Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад
компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.
Процессуальный
порядок принятия решений о выдаче
Когда компетентным
органам заинтересованного в
выдаче государства становится известно,
что правонарушитель находится на территории
иностранного государства, с которым имеется
двусторонний договор о выдаче (правовой
помощи), либо государства - участника
соответствующей многосторонней конвенции,
и одновременно отсутствуют обстоятельства,
исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому
государству требование (запрос) о выдаче.
Сношения по вопросам выдачи, вытекающие
из Конвенции СНГ, осуществляются генеральными
прокурорами стран-участниц (ст. 80). Назначенным
органом Российской Федерации по рассмотрению
вопросов о выдаче в соответствии с Европейской
конвенцией о выдаче (после ее ратификации)
будет Генеральная прокуратура РФ.
Требование
о выдаче, направляемое запрашивающим
государством должностному лицу или
органу, полномочному решать этот вопрос,
должно содержать наименование запрашиваемого
учреждения; описание фактических обстоятельств
деяния и текст закона запрашивающего
государства, на основании которого это
деяние признается преступлением; фамилию,
имя, отчество лица, которое подлежит выдаче,
его гражданство, место жительства или
пребывания, по возможности описание
внешности и другие сведения о его личности;
указание размера ущерба, причиненного
преступлением (ст. 58 Конвенции СНГ; ст.
12 Европейской конвенции о выдаче).
К требованию о
выдаче для осуществления уголовного
преследования должна быть приложена
заверенная копия постановления о заключении
под стражу, а к требованию о выдаче для
приведения приговора в исполнение - заверенная
копия приговора с отметкой о вступлении
его в законную силу и текст положения
уголовного закона, на основании которого
лицо осуждено, а если осужденный уже отбыл
часть наказания, то сообщаются также
данные об этом.
В целях обеспечения
возможности выдачи запрашиваемое
государство должно взять под стражу
лицо, выдача которого требуется (ст.
60 Конвенции СНГ), и известить запрашивающее
государство о месте и времени выдачи.
При этом если запрашивающее
государство не примет
лицо, подлежащее выдаче, в течение
15 дней после поставленной даты передачи,
то данное лицо должно быть освобождено
из-под стражи (ст. 67 Конвенции СНГ).
Конвенция также регламентирует вопросы
взятия под стражу или задержания лица
до получения требования о выдаче, а равно
предписывает освободить его при непоступлении
требования о выдаче в течение месяца
со дня взятия под стражу либо в течение
срока, предусмотренного законодательством
для задержания (ст. 61-62 Конвенции СНГ).
Схожие правила
установлены и Европейской
Как и Конвенция
СНГ (ст. 61-62), Европейская конвенция
о выдаче также предусматривает,
что в случае, не терпящем отлагательства,
компетентные органы запрашивающего государства
могут обратиться с просьбой о предварительном
задержании разыскиваемого лица до получения
запрашиваемым государством запроса о
выдаче. Компетентные органы запрашиваемого
государства принимают решение по данному
вопросу в соответствии с его законом.
Просьба о предварительном задержании
направляется компетентным органам запрашиваемого
государства по дипломатическим каналам
или непосредственно по почте или телеграфу,
или через посредство Международной организации
уголовной полиции (Интерпол), или с помощью
любых других средств, обеспечивающих
письменное подтверждение или приемлемых
для запрашиваемого государства. Запрашивающий
орган незамедлительно информируется
о предпринятых действиях по его запросу.
Предварительное задержание может быть
отменено, если в течение 18 дней после
ареста запрашиваемое государство не
получило запроса о выдаче и прилагаемых
к нему документов. В любом случае этот
период не может превышать 40 дней с даты
такого
задержания. Возможность
временного освобождения в любое
время не исключается, однако запрашиваемое
государство принимает любые меры,
которые оно считает необходимыми, для
предотвращения побега разыскиваемого
лица. Освобождение не препятствует повторному
аресту и выдаче, если впоследствии получена
просьба о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции
о выдаче).
Если лицо, выдача
которого требуется, привлечено к уголовной
ответственности или осуждено за
другое преступление на территории запрашиваемого
государства, его выдача может быть отсрочена
до прекращения уголовного преследования,
приведения приговора в исполнение или
до освобождения от наказания (ст. 63 Конвенции
СНГ; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о
выдаче). Однако если отсрочка выдачи может
повлечь за собой истечение срока давности
уголовного преследования (например, см.
ст. 78 УК РФ) или причинить ущерб расследованию
преступления, лицо, выдача которого требуется
по ходатайству, может быть выдано на время.
Выданное на время лицо должно быть возвращено
после проведения действия по уголовному
делу, для которого оно было выдано, но
не позднее чем через три месяца со дня
передачи лица. В обоснованных случаях
указанный срок может быть продлен по
решению Генерального прокурора запрашиваемого
государства (ст. 64 Конвенции СНГ). Согласно
п. 2 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче,
вместо того, чтобы отложить передачу,
запрашиваемое государство может временно
выдать требуемое лицо запрашивающему
государству в соответствии с условиями,
определяемыми на основе соглашения между
ними.
При коллизии требований
о выдаче лица за одно и то же преступление
или за различные преступления, т.е.
когда требования поступили от нескольких
государств, запрашиваемое государство
самостоятельно решает, какое из этих
требований должно быть удовлетворено
(ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно
принять свое решение с учетом всех обстоятельств
и особенно относительной тяжести и места
совершения преступления, соответствующих
дат запросов, гражданства требуемого
лица и возможности последующей выдачи
другому государству (ст. 17 Европейской
конвенции о выдаче).
Решения, принятые
Генеральным прокурором Российской
Федерации как уполномоченным должностным
лицом, относительно выдачи и иных вопросов,
вытекающих из правоотношений, регламентированных
Конвенцией СНГ, Европейской конвенцией
о выдаче и другими соответствующими двусторонними
договорами Российской Федерации, в соответствии
с ч. 1 ст. 15 и
ст. 46 Конституции
РФ могут быть обжалованы в суд
заинтересованными лицами.
Осуществление уголовного
преследования
В целях реализации
принципов законности, равенства
граждан перед законом, справедливости
и гуманизма (ст. 3-8 УК РФ), в случаях,
когда лицо совершило преступление
на территории иностранного государства,
а затем вернулось в государство, гражданином
которого оно является, и в силу этого
выдача не может быть произведена, государство
принимает на себя обязанность осуществлять
по поручению другого государства, но
в соответствии со своим законодательством,
уголовное преследование против собственных
граждан, подозреваемых в том, что они
совершили преступление на территории
запрашивающего государства (см. п. 1 ст
72 Конвенции СНГ).
В указанном случае
граждане Российской Федерации, совершившие
преступление вне ее пределов, подлежат
уголовной ответственности по У К
РФ, если совершенное ими деяние признано
преступлением в государстве, на территории
которого оно было совершено, и если они
не были осуждены в иностранном государстве.
При осуждении указанных лиц судом Российской
Федерации наказание не может превышать
верхнего предела санкции, предусмотренной
за вменяемое преступление законом иностранного
государства, на территории которого было
совершено это преступление (ч. 1 ст. 12
УК РФ).
Конвенция СНГ
предусматривает, что органы, осуществляющие
предварительное расследование, и
суды при расследовании преступлений
и судебном рассмотрении уголовных
дел обязаны учитывать
___________________
* Следует согласиться
с мнением И. И. Лукашука о том,
что «учет отягчающих обстоятельств не
совсем соответствует общим принципам
права» //Лукашук И. И. Указ соч С 261
Поручение об осуществлении
уголовного преследования должно
содержать наименование страны и запрашивающего
учреждения, описание деяния, в связи
с которым направлено поручение
об осуществлении
преследования, возможно более точное
указание времени и места совершения
деяния, текст закона запрашивающего
государства, на основании которого деяние
признается преступлением, а также текст
других законодательных норм, имеющих
существенное значение для производства
по делу, фамилию и имя подозреваемого
лица, его гражданство, а также другие
сведения о его личности, заявления потерпевших
по уголовным делам, возбуждаемым не
иначе, как по заявлению потерпевшего
(см. ст. 27 УПК РСФСР), заявления о возмещении
вреда (см. ст. 29, 53-54 УПК РСФСР) и указание
на размер ущерба, причиненного преступлением.
К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении
запрашивающего государства материалы
уголовного преследования, а также доказательства
(п. 1 ст. 73 Конвенции СНГ).
При направлении
запрашивающим государством возбужденного
уголовного дела расследование по этому
делу продолжается запрашиваемым государством
в соответствии с уголовно-процес-суальным
законодательством этого государства
(п 2 ст. 73 Конвенций СНГ). При этом каждый
из находящихся в деле документов должен
быть удостоверен гербовой печатью компетентного
учреждения запрашиваемого государства,
каковым в силу ст. 80 Конвенции СНГ является
Генеральная прокуратура.
Следует иметь
в виду, что в двусторонних договорах
о правовой помощи по уголовным делам,
заключенных Российской Федерации
с рядом государств (например, Алжиром,
Болгарией, Венгрией, Ираком, Йеменом,
КНДР, Румынией, Тунисом) обязанность
возбуждения государством уголовного
преследования против собственных граждан,
совершивших преступление на территории
соответствующего иностранного государства,
возникает только в отношении преступлений,
которые влекут выдачу иностранных граждан
в соответствии с положениями конкретного
двустороннего договора. В то же время
в Конвенции СНГ, а также в двусторонних
договорах Российской Федерации с другими
государствами (например, Азербайджаном,
Албанией, Вьетнамом, Грецией, Грузией,
Кипром, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой,
Молдовой, Монголией, Польшей, Финляндией,
Эстонией) подобного ограничения обязанности
возбуждения уголовного преследования
не установлено. Поэтому прежде чем возбуждать
уголовное преследование против определенного
лица, необходимо обратиться к положениям
многосторонней конвенции или соответствующего
двустороннего договора.
В целях защиты
прав потерпевших (жертв преступлений)
в договорах предусматривается, что если
преступление, по которому
возбуждено уголовное
дело, влечет за собой гражданско-правовые
требования лиц, понесших ущерб от преступления,
эти требования при наличии их
ходатайства о возмещении ущерба
рассматривал ются компетентными органами
запрашиваемого государства при разрешении
данного дела (п. 2 ст. 72 Конвенции СНГ).
Конвенция СНГ
предусматривает, что при обвинении
одного лица или группы лиц в совершении
нескольких преступлений, дела о которых
подсудны судам двух и более государств-участни
Подписанная Российской
Федерацией Европейская конвенция
о выдаче также содержит указание
на обязанность осуществления
Иные вопросы
оказания правовой помощи по уголовным
делам
А. Вызов свидетелей,
потерпевших, гражданских истцов, гражданских
ответчиков, их представителей и экспертов
Показания свидетелей,
потерпевших, заключения экспертов - важные
доказательства, без исследования которых
невозможно правильно разрешить
уголовное дело, вынести законный
и обоснованный приговор. Потерпевшим
и гражданским истцам независимо от их
гражданства и места жительства национальное
законодательство гарантирует право
на участие в предварительном и судебном
следствии для защиты своих прав и законных
интересов, нарушенных преступлением.
Поэтому в практической деятельности
часто возникает потребность вызова указанных
лиц в правоохранительные органы (суды,
прокуратуру, органы следствия и дознания)
иностранного государства, на территории
которого производится расследование
или судебное разбирательство.
Поскольку лицо, явившееся
по вызову, находится вне юрисдикции
государства своего гражданства или последнего
места жительства, в международных договорах
предусматриваются меры защиты такого
лица от возможных неправомерных действий
органов запрашивавшего государства.
Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи