Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

В случае необходимости  производства на территории иностранного государства процессуальных действий (допрос, осмотр, выемка документов, обыск, проведение судебной экспертизы), предусмотренных  УПК РФ, в соответствии со ст. 453 “Направление запроса о правовой помощи” УПК  РФ следователь, дознаватель МВД  России направляют международное следственное поручение об их производстве компетентному  органу или должностному лицу иностранного государства, основываясь на положениях международного договора Российской Федерации  или на основе принципа взаимности. Запрос о производстве процессуальных действий МВД России направляет: 

через Верховный  Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

Министерство юстиции  РФ – по вопросам, связанным с  судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

самостоятельно в  отношении следственных действий, не требующих судебного решения  или согласия прокурора;

через Генеральную  прокуратуру РФ – в остальных  случаях.

В случае необходимости  производства на территории Российской Федерации процессуальных действий в соответствии со ст. 457 УПК РФ следователь  органов внутренних дел исполняет  переданные ему в установленном  порядке международные следственные поручения о производстве процессуальных действий в рамках международных  договоров Российской Федерации  или на основе принципа взаимности. Согласно ч. 3 указанной статьи УПК  РФ при исполнении запроса на территории Российской Федерации могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или  письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности. 

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации в настоящее  время все имеющиеся материалы  возбужденного и расследуемого  уголовного дела следователями органов  предварительного следствия системы  МВД России через Следственный комитет  при МВД России в рамках международного следственного поручения передаются в Генеральную прокуратуру РФ. В этом ведомстве решается вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства с целью осуществления уголовного преследования. 

Передача материалов уголовного дела с целью уголовного преследования является одним из видов оказания международной правовой помощи по уголовным делам и осуществляется следователями органов внутренних дел Российской Федерации в рамках исполнения международного следственного  поручения. Его порядок устанавливается  международными договорами Российской Федерации и российским законодательством (ст. 458 УПК РФ). 

Если преступление совершено за пределами государства, а лицо, его совершившее, находится  на территории Российской Федерации, в  соответствии со ст. 459 УПК РФ после  рассмотрения Генеральной прокуратурой РФ следователи органов внутренних дел исполняют международное  следственное поручение в пределах компетенции, определяемой уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 “О мерах по совершенствованию  организации предварительного следствия  в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации” (в ред. от 30.11.2008). 

Согласно международным  договорам или на основе принципа взаимности, а также ст. 462 УПК  Российская Федерация может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования  или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми  по уголовному закону Российской Федерации  и законам запрашивающего государства. 

Вместе с тем  в Российской Федерации закрепляется принцип недопустимости высылки  гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации и  выдачи гражданина Российской Федерации  другому государству. Так, согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации  и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству. 

Этот запрет учитывает  и норма Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) – ч. 1 ст. 13, в соответствии с которой  граждане Российской Федерации, совершившие  преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому  государству. 

Однако невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности  за совершение преступлений на территории иностранного государства. В этом случае органы внутренних дел Российской Федерации  в пределах компетенции обязаны  возбудить уголовное преследование  против российских граждан, подозреваемых  в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся  на территорию Российской Федерации. 

Запрет на выдачу российских граждан воспроизводит  правило о невыдаче собственных  граждан, закрепленное в т. ч. многосторонними  международными договорами: 

Резолюцией 45/116 Генеральной  Ассамблеи ООН от 14.12.1990;

региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о  выдаче от 13.12.1957; ст. 57 Минской конвенции  о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам от 22.01.1993);

двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским  и уголовным делам (России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом);

двусторонними соглашениями по вопросам выдачи (ст. 3 Договора между  Российской Федерацией и Китайской  Народной Республикой о выдаче от 26.06.1995).

Конституционный запрет на выдачу частично распространяет свою силу на иностранных граждан в  случаях предоставления им политического  убежища, предусмотренный в ст. 63 Конституции Российской Федерации. 

В случае совершения российским гражданином преступления на территории иностранного государства  и его возвращения на территорию Российской Федерации до возбуждения  в отношении него уголовного преследования  по месту совершения преступления уголовное  дело при наличии оснований, предусмотренных  уголовным законодательством (ст. 12 УК РФ), может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим  компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру  РФ, в соответствии с УПК РФ. 

Проблемные вопросы  при передаче уголовных дел: 

в рамках возбужденного  уголовного дела проведение дальнейших процессуальных действий на территории Российской Федерации не представляется возможным в силу недостаточности  имеющихся доказательств;

подозреваемое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, находится в  настоящее время на территории иностранного государства, и его выдача по разным причинам в Российскую Федерацию  для осуществления уголовного преследования  невозможна (иностранным государством лицу предоставлено политическое убежище; нет двустороннего соглашения о  выдаче).

В этой связи МВД  России совместно с Министерством  иностранных дел РФ стали инициаторами присоединения Российской Федерации  к Европейской конвенции о  передаче судопроизводства по уголовным  делам от 15.05.1972 (далее – Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 30.10.2007 № 237-ФЗ и вступившей в силу для Российской Федерации с 28 сентября 2008 г. 

Ратификация Конвенции  дополнила договорно-правовую базу сотрудничества со странами Совета Европы по уголовным делам в части их передачи для осуществления судопроизводства в отношении лиц, находящихся на территории иностранного государства и не подлежащих выдаче. Это позволит реализовать на практике принцип неотвратимости наказания. 

Конвенция имеет  самостоятельный предмет правового  регулирования, детально регламентирует порядок направления и исполнения запросов об осуществлении судопроизводства в отношении лиц, находящихся  на территории иностранного государства  и не подлежащих выдаче, предусмотрены  основания отказа в исполнении, процедура  передачи и правовые последствия  направления и исполнения для  запрашивающего и запрашиваемого государства. 

Вместе с тем  Конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством. Поэтому в Федеральном  законе о ратификации имеются  оговорки и заявления. 

Так, представляется важным включение оговорки о неприменении Российской Федерацией ст. 30 и 31 Конвенции  в отношении деяний, санкции за которые в соответствии с законодательством  другого договаривающегося государства  могут быть наложены только административным органом. Содержание этой оговорки продиктовано тем, что в Российской Федерации  назначение уголовного наказания возможно только по приговору суда, вынесенного  в порядке уголовного судопроизводства. 

Российская сторона, соблюдая положения Конституции  Российской Федерации и уголовного законодательства, ратифицировала Конвенцию, в частности ее ч. V, в той мере, когда это не противоречит принципу недопустимости повторного осуждения  за одно и то же преступление. 

Также в Федеральном  законе о ратификации Конвенции  сделаны принципиально важные заявления, связанные с тем, что положения  Конвенции на территории Российской Федерации будут действовать  в соответствии с законодательством  государства. 

Так, в ст. 11 Конвенции  перечислены случаи, когда Запрашиваемое  Государство может отказать полностью  или частично в исполнении запроса. В этой связи Российская Федерация  заявляет, что в каждом таком случае будет руководствоваться прежде всего необходимостью соблюдения одного из основных принципов уголовного судопроизводства – назначения виновным справедливого наказания, а также исходить из готовности наиболее полно обеспечить интересы Договаривающихся Государств в борьбе с преступностью. 

Компетентным органом  по реализации положений Конвенции  в соответствии с действующим  законодательством (ст. 458 и 459 УПК РФ) назначается Генеральная прокуратура  РФ, в то время как Конвенцией предусматривается Министерство юстиции (ст. 13 Конвенции). МВД России – уполномоченный орган в пределах компетенции  министерства. 

Так же, как в законах  о ратификации Европейской конвенции  о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции  о взаимной правовой помощи по уголовным  делам 1959 г., в Федеральном законе о ратификации Конвенции о  передаче уголовного судопроизводства заявлено, что российское законодательство не содержит применяемого в Конвенции (п. “d” ст. 11 и п. 1 ст. 30 Конвенции) понятия “правонарушение политического  характера”. Поэтому во избежание возможных коллизий в ходе реализации положений Конвенции одновременно указывается на перечень деяний, которые Россия не будет рассматривать в качестве таковых на основе принципа взаимности с Договаривающимся Государством. 

В Федеральном законе о ратификации содержатся заявления  об уточнении понятийного аппарата в отношении “подозреваемого  лица”, а также языка исполнения запроса. 

С 7 по 9 октября 2009 г. в Гааге, Королевство Нидерланды, проведен Международный семинар  по правовому сотрудничеству между  Европейским Союзом и Российской Федерацией, организаторами которого стали Еврокомиссия и Евроюст при участии шведской стороны, председательствующей в ЕС. 

С российской стороны  в нем приняли участие представители  Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной  службы по контролю за оборотом наркотиков, а также Генеральной прокуратуры РФ. 

Иностранные делегации  представляли сотрудники правоохранительных органов Великобритании, Швеции, Финляндии, Португалии, Польши, Болгарии, Чехии, Словении, Эстонии, Литвы, Латвии. Кроме того, в форуме приняли участие представители международных организаций: Генерального управления по вопросам справедливости, свободы и безопасности Еврокомиссии, Евроюста. 

На семинаре обсуждались  основные темы взаимодействия стран, входящих в Европейский Союз, и Российской Федерации, являющейся в настоящее  время ключевым партнером для  большинства европейских стран  в противодействии международной  организованной преступности, ее новым  вызовам и угрозам, включая терроризм: 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи