РФ в  пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных  договоров РФ.

    Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с  соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи.

    Это направление  деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и  актуальность также в связи с  конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о  вхождении в качестве составной  части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров  РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности  по надзору за их соблюдением и  исполнением, но и по участию в  работе по их разработке.

    Развитие международной  деятельности Генеральной прокуратуры  РФ осуществляется в соответствии с  ее компетенцией по следующим направлениям:

    • организация  международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);

    • организация  международного сотрудничества в рамках Совета Европы;

    • организация  международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных  организаций;

    • участие в  разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью  и оказанию правовой помощи;

    • экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия  наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

    Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры  РФ состоит в налаживании связей с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научное и научно-практические конференции, семинары, встречи генеральных прокуроров и другие.

    Правовую базу международной деятельности прокуратуры  РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и  иные документы, в том числе и  продолжающие действие в порядке  правопреемства Россией договоры, заключенные  СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.

    Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и  правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную  в г. Минске 22 января 1993 г., а также  Соглашение между Генеральными прокурорами  государств-участников Протокола к  данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

    Согласно требованиям  этих международно-правовых актов поручения  о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей  договаривающейся стороны санкционировано  прокурором (судом), направляются для  исполнения на территории запрашиваемой  договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.

    Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции  прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением  законов органом следствия и  дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В  случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий не известно, поручение направляется в  адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или  прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.

    С момента вступления России в Совет Европы, а также  подписания и ратификации Европейских  конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 г., Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем  работы, как по реализации программы  этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.

    В соответствии с  Конвенцией 1959 г. к вопросам оказания правовой помощи относятся:

    • исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских  показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;

    • вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны  свидетелей, экспертов и обвиняемых;

    • передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;

    • информировании государств-участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.

    В феврале 2000 г. Европейская  Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую  форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и  т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.

    При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г., обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

    –> просьба касается преступления, которое запрашиваемая  сторона считает политическим или  связанным с политическим;

    –> запрашиваемая  сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб  суверенитету, безопасности, общественному  порядку или другим существенно важным интересам страны;

    –> преследование  или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством  Российской Федерации и иные случаи.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ о ратификации Конвенции  «О выдаче» 1957 г. Генеральная прокуратура  РФ – орган Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче. Указанным  Федеральным законом, предусмотрена  возможность судебного обжалования  лицом решения компетентного  органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, также  как возможность отказа в экстрадиции  в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличают Конвенцию 1957 г. от Минской  конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции  стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

    Выполнение поручений  на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением  действующих законов, надзор за исполнением  которых также осуществляется прокуратурой. Особенно это касается таких действий, как задержание, заключение под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи.

    Прокуратура, используя  полномочия по взаимодействию с зарубежными  странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам  вправе обращаться к компетентным органами сотрудничающих с Россией стран  и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места  работы и доходов лиц, к которым  предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам  и другим.

    В Генеральной  прокуратуре РФ с 1996 г. функционирует  международно-правовое управление, которое  выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы  экстрадиции. Вместе с тем исполнение поручении об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, налоговой полиции, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.

    Особое внимание в международной деятельности прокуратуры  уделяется формированию надежной системы  антикриминального взаимодействия в рамках Совета генеральных прокуроров СНГ. Он создан в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры  в сфере обеспечения законности, борьбы с транснациональной преступностью  в СНГ, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по конкретным вопросам, выработки единой политики по соглашениям правоохранительного  характера. Для организации работы Совета в 1997 г. образована постоянно  действующая исполнительная группа из числа представителей прокуратур СНГ – Секретариат Координационного Совета.

    Деятельность Координационного Совета в первую очередь направлена на реализацию Межгосударственной программы  совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ на период до 2000 года, на реализацию Концепций  взаимодействия сгосударств – участников СНГ по борьбе с преступностью, которая одобрена решением глав государств СНГ 2 апреля 1999г.

    Генеральная прокуратура  России является одним из инициаторов  и активным участником учрежденной  в 1996 г. международной ассоциации прокуроров, объединяющей органы прокуратуры 37 стран  мира, которая ставит своей главной  задачей налаживание тесного  сотрудничества прокуратур всех государств мирового сообщества.

    Кроме многосторонних международных соглашений прокуратура  укрепляет двусторонние связи с  отдельными государствами.

    Особо следует  выделить быстро развивающие связи  между прокуратурами России и  Китайской Народной республики, результатом  которых стало подписание двустороннего  соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола  о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в  приграничной зоне. Представитель Генеральной  прокуратуры участвует в работе Международного Трибунала в Югославии. Усилиями прокуратуры развивается  сотрудничество с прокуратурами  Финляндии, Швейцарии, Швеции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции  и Германии. 

    Основные положения  правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов  дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных  государств по уголовным делам 

    Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных орга­нов на территории государства, где было совершено преступ­ление. 

    Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции * обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном по­рядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. 

    _____________________ 

    *  От франц.  extradition: лат. ех - из, вне + traditio - передача. 
     

    В случаях, когда  выдача невозможна, государства, на террито­рии которых находятся правонарушители - «запрашиваемые го­сударства», обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц. 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи