Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

    ________________________ 

    * Учитывая различия  в национальном законодательстве  стран участниц выражение «постановление  о задержании» в тексте Европейской  конвенции «означает любое постановление  предусматривающее лишение свободы  и вынесенное уголовным судом  в дополнение к приговору о  тюремном заключении или вместо  него» (ст 25) 
     

    Подписав Европейскую  конвенцию и принимая на себя обяза­тельство производить выдачу правонарушителей, Российская Фе­дерация оставила за собой право отказать в выдаче, когда: 

    а) выдача лица запрашивается  с целью привлечения к ответст­венности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судо­производства либо исполнения приговора, вынесенного чрезвы­чайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроиз­водства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. При этом в понятия «чрез­вычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномо­чия и компетенция которого признаны Российской Федерацией; 

    б) имеются серьезные  основания полагать, что лицо, в  отноше­нии которого поступил запрос о выдаче, было или будет подверг­нуто в запрашиваемом государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу в процессе уголовного пресле­дования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах; 

    в) исходя из соображений  гуманности, имеются достаточные  основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные  осложнения по причине его преклонного  возраста или состояния здоровья; 

    г) выдача конкретных лиц может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации, ее безопасности, общественному порядку и другим существенно важным интересам. При подписании Рос­сией Европейской конвенции было отмечено, что преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавли­ваются федеральным законодательством Российской Федерации.* 

    _____________________ 

    * В настоящее  время специальное законодательство  по этому вопросу отсут­ствует. 
     

    связи с обычным  уголовным преступлением был  подан с целью преследования  или наказания лица в связи  с его расой, религией, национальностью  или политическими убеждениями, или что по­ложению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Запрет выдачи в данном случае продиктован необходимостью охраны прав и свобод человека, гарантирован­ных международным правом. 

    Статья 3 Европейской  конвенции предусматривает, что  вы­дача не осуществляется, если преступление, в отношении кото­рого она  запрашивается, рассматривается запрашиваемой Сто­роной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Это же правило применяется тогда, когда запрашиваемая Сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в 

    В Европейской  конвенции специально оговорено, что  обвине­ние в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступ­ления для целей Конвенции, т.е. не препятствует выдаче. 

    Подписывая Конвенцию  и Дополнительный протокол, Россий­ская Федерация указала, что хотя ее правовая система не знает понятия «политическое преступление», но во всех случаях при решении вопроса о выдаче целый ряд преступлений, предусмот­ренных в многосторонних международных договорах *, Россий­ская Федерация не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями», выдача за которые не допускается. 

    ____________________ 

    * Статья 1 Дополнительного  протокола 1975 г. к Европейской  конвенции о выдаче для целей  применения ст 3 Конвенции не считает политическими преступ­ления, указанные в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г ), Женевских конвенций 1949 г, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (ст 50), об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (ст. 51), об обращении с военнопленными (ст 130), о защите 1ражданского населения во время войны (ст 147), а равно любые сравнимые нарушения законов войны, действующих при вступлении Дополнительного протокола в силу, и обычаев войны, существующих на это время, которые еще не предусмотрены вышеупомя­нутыми положениями Женевских конвенций Российской Федерацией дополни­тельно названы преступления прошв человечества, предусмотренные статьями II и III Конвенции о пресечении преступления апаргеида и наказании за него (1973 г.) и статьями 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г ), преступления, предусмотренные Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979 г ); правонарушения, предусмотренные Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г ), а также ряд правонарушений, предусмотренных конвенциями по вопросам авиации (1970, 1971, 1988 Гг.) и некоторыми другими многосторонними международными договорами 
     

    Если преступление, в связи с которым запрашивается  выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашива­ющего государства и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемого государства или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающее государство не пред ставит таких гарантий, что смертный приговор не будет приведен в исполнение, которые запрашиваемое государство считает достаточными (ст 11 Европейской конвенции о выдаче).* 

    ____________________ 

    * В конвенции  СНГ общепринятое правило о  том что выданное лицо не  может быть приговорено к смертной  казни отсутствует хотя в литературе  отмечается что в практике  Генеральной прокуратуры РФ это  правило применяется Например  бывший министр обороны Азербайджана  Р Газиев был заочно приговорен азербайджанским судом к высшей мере наказания В сентябре 1993 г Генеральная прокуратура РФ получила ходатайство Прокуратуры Азербайджана о выдаче Р Газиева обвиняемою в совершении воинского преступления и хищении государственного имущества в особо крупных размерах Ссылаясь на Конвенцию СНГ и Договор о правовой помощи с Азербайджаном 1992 г Генеральная прокуратура РФ приняла решение о выдаче Р Газиева При этом было учтено заявление Генерального прокурора Азербайджана о том что к Р Газиеву смертная казнь не будет применена (см Лукашук И И Указ соч С 264) 
     

    Интернационализация и усиление организованной преступности, рост экспорта капитала с целью легализации (отмывания) преступных доходов и  иные подобные явления заставили  страны - члены Совета Европы пересмотреть свое первоначально весьма осторожное отношение к возможности выдачи за совершение фискальных преступлений Статья 5 Европейской Конвенции в  редакции Второго дополнительного  протокола к ней от 17 марта 1978 г устанавливает положение, согласно которому за правонарушения в связи с налогами, сборами, пошлинами и валютными операциями выдача преступников осуществляется между странами участницами, если такое правонарушение, согласно законодательству запрашиваемой стороны, соответствует правонарушению того же характера При этом в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой стороны не предусматривает таких же по характеру налогов или сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающей стороны 

    Европейская конвенция  не содержит запрета на выдачу государством собственных граждан, предоставляя однако договаривающейся стороне право  отказать в выдаче (п 1а ст 6) Подписывая Конвенцию, Российская Федерация сделала оговорку о применении ею в рассматриваемом случае ч 1 ст 61 Конституции РФ 

    Европейская конвенция  предусматривает также и другие основания, по которым запрашиваемое  государство может отказать в  выдаче 

    а) если предъявлено  требование о выдаче лица в связи  с преступлением, которое в соответствии с законом запрашиваемого государства  считается совершенным полностью  или частично на его территории или  в месте, рассматриваемом в качестве его территории При этом в тех случаях, когда преступление, в отношении которого запрашивается выдача, было совершено за пределами территории запрашивающего государства, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон запрашиваемого государства не предусматривает преследования за ту же категорию преступлений в случае совершения за пределами территории последнего или не допускает выдачи за указанное преступление (ст 7), 

    б) если компетентные органы запрашиваемого государства  ведут в отношении лица уголовное  преследование в связи с преступлением  или преступлениями, по поводу которых  запрашивается его выдача (ст 8), 

    в) когда запрашивающее  государство просит выдать лицо для  целей приведения в исполнение приговора  или постановления о задержании лица в соответствии с решением, вынесенным в его отсутствие, если по мнению запрашиваемого государства, процедура, повлекшая за собой указанное  постановление, не удовлетворяла минимальным  правам на защиту, признанным за любым  лицом, обвиняющимся в уголовном деянии Однако выдача осуществляется, если запрашивающее государство представляет заве рения, считающиеся достаточными, чтобы гарантировать лицу, в отношении которого имеется просьба о выдаче, право на повторное судебное разбирательство, обеспечивающее соблюдение прав на защиту Это решение даст право запрашивающему государству либо обеспечить выполнение данного постановления, если обви няемое лицо против этого не возражает, либо, в случае возражений с его стороны, возбудить уголовное преследование против выдаваемого лица (ст 3 Второго дополнительного протокола 1978 г к Европейской конвенции о выдаче) 

    В силу правила  поп bis in idem выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача В выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли решение не возбуждать или прекратить преследование в отношении того же преступления или преступлений (п 1 ст 9 Европейской конвенции о выдаче) 
     

    Выдача не производится в связи с преступлением, в  отношении которого в запрашиваемом  государстве была объявлена амнистия и по которому это государство  обладало компетенцией возбуждать судебное преследование согласно собственному уголовному зако­нодательству (ст. 4 Второго дополнительного протокола 1978 г. к Европейской конвенции о выдаче),а также когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто преследованию или нака­занию в связи с истечением срока давности (ст. 10 Европейской конвенции о выдаче). 

    В целях защиты прав и свобод выданного лица конвенции  устанавливают пределы его уголовного преследования со стороны запрашивавшего государства. Без согласия запрашивавшегося го­сударства выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответствен­ности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Кроме того, без согласия запрашивавшегося государства лицо не может быть выдано также третьему государству (ст. 66 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 14, ст. 15 Европейской конвенции о выдаче). Правило о преде­лах уголовного преследования (правило конкретности) установле­но для того, чтобы исключить случаи злоупотребления доверием запрашиваемого государства при решении вопроса о возможности выдачи. Например, выдача запрашивается в связи с обвинением в общеуголовном преступлении, а на самом деле лицо хотят привлечь к ответственности за политическое преступление, обви­нение в совершении которого исключает выдачу (п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче). 

    Если выданное лицо до истечения одного месяца после  окон­чания уголовного производства, а в случае осуждения - до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобож­дения от него не покинет территорию запрашивавшего государства или если оно туда добровольно возвратится, то согласия запраши­вавшегося государства на привлечение данного лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное до его выдачи, не требуется. В месячный срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запраши­вавшего государства не по своей вине, например, в случае болезни, эпидемии и обусловленных ею карантинных мероприятий, отсут­ствия транспортного сообщения и т.п. (п. 3 ст. 66 Конвенции СНГ). По Европейской конвенции о выдаче рассматриваемый срок равен 45 дням (п. 1Ь ст. 14), при этом запрашивавшему государ­ству предоставлено право принять любые меры, необходимые для 
     

    выдворения соответствующего лица за пределы своей территории (п. 2 ст. 14). 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи