Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад
компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.
Также в двусторонних
и многосторонних соглашениях договаривающиеся
государства взаимно принимают на себя
обязанность оказывать друг другу правовую
помощь по уголовным делам путем выполнения
процессуальных действий по правилам,
предусмотренным законодательством запрашиваемого
государства, в частности: составление
и пересылка документов, проведение осмотров,
обысков, изъятия, пересылка и выдача (передача)
вещественных доказательств, проведение
экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей,
экспертов, признание и исполнение приговоров
в части гражданского иска, а также путем
вручения документов.
Таким образом, правоотношения
в области оказания правовой помощи
в расследовании и рассмотрении
уголовных дел между
Государство должно
выполнять обязанности, возложенные
на него международным договором, после
вступления этого договора в силу
в целом и для конкретного
государства. Обычно для вступления
договора в силу недостаточно лишь
его подписания уполномоченными
органами или лицами договаривающихся
государств. Например, подписанные Российской
Федерацией международные договоры,
предметом которых являются основные
права и свободы человека и гражданина,
подлежат ратификации. Равным образом
подлежат ратификации международные договоры
России, при заключении которых стороны
условились о последующей ратификации
(ст. 15 Федерального закона «О международных
договорах Российской Федерации» от 15
июля 1995 г.)* В соответствии с Конституцией
РФ ратификация международных договоров
Российской Федерации осуществляется
в форме федерального закона (ст. 105, 106
Конституции РФ; ст 14 ФЗ «О международных
договорах РФ»). После ратификации международный
договор вступает в силу и становится
составной частью правовой системы Российской
Федерации. При этом, если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные российским
законом, то применяются правила международного
договора (ст 15 Конституции РФ).
_____________________
* СЗ РФ 1995 №
29 Ст 2757, Комментарий к Федеральному закону
«О международных договорах Российской
Федерации» М Спарк, 1996
В настоящее время
в России действуют двусторонние
договоры о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам, заключенные ею
(или СССР, правопреемником которого
в международных отношениях является
Россия) с Азербайджаном, Албанией,
Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом,
Грецией, Грузией, Ираком, Йеменом, Кипром,
Китаем, КНДР, Кубой, Кыргызстаном, Латвией,
Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей,
Румынией, Тунисом, Финляндией, Эстонией
В дальнейшем возможно заключение таких
договоров и с другими странами.
Обычно вопросы
выдачи регламентируются соответствующим
договором о правовой помощи, однако
с некоторыми странами, например с
Китаем, Россия заключила два договора
- один о правовой помощи по гражданским
и уголовным делам, а другой - о
выдаче.
22 января 1993 г. в
Минске представителями
______________________
* См Сборник
международных договоров РФ по
оказанию правовой помощи М Спарк,
1996
** СЗ РФ 1995 №
15 Ст 1684.
*** Вопросы расследования
преступлений Справочное
Для практического
выполнения положений двусторонних
договоров и многосторонних конвенций
органы прокуратуры, внутренних дел и
иные органы стран-участниц заключают
между собой соглашения о правовой помощи
и сотрудничестве, в которых конкретизируют
свои полномочия.*
_____________________
* Там же С 168-199,
Сборник международных соглашений МВД
России М Спарк, 1996
Вопросы оказания
правовой помощи, выдачи и уголовного
преследования между странами - членами
Совета Европы также решаются на основе
международных договоров. 13 декабря
1957 г. в Париже была открыта для
подписания Европейская конвенция
о выдаче (в Страсбурге 15 октября
1975 г. был подписан Дополнительный
протокол к названной Конвенции, 17 марта
1978 г. - Второй дополнительный протокол
к этой Конвенции), а 20 апреля 1959 г. в Страсбурге
была открыта для подписания Европейская
конвенция о взаимной правовой помощи
по уголовным делам (17 марта 1978 г. в Страсбурге
был подписан Дополнительный протокол
к Европейской конвенции).
Европейская конвенция
о выдаче, участниками которой
в настоящее время являются 29
государств, определяет обязательства,
условия и порядок взаимной выдачи лиц,
в отношении которых ведется уголовное
преследование или которые разыскиваются
для приведения в исполнение приговора
или постановления о задержании. Тесно
связанная с ней Европейская конвенция
о взаимной правовой помощи по уголовным
делам, участниками которой являются 25
государств, регулирует комплекс вопросов,
касающихся оказания правовой помощи
на взаимной основе в вопросах уголовного
преследования.
В Заключении № 193
(1996 г.) по заявке России на вступление
в Совет Европы Парламентская Ассамблея
Совета Европы указала, что она принимает
к сведению намерение Российской Федерации
при вступлении подписать и ратифицировать
ряд Европейских конвенций, в том числе
касающихся выдачи преступников и взаимной
помощи в уголовно-правовой сфере.* Распоряжением
Президента РФ от 3 сентября 1996 г. № 458-рп
Министерству иностранных дел России
было поручено подписать от имени Российской
Федерации с оговорками и заявлениями
Европейские конвенции о выдаче и о взаимной
правовой помощи по уголовным делам и
Дополнительные протоколы к ним,** что
и было сделано в Страсбурге 7 ноября 1996
г. 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное
ему п. «г» ст. 84 и ст. 104 Конституции
РФ право законодательной
инициативы, внес в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ проект
Федерального закона о ратификации
перечисленных документов. В настоящее
время в Госдуме проводится работа
по подготовке законопроекта к первому
чтению.
________________________
* Российская юстиция
1996 Х° 4. С 5-7
** СЗ РФ 1997 №
37 Ст 4286
Участие России в
указанных Конвенциях Совета Европы
создаст основу для практического решения
комплекса уголовно-процессуальных вопросов
во взаимодействии более чем с двадцатью
странами, с которыми не заключены соответствующие
двусторонние соглашения.
После ратификации
Российской Федерацией подписанных
ею европейских конвенций о выдаче
и о взаимной правовой помощи по
уголовным делам они заменят
собой положения любых двусто
Таким образом, процедура
выдачи и оказания взаимной правовой
помощи по уголовным делам в России
регламентируется только отдельными международными
договорами, унифицированное российское
законодательство по этим вопросам отсутствует.
Поэтому в каждом конкретном случае необходимо
обращаться к правилам, изложенным в
соответствующем договоре (конвенции).
В проект нового Уголовно-процессуального
кодекса РФ включена глава, содержащая
нормы о порядке решения вопросов о выдаче
и правовой помощи. Такая глава имеется
и в рекомендательном законодательном
акте - Модельном Уголовно-процессуальном
кодексе для государств - участников СНГ,
который был принят на седьмом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ 17 февраля
1996 г.
В последующих
параграфах данной главы рассматриваются
нормы ратифицированной Россией
Конвенции СНГ и подписанных
ею Европейских конвенций 1957 и 1959 гг.
Выдача
В соответствии со
ст 56 Конвенции СНГ выдача странами участницами
правонарушителей для привлечения к уголовной
ответственности производится за такие
деяния, которые по законам запрашиваемой
и запрашивающей Договаривающихся Сторон
являются наказуемыми (принцип двойной
криминальности)* и за совершение которых
предусматривается наказание в виде лишения
свободы на срок не менее одного года или
более тяжкое наказание Выдача для приведения
приговора в исполнение производится
за такие деяния, которые в соответствии
с законодательством обоих государств
являются наказуемыми и за совершение
которых лицо, выдача которого требуется,
было приговорено к лишению свободы на
срок не менее шести месяцев или к более
тяжкому наказанию.
___________________
* В сентябре 1993
г Генеральная прокуратура РФ
получила просьбу
В Российской Федерации
не допускается выдача другим государствам
лиц, преследуемых за политические убеждения
Российская Федерация предоставляет
политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без
_____________________
* См Положение
о порядке предоставления
В Конвенции СНГ
предусмотрено что выдача не производится
(ст 57), если
а) лицо, выдача которого
требуется, является гражданином запрашиваемого
государства В силу ч 1 ст 61 Конституции
РФ и ч 1 ст 13 У К РФ граждане Российской
Федерации, совершившие преступление
на территории иностранного государства,
не подлежат выдаче этому государству,*
6) на момент
получения требования о выдаче
уголовное пре следование
в) в отношении
лица, выдача которого требуется, на территории
запрашиваемого государства были вынесены
приговор или постановление о
прекращении производства по делу,
вступившие в законную силу (ч 1 ст 50
Конституции РФ, ч 2 ст 6 У К РФ, п 9 и 10 ч 1
ст 5 УПК РСФСР),
г) преступление в
соответствии с законодательством
запрашивающего и запрашиваемого государства
преследуется в порядке частного
обвинения - по заявлению потерпевшего
(например, ст 27 УПК РСФСР)/
___________________
* И И Лукашук указывает
на то что «нередко утверждают будто общепризнанным
правилом является невыдача собственных
граждан Думается что это не совсем так
Законы многих стран действительно содержат
такую норму Но есть и государства которые
в принципе допускают выдачу собственных
граждан '(Великобритания США Канада)»
См Лукашук И И Указ соч С 262-263
Кроме того, в выдаче
может быть отказано, если преступление,
в связи с которым требуется
выдача, совершено на территории запрашиваемого
государства (п 2 ст 57 Конвенции СНГ), а
также если удовлетворение просьбы о выдаче
может нанести ущерб суверенитету или
безопасности запрашиваемого государства
либо противоречит его законодательству
(ст 19 Конвенции СНГ)
Много схожих с
Конвенцией СНГ положений содержится
и в подписанной Российской Федерацией
Европейской конвенции о выдаче
1957 г , которая в то же время регламентирует
вопросы выдачи более детально
Государства - участники
Европейской конвенции приняли
на себя обязательство выдавать друг
другу при условии соблюдения
положений и условий, изложенных
в Конвенции, всех лиц, в отношении
которых компетентные органы запрашивающей
Стороны ведут уголовное
Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи