Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

     Так, свидетель,  потерпевший, гражданский истец,  гражданский ответчик и их  представители, а также эксперт,  который по вызову, крученному  учреждением запрашиваемого государства,  явится в (учреждение юстиции  запрашивающего государства, не  может быть, независимо от своего  гражданства, привлечен на его  терри­тории к уголовной или административной ответственности, задер­жан, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совер­шенное до пересечения государственной границы (ст. 9 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Очевидно, что данный запрет имеет своей целью предотвратить арест и уголовное преследование вы­званного, например, под видом свидетеля лица, выдача которого для привлечения к уголовной ответственности согласно положе­ниям действующих конвенций и двусторонних договоров невоз­можна. 

    Указанные лица не могут быть также привлечены к  ответствен­ности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экс­пертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разби­рательства (ст. 9 Конвенции СНГ). 

    Лицо, независимо от его гражданства, представшее  по судебной повестке перед судебными  органами запрашивавшего государства  для ответа за деяния, на основании  которых против него было возбуждено судебное дело, не подвергается преследованию, задер­жанию и другим ограничениям его личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые предшествовали его отъезду с территории запрашивавшегося государства, если это специально не было оговорено в судебной повестке (п. 2 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой .помощи по уголовным делам). 

    Явившиеся по вызову лица утрачивают указанный иммунитет  от уголовного и административного  преследования, если не оста­вят территорию запрашивавшего государства, хотя имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивавшее их учреждение юстиции (суд, прокуратура, орга­ны следствия и дознания) сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ; п. 3 
     

    ст. 12 Европейской  конвенции о взаимной правовой помощи), либо вернутся на территорию запрашивавшего государства после отъ­езда (п. 3 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). В пятнадцатидневный срок не засчитывается время, в течение которого указанные лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивавшего государства (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ). 

    Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его  законному представителю запрашивающим  государством возмещаются расхо­ды, связанные с проездом и пребыванием в этом государстве, равно как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за прове­дение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица (п. 3 ст. 9 Конвенции СНГ; ст. 9, п. 2, 3 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помо­щи). Конкретные размеры денежных выплат указанным лицам, вызванным в иностранное государство для дачи показаний, опре­делены в конвенциях, двусторонних договорах и национальном законодательстве. 

    Вызов свидетеля  или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, в учреждение юстиции запрашиваю­щего государства не должен содержать угрозы применения средств принуждения (например, привод, штраф - см. ч. 2 ст. 73, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 82 УПК РСФСР) в случае неявки (п. 4 ст. 9 Конвенции СНГ). Согласно ст. 8 Европейской конвенции о вза­имной правовой помощи по уголовным делам, свидетель или эксперт, который не ответил на повестку о вызове в суд, о вручении которой просило запрашивающее государство, не может, даже если судебная повестка содержит предупреждение о санкци­ях, быть подвергнут какому-либо наказанию или ограничению. Однако если впоследствии это лицо добровольно окажется на территории запрашивавшего государства и вновь будет там долж­ным образом вызвано в суд, то за неявку по данному вызову оно может быть привлечено к установленной законом ответственности на общих основаниях. 

    Лицо, находящееся  под стражей, о личной явке которого в качестве свидетеля или для  очной ставки просит запрашивающее  государство, временно передается на территорию, где должно состояться слушание дела, при условии, что оно будет  отправлено обратно в сроки, указанные  запрашиваемым государством, при  соблюдении иммунитетов, установленных  ст. 12 Европейской кон­венции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в той мере, в какой они применимы. При этом в передаче может быть отказано, если лицо, находящееся под стражей, не дает на это согласие, если его присутствие необходимо для уголовного пресле­дования на территории запрашиваемого государства, если переда­ча может продлить его содержание под стражей, наконец, если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающего государства (п. 1 ст 11 Европейской конвенции). В запросе о временной передаче содержащегося под стражей лица для допроса в качестве свидетеля или для очной ставки компетент­ные органы запрашивающего государства должны указать следую­щие сведения: имя и фамилию лица и, если возможно, место его содержания под стражей; краткое описание преступления, время и место его совершения; обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной ставке; время, в течение которого необхо­димо присутствие данного лица в запрашивающем государстве. 

    Б. Передача предметов  и пересылка документов, являющихся доказательствами по делу. Вручение документов и производство следственных действий 

    В Конвенции СНГ  предусмотрена обязанность государств-участ­ников  по просьбе передавать друг другу  предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего  выдачу лица, в том числе орудия преступления; предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграж­дения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом. Иные предме­ты, которые могут иметь значение доказательств по уголовному делу, передаются и в том случае, если выдача лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, не может быть осу­ществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам. Если указанные предметы необходимы запрашиваемому государ­ству для использования в качестве доказательств по уголовному делу, находящемуся в производстве у его компетентных органов, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу (п. 1 и 2 ст. 78). Конвенция гарантирует сохранение прав 'третьих лиц на переданные предметы, которые после окончания производства по делу должны быть безвозмездно возвращены тому государству, которое их передало (п. 3 ст. 78). 

    Помимо вещественных доказательств государства обязаны  пересылать друг другу свидетельства  о регистрации актов граж­данского состояния, документы (см. ст. 88 УПК РСФСР) об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запраши­ваемого государства или иных лиц, проживающих на их террито­рии (ст. 14 Конвенции СНГ). При этом документы, которые на территории одной из стран-участниц изготовлены и засвидетель­ствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения. До­кументы, которые на территории одной из стран-участниц рассмат­риваются как официальные документы, имеют на территориях других стран-участниц доказательственную силу официальных документов (ст. 13 Конвенции СНГ). 

    Учреждения юстиции  стран-участниц оказывают друг другу  помощь в установлении адресов лиц, проживающих на их терри­ториях, если это требуется для осуществления прав их граждан, а также в установлении места работы и доходов проживающих на их территории лиц, к которым в учреждениях юстиции запраши­вающей страны предъявлены имущественные требования по уго­ловным делам (гражданские ответчики; ст. 16 Конвенции СНГ). 

    Учреждения юстиции  запрашиваемого государства осуществля­ют по соответствующим поручениям вручение документов в соот­ветствии с порядком, действующим в этом государстве (например, см. ст. 155 УПК), если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае они передают документы получателям, если последние согласны их добровольно принять. Вручение документа удостоверяется подписью лица и печатью запрашиваемого учреждения (см. ст. 10-12 Конвенции СНГ; ст 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). 

    Если запрашивающее  государство считает личную явку свиде­теля или эксперта в суд особенно необходимой, оно указывает это в своей просьбе о вручении повестки, и запрашиваемое государство предлагает свидетелю или эксперту явиться в суд, информируя при этом запрашивающее государство об ответе свидетеля или эксперта (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). 

    Компетентные органы запрашиваемого государства обязаны  исполнять поручения органов  следствия о производстве на их территории обысков, выемок, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, а также  производства иных следственных действий, предусмотренных процессуальным законодательством  запрашива­емого государства (ст. 6, ш 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При этом сношения по вопросам исполнения следственных поручений, за­трагивающих права граждан и требующих санкций прокурора или суда, осуществляются Генеральными прокурорами стран-участниц (ст. 80 Конвенции СНГ), а по остальным вопросам - непосред­ственно заинтересованными учреждениями. 

    В силу ст. 3 Европейской  конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, запрашиваемое  государство выпол­няет в порядке, установленном его законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей судеб­ными органами запрашивающего государства в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказа­тельств, материалов и документов. Если запрашивающее государ­ство желает, чтобы свидетели и эксперты дали показания под присягой, то оно специально об этом просит, а запрашиваемое государство выполняет эту просьбу, если только его законодатель­ство не запрещает этого (п. 2 ст. 3). 

    Подписывая Европейскую  конвенцию, Российская Федерация оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских  показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным  им законодательством РФ пра­вом отказаться от дачи показаний (см. ст. 51 Конституции РФ, ст. 72 УПК и др.). 

    Также Российская Федерация по п. 1 ст. 5 Европейской  конвенции оставила за собой право  исполнять поручения о прове­дении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении следующих условий: преступление, с которым связа­но судебное поручение, должно быть наказуемо по законам как запрашивающей страны, так и по российскому законодательству, и признаваться по законам Российской Федерации преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; кроме того, испол­нение судебного поручения не должно противоречить законода­тельству России. 

    По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое уч­реждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторо­нам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения (п. 3 ст. 8 Конвенции СНГ; ст. 4 Европейской конвенции о взаимной право­вой помощи). 

    Государства - участники  Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам  обязались передавать друг Другу  по соответствующему запросу необходимые  для рассмотрения уголовные дела, выдержки из судебных материалов и  инфор­мацию о них в том же объеме, в каком они могли бы быть Предоставлены их собственным судебным органам в аналогичном случае (п. 1 ст. 13). 

    В. Предоставление информации по правовым вопросам, уведомление  о результатах у головного  преследования, предоставление сведений об обвинительных приговорах и о  судимости 

    В силу различных  организационных, технических причин пра­воохранительные органы России и других государств не всегда имеют в своем распоряжении нормативные акты иностранных государств, необходимые для правильного разрешения дел, поэ­тому центральные учреждения юстиции по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его при­менения учреждениями юстиции (ст. 15 Конвенции СНГ). 

    О результатах  производства по уголовному делу против выдан­ного лица запрашивавшее государство должно сообщить государ­ству, осуществившему выдачу, а при наличии просьбы последне­го - выслать ему копию окончательного решения (ст. 69 Конвен­ции СНГ). Равным образом запрашивавшееся государство обязано уведомить запрашивавшее государство о результатах уголовного преследования во исполнение соответствующего поручения, на­правив ему копию окончательного решения (ст. 73, 74 Конвенции СНГ; п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о выдаче). 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи