Опрос как метод иследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Метод социологического исследования является важным и надежным познавательным инструментом социолога. Он обеспечивает решение задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Опрос…………………………………………………………………………….3
2.Методы опросов в социологии………………………………………….…..….4
Анкетирование………………………………………………………….5
Почтовый опрос………………..………………………………………..7
Интервьюирование……………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

социология реферат.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

  Введение…………………………………………………………………………...2

1.Опрос…………………………………………………………………………….3

2.Методы опросов в социологии………………………………………….…..….4

  • Анкетирование………………………………………………………….5
  • Почтовый  опрос………………..………………………………………..7
  • Интервьюирование……………………………………………………...8

 Заключение………………………………………………………………………10

ВВЕДЕНИЕ

     Как и у любой науки, у социологии есть свой метод познания – социологическое  исследование. Его возникновение  относится к концу XIX века и обусловлено настойчивой потребностью практики. Хотя в более простых модификациях он использовался человечеством с древнейших времен.

     Метод социологического исследования является важным и надежным познавательным инструментом социолога. Он обеспечивает решение  задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т.д.

     На  сегодняшний день метод социологического исследования вместе с теорией, историей социологии, составляет основу социальной науки. К его несомненным достоинствам следует отнести: многообразие «частных»  методов (опрос, метод экспертных оценок, анализа документов, и т.д.); а также возможность их применения не только для социальной сферы, но и их эффективного использования в других (не социологических) областях деятельности. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.

 

Опрос

     Опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он превосходит эксперимент с точки зрения дескриптивных возможностей и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни— от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений. Современные подходы к построению выборки и анализу данных позволяют максимально приблизить возможности проверки причинных гипотез, предоставляемые методом массового опроса, к возможностям экспериментального метода.

      Недостатки  опросного метода отчасти также  совпадают с недостатками последнего. Речь идет, прежде всего, о низкой чувствительности этого метода к уникальным чертам исследуемой социальной ситуации, об относительно меньшем внимании к субъективным и индивидуальным характеристикам опыта исследуемых людей и групп, к их самоописаниям, интерпретациям и «обыденным теориям». Описанные недостатки, в свою очередь, являются обратной стороной стремления к теоретическому обобщению результатов и концептуальной строгости. Преимущества включенного наблюдения и биографического метода заключены, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической» информации об изучаемых социальных явлениях. 

      МЕТОДЫ  ОПРОСОВ В СОЦИОЛОГИИ

 

     Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

     Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

     Обычно  опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с  помощью статистических методов  и должна представлять собой микромодель  генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

     Однако  всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом  опроса, связанное с особенностями  процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анкетирование   

 Наиболее  распространенный в практике  прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть  групповым или индивидуальным.  

 Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).  

 При  индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).  

 Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).  

 Все  вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах  сознания, о фактах поведения  и о личности респондента); по  форме (открытые и закрытые, прямые  и косвенные); по функции (основные и неосновные).  

 Вопросы  о фактах сознания людей направлены  на выявление мнений, пожеланий,  ожиданий, планов на будущее и  т.д. Вопросы о фактах поведения  выявляют поступки, действия, результаты  деятельности людей. Вопросы о  личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).  

 Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится  полный набор вариантов ответов.  Прочитав их, опрашиваемый выбирает  только тот, который совпадает  с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.  

 Открытые  вопросы не содержат подсказок  и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.  

 Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.  

 Основные  вопросы анкеты направлены на  сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Почтовый  опрос

     Почтовый  опрос - разновидность анкетирования  и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.   

 Важное  преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности  в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.  

 Вместе  с тем почтовый опрос имеет  и свои недостатки. Основной из  них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.  

 Разновидность  почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интервьюирование   

 При  интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом  осуществляется при помощи интервьюера,  который задает вопросы, предусмотренные  исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.  

 Особенности  интервью по-разному проявляются  в различных его организационных  формах. Рассмотрим их.  

 Интервью  по месту работы, занятий, то  есть в служебном помещении.  Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.   

 Интервью  по месту жительства. Оно становится  предпочтительным, если предмет  опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.  

 В  прикладной социологии различают  три вида интервью: формализованное,  фокусированное и свободное.  

 Формализованное  интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.   

 Фокусированное  интервью - следующая ступень, ведущая  к уменьшению стандартизации  поведения интервьюера и опрашиваемого.  Оно имеет своей целью сбор  мнений, оценок по поводу конкретной  ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.  

 Свободное  интервью отличается минимальной  стандартизацией поведения интервьюера.  Этот вид опроса применяется  в тех случаях, когда исследователь  приступает к определению проблемы  исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Методы  социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.

     Наиболее  популярными является социологический  опрос. Еще Карл Маркс использовал  метод опроса для изучения мнений рабочих. В ХХ веке метод подвергся детальной разработке и был усовершенствован. Сейчас мы знаем несколько разновидностей: анкетирование, интервьюирование; почтовый, телефонный и прессовый опросы.

     Современный уровень развития экономики и  многообразие противоречий, возникающих  в социально-экономической сфере, показывают, что существует необходимость в их глубоком изучении и теоретическом осмыслении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:  

  1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2007.
  2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Издательство Алтайского государственного университета, 2008.
  3. Волков Ю.Г. Социология Элементарный курс., М: Юристъ, 2006.
  4. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2007.
  5. Материалы Интернет-сайтов                                                 http://www.temadnya.ru/spravka

Информация о работе Опрос как метод иследования