Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

оказание правовой помощи по уголовным делам;

экстрадиция;

передача судопроизводства по уголовным делам;

передача осужденных для отбывания наказания в  стране их гражданства.

Значительное внимание на Международном семинаре уделено  практическим вопросам, связанным с  дальнейшим совершенствованием и укреплением  международного сотрудничества, преодолением существующих коллизий между различными правовыми системами: континентальной, американской и российским уголовным  и уголовно-процессуальным законодательством; содержательной частью международных  следственных поручений, их профессиональным переводом на язык запрашиваемого государства; сокращением сроков их исполнения. 

Кроме того, затронуты  проблемы, связанные с составлением, исполнением и легализацией информации, предоставляемой в рамках запросов об оказании содействия по заключенным  двусторонним договорам, в т. ч. направляемой инициативно, оперативного сопровождения  уголовных дел, а также важности оперативно-значимой информации и возможностей ее дальнейшего использования в  качестве доказательственной базы в  уголовном процессе. 

Представители российской делегации акцентировали внимание на проблеме эффективности международного сотрудничества, которая во многом определяется содержанием международных  следственных поручений, что уже  нашло отражение в рамках “дорожной  карты”. 

Для Российской Федерации  международное сотрудничество со странами Совета Европы – одно из приоритетных направлений, которое должно выйти  на качественно новый уровень, основанный на новых принципах взаимопонимания. 

Основные проблемы – различия в правовых системах, их дифференциальное толкование, а  также вопросы, имеющие место как на национальном, так и международном уровнях. В частности, это вопросы, связанные с расширительным толкованием возможностей отказа от международного сотрудничества, в т. ч. политизацией преступности в странах Европейского Союза; неисполнением запросов без объяснения причин, в отличие от требований положений евроконвенций; длительностью исполнения запросов, нарушающей процессуальные сроки, установленные российским уголовно-процессуальным законодательством; двойные стандарты, касающиеся либерального подхода в некоторых странах Европейского союза к вопросам экстрадиции (в частности, в Великобритании, Финляндской Республике) и предоставления политического убежища преступникам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления в Российской Федерации. При этом в таких случаях Российской Федерации отказано в предоставлении информации по фактическим обстоятельствам предъявленного обвинения. 

Иными словами, в  настоящее время институт предоставления политического убежища фактически потворствует совершению подобных преступлений и в других странах мирового сообщества, что, по мнению российской стороны, является недопустимым и противоречит основным нормам и принципам международного и, в частности, международного уголовного права. Более того, в связи с вышеуказанным недружественным подходом, основываясь на международном принципе взаимности, предоставляет российской стороне возможность включить институт отказа от правовой помощи по уголовным делам, не руководствуясь при этом интересами иностранного государства в борьбе с преступностью. 

Методы повышения  эффективности международного сотрудничества: 

совершенствование международной правовой базы сотрудничества, в первую очередь по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, а также разработки конвенции, имеющей  специальный предмет правового  регулирования – конфискация, раздел и возврат похищенного имущества;

совершенствование национального законодательства в  части противодействия преступлениям  в сфере “высоких технологий”, по борьбе с морским пиратством, регулированию  подхода к конфискации и возврату имущества, добытого преступным путем;

гармонизация и  унификация национального законодательства, обеспечивающего международное  сотрудничество, ликвидация имеющихся  в этой части пробелов, например по допросу российских граждан в качестве подозреваемых или обвиняемых в той ситуации, когда в рамках законодательства иностранного государства они являются обвиняемыми;

повышение эффективности  правоприменительной практики на основе более тесного взаимодействия при  расследовании конкретных уголовных  дел с учетом общепринятых механизмов взаимодействия между странами, законодательство которых относится к различным  правовым системам;

модернизация некоторых  положений Европейских конвенций  об оказании правовой помощи по уголовным  делам от 1959 г. и о выдаче от 1957 г. в соответствии с действующими реалиями. Необходима разработка и  подписание не новых дополнительных протоколов, а новых версий указанных  выше конвенций или работа над  всеобъемлющей евроконвенцией по уголовным делам. Она должна регламентировать все виды международной правовой помощи, ограничивать основания невыдачи, ликвидировать сроки давности и специальные иммунитеты, а также возможность широкого толкования понятия “политическое преступление” посредством перечня преступлений, которые присоединившиеся стороны обязуются не рассматривать в качестве политических;

проведение двусторонних и многосторонних консультаций на стадии подготовки и исполнения запросов об оказании правовой помощи по конкретным уголовным делам как для стран  – участниц Евроюста, так и не входящих в его состав;

создание постоянно  действующей международной рабочей  группы по выработке взаимоприемлемых решений по возникающим правовым коллизиям при осуществлении  международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере.

Объем3. Объем правовой помощи

Вручение документов. Факт вручения удостоверяется подтверж­дением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скреп­ленным официальной печатью соответствующего учреждения с ука­занием даты вручения. В случае невозможности вручения докумен­тов по указанному в поручении адресу принимаются меры по его установлению. При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ему возвращаются документы, подле­жащие вручению.

Установление адресов  и других данных. Государства по просьбе оказывают друг другу  в соответствии со своим законодательством  помощь при установлении адресов  лиц, проживающих на их терри­ториях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Учреждения юсти­ции оказывают помощь, в частности, в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства

лиц, которым в  учреждениях юстиции запрашивающей  стороны предъявлены имущественные  требования по уголовным делам.

Осуществление уголовного преследования. Государства обязуются  по поручению запрашивающей стороны  осуществлять в соответст­вии со своим законодательством уголовное преследование против граждан (в том числе собственных), подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося госу­дарства. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать, помимо прочего: фамилию, имя, гражданство подозреваемого, иные сведения о нем; описание деяния, времени и места его совершения; текст закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также иные нормы законодательства, имеющие существенное значение по делу;

заявления потерпевших  по уголовным делам, возбуждаемым по заяв­лению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются  имеющиеся в распоряжении запраши­вающей стороны материалы дела, иные доказательства. Все докумен­ты предоставляются в подлиннике и удостоверяются гербовой печа­тью компетентного учреждения. При направлении возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашивае­мой стороной в соответствии со своим законодательством. Запраши­вающая сторона уведомляется о результатах преследования; ему также передается копия окончательного решения.

При этом однако уголовное  дело не может быть возбуждено, а  возбужденное — подлежит прекращению, если истек срок давности, поручение  направлено после вступления в силу приговора или при­нятия иного окончательного решения по данному факту.

Розыск, лиц. Это правовое действие проводится в целях привлече­ния к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приго­вора в исполнение и заключается в мероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию соответствующего лица, осуществляе­мых в соответствии с внутренним законодательством. Следует обра­тить внимание на то, что цель розыска должна указываться обязатель­но. Например, если лицо разыскивается за совершение деяния, не являющегося в запрашиваемом государстве преступлением, розыск производиться не будет.

Взятие лица под  стражу для обеспечения выдачи. Это  действие состоит в применении в  соответствии с внутренним законодательст­вом меры пресечения — заключения под стражу. Указание цели этого юридического действия также обязательно. Необходимо учи­тывать, что лицо не может быть взято под стражу по данному пору­чению, если оно не может быть выдано.

Имеются некоторые  различия в регламентации этого  действия конвенциями по борьбе с  отдельными видами преступлений между­народного  характера и договорами о правовой помощи.

Согласно многосторонним конвенциям заключение под стражу предполагаемого  преступника производится в соответствии с нацио­нальным законодательством государства, на территории которого преступник находится. О взятии лица под стражу уведомляются: государство, на территории которого было совершено преступление; государство, против которого было совершено преступление; госу­дарства, гражданами которых являются преступник и потерпевшие; другие заинтересованные государства, международные организации и должностные лица.

В соответствии с  договорами о правовой помощи государство, получившее требование о выдаче, должно немедленно принять меры к взятию под стражу соответствующего лица (кроме  случаев, когда выдача не производится). О взятии под стражу или задержании не­медленно уведомляется запрашивающая  сторона.

Лицо, выдача которого требуется, в некоторых случаях  может быть взято под стражу и  до получения требования о выдаче — на основании ходатайства запрашивающего государства. Такое хода­тайство в целях оперативности может быть передано по почте, теле­графу, телексу или телефону и должно содержать ссылку на вынесен­ное в запрашивающем государстве постановление о взятии под стра­жу или на вступивший в законную силу приговор, а также указание, что требование о выдаче будет предоставлено дополнительно. Задер­жанное по ходатайству лицо должно быть освобождено, если требо­вание о выдаче не поступит в течение месяца со дня взятия под стражу, а лицо, задержанное без ходатайства, — в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.

Выдача правонарушителя. Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной  ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.

Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступле­ний международного характера, основаниями выдачи лица для при­влечения к уголовной ответственности являются: совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи; просьба соответствующего государства о выдаче преступника. При этом просьба о выдаче может быть не удовлетво­рена, если у запрашиваемого государства имеются основания пола­гать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или политическим взглядам (см. Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г.).

Несколько иначе  решается вопрос о выдаче в договорах о право­вой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом вы­дача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запра­шивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматри­вается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.

Не выдаются в  соответствии с договорами о правовой помощи: собственные граждане; лица, в отношении которых уголовное  пре­следование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания; лица, в отношении кото­рых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приго­вор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу. Выдача также не производит­ся, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи