Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

    Процессуальный  порядок принятия решений о выдаче 

    Когда компетентным органам заинтересованного в  выдаче государ­ства становится известно, что правонарушитель находится на территории иностранного государства, с которым имеется двусто­ронний договор о выдаче (правовой помощи), либо государства - участника соответствующей многосторонней конвенции, и одно­временно отсутствуют обстоятельства, исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому государству требование (запрос) о выдаче. Сношения по вопросам выдачи, вытекающие из Конвен­ции СНГ, осуществляются генеральными прокурорами стран-участниц (ст. 80). Назначенным органом Российской Федерации по рассмотрению вопросов о выдаче в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче (после ее ратификации) будет Генеральная прокуратура РФ. 

     Требование  о выдаче, направляемое запрашивающим  государ­ством должностному лицу или органу, полномочному решать этот вопрос, должно содержать наименование запрашиваемого учреж­дения; описание фактических обстоятельств деяния и текст закона запрашивающего государства, на основании которого это деяние признается преступлением; фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребы­вания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности; указание размера ущерба, причиненного преступле­нием (ст. 58 Конвенции СНГ; ст. 12 Европейской конвенции о выдаче). 

    К требованию о  выдаче для осуществления уголовного пресле­дования должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу, а к требованию о выдаче для приведения приговора в исполнение - заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст положения уголовного закона, на основании которого лицо осуждено, а если осужденный уже отбыл часть наказания, то сообщаются также данные об этом. 

    В целях обеспечения  возможности выдачи запрашиваемое  го­сударство должно взять под стражу лицо, выдача которого требу­ется (ст. 60 Конвенции СНГ), и известить запрашивающее госу­дарство о месте и времени выдачи. При этом если запрашивающее 
     

    государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, то данное лицо должно быть освобождено  из-под стражи (ст. 67 Конвенции СНГ). Кон­венция также регламентирует вопросы взятия под стражу или задержания лица до получения требования о выдаче, а равно предписывает освободить его при непоступлении требования о выдаче в течение месяца со дня взятия под стражу либо в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 61-62 Конвенции СНГ). 

    Схожие правила  установлены и Европейской конвенцией о выдаче, согласно которой запрашиваемое  государство информиру­ет запрашивающее государство о своем решении в отношении выдачи; при полном или частичном отказе в выдаче указываются причины. В случае удовлетворения запроса запрашивающее госу­дарство информируется о месте и дате передачи и о периоде времени, в течение которого требуемое лицо задерживалось с целью передачи. Если не зависящие от него обстоятельства пре­пятствуют государству в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, оно уведомляет другое государство, согласовывая с ним новую дату передачи. Если требуемое лицо не было передано в назначенную дату, оно может быть освобождено по истечений 15 дней и в любом случае освобождается по истечении 30 дней (ст. 18 Европейской конвенции о выдаче). 

    Как и Конвенция  СНГ (ст. 61-62), Европейская конвенция  о выдаче также предусматривает, что в случае, не терпящем отлага­тельства, компетентные органы запрашивающего государства могут обратиться с просьбой о предварительном задержании ра­зыскиваемого лица до получения запрашиваемым государством запроса о выдаче. Компетентные органы запрашиваемого государ­ства принимают решение по данному вопросу в соответствии с его законом. Просьба о предварительном задержании направляется компетентным органам запрашиваемого государства по диплома­тическим каналам или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Международной организации уголовной полиции (Интерпол), или с помощью любых других средств, обеспечивающих письменное подтверждение или приемлемых для запрашиваемого государства. Запрашивающий орган незамедли­тельно информируется о предпринятых действиях по его запросу. Предварительное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после ареста запрашиваемое государство не получило запроса о выдаче и прилагаемых к нему документов. В любом случае этот период не может превышать 40 дней с даты такого 
     

    задержания. Возможность  временного освобождения в любое  время не исключается, однако запрашиваемое  государство прини­мает любые меры, которые оно считает необходимыми, для пред­отвращения побега разыскиваемого лица. Освобождение не пре­пятствует повторному аресту и выдаче, если впоследствии получе­на просьба о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции о выдаче). 

    Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной  ответственности или осуждено за другое преступление на терри­тории запрашиваемого государства, его выдача может быть отсро­чена до прекращения уголовного преследования, приведения при­говора в исполнение или до освобождения от наказания (ст. 63 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче). Однако если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, см. ст. 78 УК РФ) или причинить ущерб расследованию преступления, лицо, выдача которого требуется по ходатайству, может быть выдано на время. Выданное на время лицо должно быть возвра­щено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен по решению Генерального прокурора запрашивае­мого государства (ст. 64 Конвенции СНГ). Согласно п. 2 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче, вместо того, чтобы отложить передачу, запрашиваемое государство может временно выдать требуемое лицо запрашивающему государству в соответствии с условиями, определяемыми на основе соглашения между ними. 

    При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требова­ния поступили от нескольких государств, запрашиваемое государ­ство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств и особенно относительной тяжести и места совершения преступле­ния, соответствующих дат запросов, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче). 

    Решения, принятые Генеральным прокурором Российской Фе­дерации как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных Конвенцией СНГ, Европейской конвенцией о выдаче и другими соответствующими двусторонними догово­рами Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 15 и 
     

    ст. 46 Конституции  РФ могут быть обжалованы в суд  заинте­ресованными лицами. 

    Осуществление уголовного преследования 

    В целях реализации принципов законности, равенства  граждан перед законом, справедливости и гуманизма (ст. 3-8 УК РФ), в случаях, когда лицо совершило преступление на территории ино­странного государства, а затем вернулось в государство, гражда­нином которого оно является, и в силу этого выдача не может быть произведена, государство принимает на себя обязанность осущест­влять по поручению другого государства, но в соответствии со своим законодательством, уголовное преследование против собст­венных граждан, подозреваемых в том, что они совершили пре­ступление на территории запрашивающего государства (см. п. 1 ст 72 Конвенции СНГ). 

    В указанном случае граждане Российской Федерации, совер­шившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответ­ственности по У К РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государ­стве. При осуждении указанных лиц судом Российской Федерации наказание не может превышать верхнего предела санкции, преду­смотренной за вменяемое преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено это преступ­ление (ч. 1 ст. 12 УК РФ). 

    Конвенция СНГ  предусматривает, что органы, осуществляю­щие  предварительное расследование, и  суды при расследовании преступлений и судебном рассмотрении уголовных  дел обязаны учитывать предусмотренные  законодательством запрашиваемого и запрашивающего государства смягчающие и отягчающие ответст­венность обстоятельства (см., например, ст. 61 и 63 У К РФ) независимо от того, на территории какого из государств-участни­ков они возникли (ст. 76).* 

    ___________________ 

    * Следует согласиться  с мнением И. И. Лукашука о том, что «учет отягчающих обстоятельств не совсем соответствует общим принципам права» //Лукашук И. И. Указ соч С 261 
     

    Поручение об осуществлении  уголовного преследования долж­но содержать наименование страны и запрашивающего учрежде­ния, описание деяния, в связи с которым направлено поручение 

    об осуществлении  преследования, возможно более точное указание времени и места совершения деяния, текст закона запрашивающе­го государства, на основании которого деяние признается преступ­лением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу, фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности, заявления потерпевших по уголовным делам, воз­буждаемым не иначе, как по заявлению потерпевшего (см. ст. 27 УПК РСФСР), заявления о возмещении вреда (см. ст. 29, 53-54 УПК РСФСР) и указание на размер ущерба, причиненного пре­ступлением. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряже­нии запрашивающего государства материалы уголовного пресле­дования, а также доказательства (п. 1 ст. 73 Конвенции СНГ). 

    При направлении  запрашивающим государством возбужденно­го уголовного дела расследование по этому  делу продолжается запрашиваемым государством в соответствии с уголовно-процес-суальным законодательством этого государства (п 2 ст. 73 Кон­венций СНГ). При этом каждый из находящихся в деле докумен­тов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения запрашиваемого государства, каковым в силу ст. 80 Конвенции СНГ является Генеральная прокуратура. 

    Следует иметь  в виду, что в двусторонних договорах  о правовой помощи по уголовным делам, заключенных Российской Федера­ции с рядом государств (например, Алжиром, Болгарией, Вен­грией, Ираком, Йеменом, КНДР, Румынией, Тунисом) обязан­ность возбуждения государством уголовного преследования про­тив собственных граждан, совершивших преступление на терри­тории соответствующего иностранного государства, возникает только в отношении преступлений, которые влекут выдачу ино­странных граждан в соответствии с положениями конкретного двустороннего договора. В то же время в Конвенции СНГ, а также в двусторонних договорах Российской Федерации с другими государствами (например, Азербайджаном, Албанией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Кипром, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Финляндией, Эстонией) подоб­ного ограничения обязанности возбуждения уголовного преследо­вания не установлено. Поэтому прежде чем возбуждать уголовное преследование против определенного лица, необходимо обратить­ся к положениям многосторонней конвенции или соответствующе­го двустороннего договора. 

    В целях защиты прав потерпевших (жертв преступлений) в договорах предусматривается, что если преступление, по которому 
     

    возбуждено уголовное  дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматривал ются компетентными органами запрашиваемого государства при разрешении данного дела (п. 2 ст. 72 Конвенции СНГ). 

    Конвенция СНГ  предусматривает, что при обвинении  одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых  подсудны судам двух и более государств-участни­ков, рассматривать их компетентен суд  того государства, на территории которого закончено предварительное расследование, по правилам судопроизводства этого  государства (ст. 77 Конвен­ции СНГ). 

    Подписанная Российской Федерацией Европейская конвенция  о выдаче также содержит указание на обязанность осуществления уголовного преследования. Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции, если запрашиваемое государство  не выдает своего гражданина, то оно  по просьбе запрашивающего государства передает дело своим компетентным органам для возбуждения уголовного преследова­ния, если оно будет необходимым. Для этой цели запрашивающее государство бесплатно предоставляет запрашиваемому государст­ву документы, информацию и вещественные доказательства, ка­сающиеся преступления. 

    Иные вопросы  оказания правовой помощи по уголовным  делам 

    А. Вызов свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских  ответчиков, их представителей и экспертов 

    Показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов - важные доказательства, без исследования которых  невозможно правильно разрешить  уголовное дело, вынести законный и обосно­ванный приговор. Потерпевшим и гражданским истцам независи­мо от их гражданства и места жительства национальное законода­тельство гарантирует право на участие в предварительном и судебном следствии для защиты своих прав и законных интересов, нарушенных преступлением. Поэтому в практической деятельнос­ти часто возникает потребность вызова указанных лиц в правоо­хранительные органы (суды, прокуратуру, органы следствия и дознания) иностранного государства, на территории которого производится расследование или судебное разбирательство. 
     

    Поскольку лицо, явившееся  по вызову, находится вне юрис­дикции государства своего гражданства или последнего места жительства, в международных договорах предусматриваются меры защиты такого лица от возможных неправомерных действий органов запрашивавшего государства. 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи