Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад
компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.
Также в двусторонних 
и многосторонних соглашениях договаривающиеся 
государства взаимно принимают на себя 
обязанность оказывать друг другу правовую 
помощь по уголовным делам путем выполнения 
процессуальных действий по правилам, 
предусмотренным законодательством запрашиваемого 
государства, в частности: составление 
и пересылка документов, проведение осмотров, 
обысков, изъятия, пересылка и выдача (передача) 
вещественных доказательств, проведение 
экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей, 
экспертов, признание и исполнение приговоров 
в части гражданского иска, а также путем 
вручения документов. 
Таким образом, правоотношения 
в области оказания правовой помощи 
в расследовании и рассмотрении 
уголовных дел между 
Государство должно 
выполнять обязанности, возложенные 
на него международным договором, после 
вступления этого договора в силу 
в целом и для конкретного 
государства. Обычно для вступления 
договора в силу недостаточно лишь 
его подписания уполномоченными 
органами или лицами договаривающихся 
государств. Например, подписанные Российской 
Федерацией международные договоры, 
предметом которых являются основные 
права и свободы человека и гражданина, 
подлежат ратификации. Равным образом 
подлежат ратификации международные договоры 
России, при заключении которых стороны 
условились о последующей ратификации 
(ст. 15 Федерального закона «О международных 
договорах Российской Федерации» от 15 
июля 1995 г.)* В соответствии с Конституцией 
РФ ратификация международных договоров 
Российской Федерации осуществляется 
в форме федерального закона (ст. 105, 106 
Конституции РФ; ст 14 ФЗ «О международных 
договорах РФ»). После ратификации международный 
договор вступает в силу и становится 
составной частью правовой системы Российской 
Федерации. При этом, если международным 
договором Российской Федерации установлены 
иные правила, чем предусмотренные российским 
законом, то применяются правила международного 
договора (ст 15 Конституции РФ). 
_____________________ 
* СЗ РФ 1995 № 
29 Ст 2757, Комментарий к Федеральному закону 
«О международных договорах Российской 
Федерации» М Спарк, 1996 
 
В настоящее время 
в России действуют двусторонние 
договоры о правовой помощи и правовых 
отношениях по гражданским, семейным и 
уголовным делам, заключенные ею 
(или СССР, правопреемником которого 
в международных отношениях является 
Россия) с Азербайджаном, Албанией, 
Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, 
Грецией, Грузией, Ираком, Йеменом, Кипром, 
Китаем, КНДР, Кубой, Кыргызстаном, Латвией, 
Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, 
Румынией, Тунисом, Финляндией, Эстонией 
В дальнейшем возможно заключение таких 
договоров и с другими странами. 
Обычно вопросы 
выдачи регламентируются соответствующим 
договором о правовой помощи, однако 
с некоторыми странами, например с 
Китаем, Россия заключила два договора 
- один о правовой помощи по гражданским 
и уголовным делам, а другой - о 
выдаче. 
22 января 1993 г. в 
Минске представителями 
______________________ 
* См Сборник 
международных договоров РФ по 
оказанию правовой помощи М Спарк, 
1996 
** СЗ РФ 1995 № 
15 Ст 1684. 
*** Вопросы расследования 
преступлений Справочное 
 
Для практического 
выполнения положений двусторонних 
договоров и многосторонних конвенций 
органы прокуратуры, внутренних дел и 
иные органы стран-участниц заключают 
между собой соглашения о правовой помощи 
и сотрудничестве, в которых конкретизируют 
свои полномочия.* 
_____________________ 
*  Там же С 168-199, 
Сборник международных соглашений МВД 
России М Спарк, 1996 
Вопросы оказания 
правовой помощи, выдачи и уголовного 
преследования между странами - членами 
Совета Европы также решаются на основе 
международных договоров. 13 декабря 
1957 г. в Париже была открыта для 
подписания Европейская конвенция 
о выдаче (в Страсбурге 15 октября 
1975 г. был подписан Дополнительный 
протокол к названной Конвенции, 17 марта 
1978 г. - Второй дополнительный протокол 
к этой Конвенции), а 20 апреля 1959 г. в Страсбурге 
была открыта для подписания Европейская 
конвенция о взаимной правовой помощи 
по уголовным делам (17 марта 1978 г. в Страсбурге 
был подписан Дополнительный протокол 
к Европейской конвенции). 
Европейская конвенция 
о выдаче, участниками которой 
в настоящее время являются 29 
государств, определяет обязательства, 
условия и порядок взаимной выдачи лиц, 
в отношении которых ведется уголовное 
преследование или которые разыскиваются 
для приведения в исполнение приговора 
или постановления о задержании. Тесно 
связанная с ней Европейская конвенция 
о взаимной правовой помощи по уголовным 
делам, участниками которой являются 25 
государств, регулирует комплекс вопросов, 
касающихся оказания правовой помощи 
на взаимной основе в вопросах уголовного 
преследования. 
В Заключении № 193 
(1996 г.) по заявке России на вступление 
в Совет Европы Парламентская Ассамблея 
Совета Европы указала, что она принимает 
к сведению намерение Российской Федерации 
при вступлении подписать и ратифицировать 
ряд Европейских конвенций, в том числе 
касающихся выдачи преступников и взаимной 
помощи в уголовно-правовой сфере.* Распоряжением 
Президента РФ от 3 сентября 1996 г. № 458-рп 
Министерству иностранных дел России 
было поручено подписать от имени Российской 
Федерации с оговорками и заявлениями 
Европейские конвенции о выдаче и о взаимной 
правовой помощи по уголовным делам и 
Дополнительные протоколы к ним,** что 
и было сделано в Страсбурге 7 ноября 1996 
г. 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное 
ему п. «г» ст. 84 и ст. 104 Конституции 
РФ право законодательной 
инициативы, внес в Государственную 
Думу Федерального Собрания РФ проект 
Федерального закона о ратификации 
перечисленных документов. В настоящее 
время в Госдуме проводится работа 
по подготовке законопроекта к первому 
чтению. 
________________________ 
* Российская юстиция 
1996 Х° 4. С 5-7 
** СЗ РФ 1997 № 
37 Ст 4286 
 
Участие России в 
указанных Конвенциях Совета Европы 
создаст основу для практического решения 
комплекса уголовно-процессуальных вопросов 
во взаимодействии более чем с двадцатью 
странами, с которыми не заключены соответствующие 
двусторонние соглашения. 
После ратификации 
Российской Федерацией подписанных 
ею европейских конвенций о выдаче 
и о взаимной правовой помощи по 
уголовным делам они заменят 
собой положения любых двусто
Таким образом, процедура 
выдачи и оказания взаимной правовой 
помощи по уголовным делам в России 
регламентируется только отдельными международными 
договорами, унифицированное российское 
законодательство по этим вопросам отсутствует. 
Поэтому в каждом конкретном случае необходимо 
обращаться к правилам, изложенным в 
соответствующем договоре (конвенции). 
В проект нового Уголовно-процессуального 
кодекса РФ включена глава, содержащая 
нормы о порядке решения вопросов о выдаче 
и правовой помощи. Такая глава имеется 
и в рекомендательном законодательном 
акте - Модельном Уголовно-процессуальном 
кодексе для государств - участников СНГ, 
который был принят на седьмом пленарном 
заседании Межпарламентской Ассамблеи 
государств - участников СНГ 17 февраля 
1996 г. 
В последующих 
параграфах данной главы рассматриваются 
нормы ратифицированной Россией 
Конвенции СНГ и подписанных 
ею Европейских конвенций 1957 и 1959 гг. 
 
Выдача 
В соответствии со 
ст 56 Конвенции СНГ выдача странами участницами 
правонарушителей для привлечения к уголовной 
ответственности производится за такие 
деяния, которые по законам запрашиваемой 
и запрашивающей Договаривающихся Сторон 
являются наказуемыми (принцип двойной 
криминальности)* и за совершение которых 
предусматривается наказание в виде лишения 
свободы на срок не менее одного года или 
более тяжкое наказание Выдача для приведения 
приговора в исполнение производится 
за такие деяния, которые в соответствии 
с законодательством обоих государств 
являются наказуемыми и за совершение 
которых лицо, выдача которого требуется, 
было приговорено к лишению свободы на 
срок не менее шести месяцев или к более 
тяжкому наказанию. 
___________________ 
* В сентябре 1993 
г Генеральная прокуратура РФ 
получила просьбу 
В Российской Федерации 
не допускается выдача другим государствам 
лиц, преследуемых за политические убеждения 
Российская Федерация предоставляет 
политическое убежище иностранным 
гражданам и лицам без 
_____________________ 
* См Положение 
о порядке предоставления 
 
В Конвенции СНГ 
предусмотрено что выдача не производится 
(ст 57), если 
а) лицо, выдача которого 
требуется, является гражданином запрашиваемого 
государства В силу ч 1 ст 61 Конституции 
РФ и ч 1 ст 13 У К РФ граждане Российской 
Федерации, совершившие преступление 
на территории иностранного государства, 
не подлежат выдаче этому государству,* 
6) на момент 
получения требования о выдаче 
уголовное пре следование 
в) в отношении 
лица, выдача которого требуется, на территории 
запрашиваемого государства были вынесены 
приговор или постановление о 
прекращении производства по делу, 
вступившие в законную силу (ч 1 ст 50 
Конституции РФ, ч 2 ст 6 У К РФ, п 9 и 10 ч 1 
ст 5 УПК РСФСР), 
г) преступление в 
соответствии с законодательством 
запрашивающего и запрашиваемого государства 
преследуется в порядке частного 
обвинения - по заявлению потерпевшего 
(например, ст 27 УПК РСФСР)/ 
___________________ 
* И И Лукашук указывает 
на то что «нередко утверждают будто общепризнанным 
правилом является невыдача собственных 
граждан Думается что это не совсем так 
Законы многих стран действительно содержат 
такую норму Но есть и государства которые 
в принципе допускают выдачу собственных 
граждан '(Великобритания США Канада)» 
См Лукашук И И Указ соч С 262-263 
Кроме того, в выдаче 
может быть отказано, если преступление, 
в связи с которым требуется 
выдача, совершено на территории запрашиваемого 
государства (п 2 ст 57 Конвенции СНГ), а 
также если удовлетворение просьбы о выдаче 
может нанести ущерб суверенитету или 
безопасности запрашиваемого государства 
либо противоречит его законодательству 
(ст 19 Конвенции СНГ) 
Много схожих с 
Конвенцией СНГ положений содержится 
и в подписанной Российской Федерацией 
Европейской конвенции о выдаче 
1957 г , которая в то же время регламентирует 
вопросы выдачи более детально 
Государства - участники 
Европейской конвенции приняли 
на себя обязательство выдавать друг 
другу при условии соблюдения 
положений и условий, изложенных 
в Конвенции, всех лиц, в отношении 
которых компетентные органы запрашивающей 
Стороны ведут уголовное 
Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи