Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:01, реферат
Рассмотрим названные условия получения надежной информации. Что касается первого из них, то следует особо отметить, что опрос не является методом исключительно маркетингового исследования. Он широко используется в статистике, журналистике, психологии, педагогике и других науках, в первую очередь в социологии, где выработаны достаточно четкие правила проведения опроса.
Сущность метода опроса. Надежность информации опросов……………… ..2
Опросный лист и виды вопросов…………………………………………… ….5
Композиция опросного листа……………………………………………… …...7
Анкетный опрос и его разновидности:
почтовый, прессовый, раздаточный……………………………………… ..8
Интервью и его виды: личное, телефонное, глубинное…………………........11
Современные технологии проведения опросов…………………………….....15
Литература…………………………………………………………………….....17
Содержание.
Сущность метода опроса. Надежность информации опросов……………… ..2
Опросный лист и виды вопросов…………………………………………… ….5
Композиция опросного листа…………
Анкетный опрос и его
почтовый, прессовый, раздаточный……………………………………… ..8
Интервью и его виды: личное, телефонное, глубинное…………………........11
Современные технологии проведения опросов…………………………….....15
Литература……………………………………………………
Сущность метода опроса. Надежность информации опросов.
Опрос, вернее целая группа опросных методов в маркетинговых исследованиях выступает как один из ведущих методов, способов сбора первичной информации, причем в некоторых работах по маркетингу он характеризуется (в противовес «кабинетным» исследованиям) как единственный метод сбора первичной информации. Это, конечно, неверно, поскольку собственные исследования, включающие сбор первичной информации, проводятся в маркетинге с использованием и иных методов, а именно: анализа документов, наблюдения, эксперимента. Тем не менее по своей значимости опрос является ведущим методом сбора информации в маркетинговом исследовании.
Опрос - это метод сбора первичной вербальной (т. е. устной, а не поведенческой) информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Опрос - это метод (группа методов) изучения непосредственных фактов сознания, т. е. тех, которые исследователь предварительно должен выявить, а также создать условия для того, чтобы они проявились.
Специфика данного метода
Следует подчеркнуть, что обвин
Как же обеспечить высокую
надежность маркетинговой
- тщательно учитывать в процессе сбора информации специфику метода опроса и, в первую очередь, то, что источником информации здесь выступает словесное сообщение, суждение индивида;
- постоянно учитывать
- тщательно следить за тем, чтобы в процессе опроса соблюдались все три составляющие надежности получаемой информации: достоверность, устойчивость и репрезентативность.
Рассмотрим названные условия получения надежной информации. Что касается первого из них, то следует особо отметить, что опрос не является методом исключительно маркетингового исследования. Он широко используется в статистике, журналистике, психологии, педагогике и других науках, в первую очередь в социологии, где выработаны достаточно четкие правила проведения опроса.
В процедурном отношении опрос сводится к тому, что, с одной стороны, имеется исследователь с определенного рода вопросами, с другой - респондент, которому необходимо ответить на них. Следовательно, особое место занимает респондент как источник информации. Он может:
а) обладать или не обладать
необходимой исследователю
б) понимать или не понимать суть вопросов;
в) желать или не желать отвечать на них.
Следовательно,
для того, чтобы получить в
ходе опроса надежную
Еще более важны профессионализм и квалификация людей, проводящих маркетинговое исследование, при решении следующей проблемы: четкого соблюдения методических и технических правил проведения опросов. Опрос - это не просто сбор информации, фактов. Маркетинговый опрос - это специальный метод систематизированного сбора информации от респондентов при тщательном соблюдении мер по усилению надежности получаемой информации.
Подобные меры включают:
-использование разнообразных типов и видов вопросов (открытых и закрытых; личных и безличных; прямых и косвенных; фильтрующих; проективных и т. п.);
- правильную постановку этих вопросов в опросном листе;
- правильное построение опросного листа;
- обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов;
- хорошо организованный инструктаж интервьюеров (анкетеров) и эффективный контроль их работы и т. п.; подбор интервьюеров в соответствии с определенными требованиями.
Рис. 1. Учет адекватности реакции респондента на задаваемый вопрос.
В маркетинговых исследованиях, проводимых с использованием опросных методов, особое значение имеет качество, надежность, достоверность самого интервью, а следовательно, важное значение приобретают уровень подготовки и личные качества интервьюеров. Как справедливо отмечает Дж. Хэмилтон, ни самые совершенные методы исследования, ни вершины информационной технологии не смогут исправить результат плохо проведенного интервью. «Сор на входе - сор на выходе» - это правило и сегодня остается верным для маркетинговых исследований.
Как уже отмечалось, в процессе
опроса необходимо также
Первая и важнейшая
Ведь один респондент считает, что он часто смотрит телепередачи, если включает телевизор ежедневно и не выключает по нескольку часов. Другой же респондент укажет, что он часто смотрит телепередачи, при том, что он смотрит их всего несколько раз в неделю. Поэтому ответы на такой вопрос будут свидетельствовать лишь о самооценке респондентов.
Устойчивость получаемой в процессе опроса информации предполагает, что она может и должна сохранять свои качества, свою полезность на протяжении определенного периода времени. С другой стороны, имеется в виду, что если провести через некоторое время повторный опрос на том же объекте и при этом по изученной проблеме не будет каких-либо серьезных изменений, то полученные данные будут в целом сопоставимыми с результатами первого опроса.
Репрезентативность получаемой информации связана с тем, насколько в процессе опроса были представлены в выборке различные элементы генеральной совокупности, объекта исследования и, следовательно, на какие объекты могут быть экстраполированы, распространены полученные результаты маркетингового исследования.
В зависимости от характера требующейся информации, способов ее непосредственного получения, типов интерпретации получаемых данных и некоторых других характеристик выделяют следующие подметоды метода опроса: а) анкетные опросы; б) интервью; в) специальные опросные методики.
Опросный лист и виды вопросов.
Надежность информации
Вопросы: их типы, формы, виды.
Поскольку информация в ходе
опроса поступает в результате
диалогического
-по содержанию (типы вопросов);
-по форме (формы вопросов);
-по функциям (виды вопросов).
По содержанию выделяют следующие типы вопросов:
а) вопросы о фактах и действиях;
б) вопросы о мотивах, оценках, мнениях.
Понятно, что здесь
существуют серьезнейшие
По форме выделяют:
а) открытые, закрытые и полузакрытые вопросы;
б) прямые и косвенные вопросы;
в) личные и безличные вопросы.
Открытый вопрос
предполагает свободный ответ
в любой форме. Такие вопросы,
где не регламентируется
Закрытые вопросы предполагают
наличие специального перечня
ответов (альтернатив), на которых
респондент должен остановить
свой выбор. В зависимости от
того, должен ли опрашиваемый
выбрать только один или
Информация о работе Сущность метода опроса. Надежность информации опросов