Компетенция органов по оказанию правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:07, доклад

Краткое описание

компитенция органов по оказанию прав. помощи по уг.делам; 2 объем прав. помощи; 3 требования, предъявляемые к запросу о прав. помощи; 4 основания отказа. далее про все следственные действия по договорам. на парте иметь прочитанные договоры о прововой помощи в количестве 3 шт с разными странами. далее возникают вопросы с тем была ли задана нам тема про экстрадицию. если была то еще ее надо и по ней иметь 3-4 догговора в выдаче и европейскую конвенцию о выдаче 1957г. а еще если ты брала доклад про экстрадицию какого-либо политика, то его.вот как-то так.

Файлы: 1 файл

компитенция органов по оказанию прав.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

    Кроме того, государства - участники Конвенции СНГ приняли  на себя обязательство ежегодно сообщать друг другу сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, выне­сенных их судами в отношении граждан соответствующего госу­дарства. Предусмотрена обязанность государства при наличии соответствующей просьбы сообщать сведения о судимости лиц, осужденных ранее его судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории другого государства-участника (ст. 79 Конвенции СНГ). 
     

    .Содержание, форма  и порядок исполнения поручения  об оказании правовой помощи. Основания отказа в оказании  правовой помощи 

    В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны наименование запрашиваемого и запрашивающего учреждения, наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена и фамилии свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осуж­денных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей, для юридических лиц - их наиме­нование и местонахождение; при наличии у перечисленных лиц представителей - их имена, фамилии и адреса; содержание пору­чения, описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния, а также другие сведения, необходимые для исполнения поручения. 

    В поручении о  вручении документа должны быть также  указа­ны точный адрес получателя и наименование вручаемого докумен­та. В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно находится, необходимые меры для установления адреса. 

    Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печа­тью запрашивающего учреждения (ст. 7 Конвенции СНГ). 

    Европейская конвенция  о взаимной правовой помощи по уго-' ловным делам предусматривает, что просьба о взаимной помощи должна содержать наименование органа, направляющего просьбу; 

    предмет и причину  просьбы; по возможности, сведения о  личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо, фами­лию и адрес этого лица. Кроме того, в судебных поручениях о получении свидетельских показаний, о передаче вещественных доказательств, материалов или документов, о производстве обыска или наложении ареста на имущество (ст. 3-5 Конвенции) указы­вается состав правонарушения и содержится краткое изложение фактов (ст. 14). 

    Поручение об оказании правовой помощи и приложенные к  нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или  на русском языке (ст. 17 Конвенции  СНГ). Согласно ст. 16 Европей­ской конвенции о взаимной правовой помощи, запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык 
     

    или на один из официальных  языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Подписывая Конвенцию, Российская Федерация сделала заявление  о том, что направляемые ей запросы  о правовой помощи и прилагаемые  к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык либо на английский или французский язык. 

    При исполнении поручения  об оказании правовой помощи запрашиваемое  учреждение применяет законодательство своей страны (п. 1 ст. 8 Конвенции  СНГ; п. 1 и 2 ст. 3 Европейской конвенции). По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающего государст­ва, если только они не противоречат законодательству запрашива­емого государства (п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При подписании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголов­ным делам Российская Федерация заявила, что по просьбе учреж­дения, от которого исходит поручение о правовой помощи, Вер­ховный Суд РФ и Генеральная прокуратура РФ решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессу­ального законодательства запрашивающего иностранного государ­ства, если оно не противоречит законодательству России. 

    Если запрашиваемое  учреждение не компетентно исполнить  поручение, оно пересылает его компетентному  учреждению и уведомляет об этом запрашивающее  учреждение (п. 2 ст. 8 Кон­венции СНГ; ст. 18 Европейской конвенции). После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы за­прашивающему учреждению, а в том случае, если правовая по­мощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения (п. 5 ст. 8 Конвенции СНГ). 

    Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может  нанести ущерб суверенитету или  безопасности, либо противоречит законодательству запраши­ваемого государства (ст. 19 Конвенции СНГ). 

    Европейская конвенция  о взаимной правовой помощи по уго­ловным делам помимо названного основания для отклонения просьбы о правовой помощи указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запраши­ваемое государство считает политическим преступлением, преступ­лением, связанным с политическим преступлением, или фискаль­ным преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не поль­зуются правом, предусмотренным в ст. 2(а) Конвенции, отказы­вать в помощи только на том основании, что просьба касается 

    правонарушения, которое  запрашиваемое государство считает  на­рушением налоговых правил (ст. 1 Дополнительного протокола к  Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголов­ным делам). Как было указано выше, подписывая Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российская Федерация указала на ряд преступлений, предусмотренных в ряде международных конвенций, которые она не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступления­ми». Кроме того, Российская Федерация может отказать в оказа­нии правовой помощи, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правона­рушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, или если в отношении этого лица вынесено в Российской Федерации решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о помощи (см п. 9 и 10 ч. 1 ст. 5 УПК), а также если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с российским законода­тельством (см ст. 78, 83 УК РФ). 

    Причины любого отказа в предоставлении взаимной помощи должны быть сообщены запрашивавшему государству (ст. 19 Европейской конвенции). 

    При оказании правовой помощи в соответствии со статьями 3 - 5 Европейской конвенции 1959 г. (выполнение поручений о полу­чении свидетельских показаний, передаче вещественных доказа­тельств, материалов или документов, производстве обыска или наложении ареста на имущество), после ратификации ее Россий­ской Федерацией и вступления в силу для Российской Федерации, с соответствующими органами стран-участниц будут сноситься: 

    а) Верховный Суд  РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ, а Министерство юстиции РФ - по вопро­сам, связанным с работой других судов; 

    б) МВД РФ - в  отношении поручений, не требующих  санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и пред­варительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел России, а Генеральная про­куратура РФ - во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия. 

    В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными  органами запрашивающего государства  судебным органам России (судам, прокурорам, органам дознания и предварительного следствия). При этом копия поручения  должна одновременно передаваться в  соответствующий центральный компетентный орган (Верховный Суд РФ, Минис­терство юстиции РФ, Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ). 

    Просьбы о передаче выдержек из судебных материалов и  информации о них (п. 1 ст. 13 Европейской  конвенции) могут быть направлены заинтересованными  судебными органами непосредст­венно соответствующим органам запрашиваемого государства, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами (п. 3 ст. 15 Европейской конвенции). 

    Передача всех иных просьб о взаимной помощи и, в  частности, просьб о проведении расследований  до предъявления обвинения может  осуществляться непосредственно между  юридическими ор­ганами. В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании положений Европейской конвенции, она может осу­ществляться через Международную организацию уголовной поли­ции - Интерпол (п. 4 и 5 ст. 15 Европейской конвенции). 

    Схожий порядок  сношений по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам установлен применительно к Конвен­ции СНГ (с учетом положений ст. 5 и 80) и двусторонним договорам Российской Федерации.* Таковы основные положения о различных формах взаимодей­ствия государств при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. 

Одно из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Российской Федерации – участие  в международном сотрудничестве по борьбе с международной организованной преступностью. 
 

Несмотря на позитивные моменты, связанные с научно-техническим  прогрессом, глобализация мирового экономического рынка характеризуется экономической  и жесткой политической конкуренцией в сфере завоевания стратегически  важных ресурсов, переделом и освоением  новых рынков сбыта. Одновременно отмечается криминализация способов обеспечения  экономических, этнических, религиозных  и прочих интересов отдельно взятого  государства. 

Анализ новых угроз, связанных с проявлением различных  форм экстремистской деятельности, увеличением  количества преступлений коррупционной  направленности, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми и проституцией, преступлениями против несовершеннолетних, незаконной миграцией, позволяет сделать следующие выводы: 

основа совершения большинства указанных преступлений – корыстный умысел, т. е. эти правонарушения и преступления имеют экономическую  направленность; 

перечисленные преступления в основном носят международный  характер. 

В целях эффективного противодействия такого рода преступлениям  необходимо объединить усилия компетентных органов иностранных государств, в т. ч. посредством создания действенных  правовых механизмов сотрудничества как  на многостороннем (универсальном, региональном), так и двустороннем уровне в рамках оказания правовой помощи по уголовным  делам, экстрадиции, передачи уголовного судопроизводства, а также полицейского взаимодействия. 

В соответствии с  ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, применяются правила  международного договора.  

Значение международного права как важнейшего инструмента  сотрудничества участников мирового сообщества, перед которым обозначен ряд  проблем глобального масштаба, многократно  возросло, в т. ч. для Российской Федерации  в части оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции, передачи уголовного судопроизводства, а также  передачи осужденных для отбывания  наказания в стране их гражданства. 

Основой международного сотрудничества Российской Федерации  в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции  являются: 

Европейская конвенция  о взаимной правовой помощи по уголовным  делам от 20.04.1959 (с изм., внесенными Дополнительным протоколом от 17.03.1978);

Европейская конвенция  о выдаче от 13.12.1957;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, положения которой распространяются на государства – участники СНГ;

двусторонние и  многосторонние международные договоры о правовой помощи, участницей которых  является Российская Федерация;

двусторонние договоренности – международные соглашения, заключенные  практически со всеми европейскими странами, а также со странами, входящими  в Совет Европы.

Вопросы, связанные  с оказанием правовой помощи по уголовным  делам, регулируются разд. XVIII ч. 5 “Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства” Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации (далее  – УПК РФ). 

Компетентным органом, на который возложены функции  координации международного сотрудничества, в т. ч. по реализации положений вышеуказанных  конвенций, является Генеральная прокуратура  Российской Федерации. 

Международными договоренностями предусмотрено, что органы внутренних дел Российской Федерации являются уполномоченным органом в части  реализации положений международных  договоров в пределах установленной  компетенции. 

Поскольку действия, связанные с направлением международного следственного поручения, относятся  к процессуальным и выполняются  в рамках конвенций об оказании правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции, компетентным подразделением в системе  МВД России по данному вопросу  является Следственный комитет при  МВД России. 

Информация о работе Компетенция органов по оказанию правовой помощи