Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

    Также в двусторонних и многосторонних соглашениях дого­варивающиеся государства взаимно принимают на себя обязан­ность оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам путем выполнения процессуальных действий по правилам, предусмотренным законодательством запрашиваемого государст­ва, в частности: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, пересылка и выдача (передача) вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, признание и исполнение приговоров в части гражданского иска, а также путем вручения документов. 

    Таким образом, правоотношения в области оказания правовой помощи в расследовании и рассмотрении уголовных дел между государствами, как субъектами международного права, обладаю­щими суверенитетом на своей национальной территории и незави­симостью в международных отношениях, складываются на основе заключенных между ними двусторонних и многосторонних дого­воров (конвенций). 

    Государство должно выполнять обязанности, возложенные  на него международным договором, после  вступления этого договора в силу в целом и для конкретного  государства. Обычно для вступления договора в силу недостаточно лишь его подписания уполномоченными  органами или лицами договаривающихся госу­дарств. Например, подписанные Российской Федерацией между­народные договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Рав­ным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последую­щей ратификации (ст. 15 Федерального закона «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.)* В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме феде­рального закона (ст. 105, 106 Конституции РФ; ст 14 ФЗ «О международных договорах РФ»). После ратификации между­народный договор вступает в силу и становится составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом, если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применя­ются правила международного договора (ст 15 Конституции РФ). 

    _____________________ 

    * СЗ РФ 1995 №  29 Ст 2757, Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» М Спарк, 1996 
     

    В настоящее время  в России действуют двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и  уголовным делам, заключенные ею (или СССР, правопреемником которого в международных отношениях являет­ся  Россия) с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Йеменом, Кип­ром, Китаем, КНДР, Кубой, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финлян­дией, Эстонией В дальнейшем возможно заключение таких дого­воров и с другими странами. 

    Обычно вопросы  выдачи регламентируются соответствующим  договором о правовой помощи, однако с некоторыми странами, например с  Китаем, Россия заключила два договора - один о правовой помощи по гражданским  и уголовным делам, а другой - о  выдаче. 

    22 января 1993 г. в  Минске представителями государств-членов  Содружества Независимых Государств - Армении, Бела­руси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской  Федера­ции, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины - была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция СНГ).* Вначале Конвенция была ратифицирована Казахстаном (31 марта 1993 г ), Узбекистаном (6 мая 1993 г.), Арменией (22 июня 1993 г ), Беларусью (10 июля 1993 г.), Туркменистаном (22 декабря 1993 г.) и 19 мая 1994 г. вступила в силу. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ 4 августа 1994 г ,** и для нее Конвенция вступила в силу 10 декабря 1994 г. 28 марта 1997 г. был подписан Протокол к Конвенции СНГ, которым в нее вносятся некоторые изменения и дополнения3. Данный протокол вступит в силу в том же порядке, что и сама Конвенция, т.е. после его ратификации государствами-участника­ми и сдачи на хранение Правительсгву Беларуси третьей ратифи­кационной грамоты. 

    ______________________ 

    * См Сборник  международных договоров РФ по  оказанию правовой помо­щи М Спарк, 1996 

    ** СЗ РФ 1995 №  15 Ст 1684. 

    *** Вопросы расследования  преступлений Справочное пособие  Изд 2 , переработ и дон М Спарк, 1997 С 164-167. 
     

    Для практического  выполнения положений двусторонних дого­воров и многосторонних конвенций органы прокуратуры, внутренних дел и иные органы стран-участниц заключают между собой соглашения о правовой помощи и сотрудничестве, в которых конкретизируют свои полномочия.* 

    _____________________ 

    *  Там же С 168-199, Сборник международных соглашений МВД России М Спарк, 1996 

    Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами - членами  Совета Европы также решаются на основе международных договоров. 13 декабря 1957 г. в Париже была открыта для  подписания Европейская конвенция  о выдаче (в Страсбурге 15 октября 1975 г. был подписан Допол­нительный протокол к названной Конвенции, 17 марта 1978 г. - Второй дополнительный протокол к этой Конвенции), а 20 апреля 1959 г. в Страсбурге была открыта для подписания Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г. в Страсбурге был подписан Дополнительный протокол к Европейской конвенции). 

    Европейская конвенция  о выдаче, участниками которой  в настоящее время являются 29 государств, определяет обязатель­ства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыски­ваются для приведения в исполнение приговора или постановле­ния о задержании. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, участниками которой являются 25 государств, регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования. 

    В Заключении № 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в Совет Европы Парламентская Ассамблея Совета Европы указа­ла, что она принимает к сведению намерение Российской Федера­ции при вступлении подписать и ратифицировать ряд Европейских конвенций, в том числе касающихся выдачи преступников и взаимной помощи в уголовно-правовой сфере.* Распоряжением Президента РФ от 3 сентября 1996 г. № 458-рп Министерству иностранных дел России было поручено подписать от имени Российской Федерации с оговорками и заявлениями Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительные протоколы к ним,** что и было сделано в Страсбурге 7 ноября 1996 г. 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное ему п. «г» ст. 84 и ст. 104 Конституции 

    РФ право законодательной  инициативы, внес в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона о ратификации  перечисленных документов. В настоящее  время в Госдуме проводится работа по подготовке законопроекта к перво­му чтению. 

    ________________________ 

    * Российская юстиция  1996 Х° 4. С 5-7 

    ** СЗ РФ 1997 №  37 Ст 4286 
     

    Участие России в  указанных Конвенциях Совета Европы со­здаст основу для практического решения комплекса уголовно-процессуальных вопросов во взаимодействии более чем с двадцатью странами, с которыми не заключены соответствующие двусторон­ние соглашения. 

    После ратификации  Российской Федерацией подписанных  ею европейских конвенций о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам они заменят  собой положения любых двусто­ронних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу и взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и соответствующими иностранными госу­дарствами - участниками этих конвенций. Страны - участницы Конвенций могут заключать между собой двусторонние или много­сторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положе­ния Европейских конвенций или облегчить применение содержа­щихся в них принципов (п 1 и 2 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче; п. 1-3 ст. 26 Европейской конвенции о взаимной право­вой помощи по уголовным делам) 

    Таким образом, процедура  выдачи и оказания взаимной пра­вовой  помощи по уголовным делам в России регламентируется только отдельными международными договорами, унифициро­ванное российское законодательство по этим вопросам отсутст­вует. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обра­щаться к правилам, изложенным в соответствующем договоре (конвенции). 

    В проект нового Уголовно-процессуального  кодекса РФ вклю­чена глава, содержащая нормы о порядке решения вопросов о выдаче и правовой помощи. Такая глава имеется и в рекомен­дательном законодательном акте - Модельном Уголовно-процессуальном кодексе для государств - участников СНГ, кото­рый был принят на седьмом пленарном заседании Межпарла­ментской Ассамблеи государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г. 

    В последующих  параграфах данной главы рассматриваются  нормы ратифицированной Россией  Конвенции СНГ и подписан­ных ею Европейских конвенций 1957 и 1959 гг. 
     

    Выдача 

    В соответствии со ст 56 Конвенции СНГ выдача странами участницами правонарушителей для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашиваемой и запрашивающей Договаривающихся Сторон являются наказуемыми (принцип двойной криминальности)* и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством обоих государств являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. 

    ___________________ 

    * В сентябре 1993 г Генеральная прокуратура РФ  получила просьбу азербайджанскои стороны о выдаче бывшего президента Азербайджана А Муталибова Рассмотрев ходатайство Прокуратура РФ пришла к выводу что формулировки обвинения А Муталибова не соответствуют законам РФ Приведенные в нем факты не убеждали в том что А Муталибовым бы in совершены преступления в которых он обвинялся Посчановчение о выдаче не было принято // Лукашук ИИ Международное право Особенная часть М Ы'К 1997 С 263 

    В Российской Федерации  не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения  Российская Федерация предоставляет  политическое убежище иностранным  гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования  или реальной угрозы стать жертвой  преследования в стране своей  гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом нормам международного права (ст 63 Конституции РФ)* 

    _____________________ 

    * См Положение  о порядке предоставления Российской  Федерацией полита ческою убежища утв Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г № 746 // СЗ РФ 1997 \° 30 Ст 3601 
     

    В Конвенции СНГ  предусмотрено что выдача не производится (ст 57), если 

    а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства В силу ч 1 ст 61 Конституции РФ и ч 1 ст 13 У К РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству,* 

    6) на момент  получения требования о выдаче  уголовное пре следование согласно  законодательству запрашиваемого  государства не может быть  возбуждено или приговор не  может быть приведен в исполнение  вследствие истечения срока давности  либо по иному законному основанию  (ст 78, 83 УК РФ, ст 5 УПК), 

    в) в отношении  лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства были вынесены приговор или постановление о  прекращении производства по делу, вступившие в законную силу (ч 1 ст 50 Конституции РФ, ч 2 ст 6 У К РФ, п 9 и 10 ч 1 ст 5 УПК РСФСР), 

    г) преступление в  соответствии с законодательством  запрашивающего и запрашиваемого государства  преследуется в порядке частного обвинения - по заявлению потерпевшего (например, ст 27 УПК РСФСР)/ 

    ___________________ 

    * И И Лукашук указывает на то что «нередко утверждают будто общепризнанным правилом является невыдача собственных граждан Думается что это не совсем так Законы многих стран действительно содержат такую норму Но есть и государства которые в принципе допускают выдачу собственных граждан '(Великобритания США Канада)» См Лукашук И И Указ соч С 262-263 

    Кроме того, в выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется  выдача, совершено на территории запрашиваемого государства (п 2 ст 57 Конвенции СНГ), а также если удовлетворение просьбы о выдаче может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству (ст 19 Конвенции СНГ) 

    Много схожих с  Конвенцией СНГ положений содержится и в подписанной Российской Федерацией Европейской конвенции о выдаче 1957 г , которая в то же время регламентирует вопросы выдачи более детально 

    Государства - участники  Европейской конвенции приняли  на себя обязательство выдавать друг другу при условии соблюдения положений и условий, изложенных в Конвенции, всех лиц, в отношении  которых компетентные органы запрашивающей  Стороны ведут уголовное преследование  в связи с каким либо преступлением  или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления  о задержании* (ст 1) 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи