Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой  стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственнос­ти либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступ­ление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государ­ству. Однако это правило не действует, если выданное лицо по исте­чении месяца после окончания производства по делу, а в случае осуждения — по истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинет территорию запрашивающего государства.

Если лицо, выдача которого требуется, на территории запраши­ваемого государства уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено, выдача таких граждан может быть отсрочена до пре­кращения уголовного преследования, приведения приговора в испол­нение или до освобождения от наказания.

Выдача лиц для  приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного  иностранным судом и скрывшегося  от отбывания наказания, но задержанного на территории другого госу­дарства. К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Министерством юстиции) копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством сторон являются наказуемыми и за совершение которых  гражданин был приговорен к лишению  свободы на срок не менее шести  месяцев или к более тяжкому  наказанию.

Что касается выдачи на время, то если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привле­чено к ответственности или осуждено, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении кото­рого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.

Производство обысков, выемок, изъятий. Основанием для совер­шения данных следственных действий является решение компетент­ного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соответст­вии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкциони­рованного.

Если необходимо получить из иностранного государства  доку­менты, записи и другие доказательства, нужно в запросе указать держателя  и/или местонахождение документов и описать их, по воз­можности указав все детали (например, для банковских докумен­тов — название банка, его адрес, номер счета и фамилию владельца счета, описание необходимых документов).

Производство экспертиз. Основанием для производства соответ­ствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного. Прежде чем направлять по­ручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запра­шивающего государства.

Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны  ей могут передаваться предметы: использованные при совершении пре­ступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобре­тенные в результате совершения преступления или в качестве возна­граждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены.

Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участни­ков процесса в запрашиваемом государстве. Данное действие в общем сходно с аналогичными действиями, проводимыми в соответствии с отечественными отдельными поручениями.

Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих  отношение к процессу, в запрашивающее  государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса  или производства с их участием других следственных действий. При этом в  запросе нужно указывать, по возможности, фамилию, адрес и номер телефона российского должностного лица (в  стране проживания иностранца), с которым  следует связаться для уточнения  деталей поездки.

Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский  ответ­чик и их представители, а  также эксперт, который по вызову, вручен­ному учреждением запрашиваемой  стороны, явится в учреждение юстиции  запрашивающей стороны, не могут  быть независимо от свое­го гражданства привлечены на ее территории к уголовной или админи­стративной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказа­нию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной гра­ницы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетель­скими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Однако указанные  лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей  стороны, хотя и имеют для этого  возможность, до истечения 15 суток с  того дня, когда допраши­вающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей стороны.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его  законному представителю запрашивающей  стороной возмещаются расходы, связанные  с проездом и пребыванием в  запрашивающем государстве, как  и не полученная заработная плата  за дни отвлечения от работы; эксперт  имеет также право на вознаграждение за проведение экспер­тизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запраши­вающей стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Вызов свидетеля  или эксперта, проживающего за рубежом, в учреждении юстиции не должен содержать  угрозы применения средств принуждения в случае неявки.

Уведомление об обвинительных  приговорах и сведения о судимос­ти. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в закон­ную силу приговорах в отношении граждан друг друга и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Государства также по просьбе предоставляют сведения о судимости лиц, привлеченных или привле­каемых к ответственности на их территории.

Обмен информацией  по правовым вопросам. Центральные  учреж­дения юстиции государств предоставляют друг другу сведения о дей­ствующем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. В принципе аналогичную информацию можно по­лучить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, но полученная информация будет отличаться по «юридическому каче­ству» и не для любых юридических целей может быть использована.

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания  наказа­ния в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвини­тельный приговор иностранным судом.

Передача осужденных для отбывания наказания регулируется как общими договорами о правовой помощи, так и специальными соглашениями — Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лише­нию свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц 1983 г. (РФ пока не участвует), двусторонними со­глашениями (например, с Латвией 1993 г.).

Общие правила передачи осужденных таковы:

а) обращаться с заявлением о передаче осужденного могут  сам осужденный и его родственники;

б) передача осужденных производится лишь после вступления в силу обвинительного приговора;

в) вопрос о передаче согласуется между центральными правоо­хранительными органами (в РФ — Генеральной прокуратурой);

г) передача не производится, если:

по законодательству государства, гражданином которого являет­ся осужденный, деяние, за которое  он осужден, не является преступ­лением;в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;

в государстве гражданства  осужденного истек срок давности или имеется иное основание, препятствующее исполнению наказания;осужденный имеет постоянное место жительства в государстве, судом которого вынесен приговор;не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.

При передаче осужденного  в Российскую Федерацию Верховный  Суд РФ выносит определение о  порядке отбытия наказания и  виде исправительно-трудового учреждения, а также согласует вынесен­ный срок лишения свободы с предусмотренным законодательством.

Признание в РФ приговоров иностранных судов. При наличии  международного договора приговор иностранного суда в РФ рас­сматривается так, как если бы он был вынесен российским судом. Так, согласно п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О призна­нии и исполнении в РФ решений иностранных судов и арбитражей» решения (в том числе приговоры по уголовным делам) иностранных судов признаются в нашей стране, если это предусмотрено междуна­родными договорами. Положение о равнозначности иностранных судимостей и осуждения в РФ предусмотрено также ст. 11 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., другими международными соглашениями.

Иными словами, при  установлении рецидива, а также повторности  как квалифицирующего признака состава  преступления или отяг­чающего обстоятельства должно приниматься во внимание осужде­ние лица судом иностранного государства, с которым у РФ имеется соответствующий международный договор.

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса  о правовой помощи 

Комментарий к статье 457 

1. При исполнении  российскими следователями, прокурорами,  судами запросов о правовой  помощи по уголовным делам  часть правил, отраженных в ст. 457, совпадает с соответствующими  правилами, предусмотренными для  запросов о правовой помощи  со стороны России иностранному  государству (см. ст. 453 УПК и комментарий  к ней). Отражены в ст. 457 и некоторые  особенности, присущие правилам  исполнения запроса на российской  территории.

2. Общие требования, предъявляемые УПК при запросе  о правовой помощи и ее исполнении, - это установленный порядок запроса  со стороны иностранного государства;  обоснование необходимости запрашиваемой  помощи и невозможности получить  необходимые следствию и суду  данные на территории данного  иностранного государства; направление  запроса компетентным органом  или должностным лицом данного  иностранного государства; официальное  удостоверение запроса и прилагаемых  к нему материалов дела компетентными  органами иностранного государства;  официально удостоверенный перевод  текста запроса и всех материалов  на русский язык.

3. Содержание запроса, исполняемого российскими следователями, прокурорами, судами, определяется обстоятельствами дела и базируется на многосторонних и двусторонних соглашениях (договорах) России с иностранным государством о правовой помощи по уголовным делам, а также на базе письменных соглашений России и данного иностранного государства, заключенных по принципу взаимности, где оба государства обязуются оказывать взаимную правовую помощь по перечисленным в соглашении вопросам или без их перечисления. Эта правовая база является общей как при исполнении Россией соответствующих запросов иностранного государства, так и при ее собственных запросах иностранному государству о правовой помощи.

4. В отличие от  запроса России иностранному  государству исполнение ею соответствующего  запроса иностранного государства  в порядке ст. 457 о производстве  на территории России процессуальных  действий по общему правилу  осуществляется на базе российского  законодательства - Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса  РФ. Может применяться и иное  отраслевое российское законодательство, если это диктуется обстоятельствами  дела (например, УК РФ, ГК РФ и  др.).

5. Применение норм  иностранного государства допускается,  однако требуется их оценка  с точки зрения соответствия  принципам, имеющим международное  признание, а именно уважения  суверенитета России и невмешательства  в ее внутренние дела.

6. Использование  иностранных процессуальных норм  при исполнении российскими следователями,  прокурорами, судами запроса о  правовой помощи иностранного  государства возможно, если они не противоречат российскому законодательству и международным договорам России (например, проведение допроса свидетеля с использованием полиграфа, что не предусмотрено УПК). Если соответствующие процессуальные нормы иностранного государства не могут быть применены в связи с их противоречием российскому законодательству, об этом должен быть дан обоснованный письменный ответ запрашивающей стороне.

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи