Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:38, реферат
Метод социологического исследования является важным и надежным познавательным инструментом социолога. Он обеспечивает решение задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т.д.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Опрос…………………………………………………………………………….3
2.Методы опросов в социологии………………………………………….…..….4
Анкетирование………………………………………………………….5
Почтовый опрос………………..………………………………………..7
Интервьюирование……………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………10
Опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он превосходит эксперимент с точки зрения дескриптивных возможностей и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни— от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений. Современные подходы к построению выборки и анализу данных позволяют максимально приблизить возможности проверки причинных гипотез, предоставляемые методом массового опроса, к возможностям экспериментального метода.
Недостатки
опросного метода отчасти также
совпадают с недостатками последнего.
Речь идет, прежде всего, о низкой чувствительности
этого метода к уникальным чертам
исследуемой социальной ситуации, об
относительно меньшем внимании к субъективным
и индивидуальным характеристикам опыта
исследуемых людей и групп, к их самоописаниям,
интерпретациям и «обыденным теориям».
Описанные недостатки, в свою очередь,
являются обратной стороной стремления
к теоретическому обобщению результатов
и концептуальной строгости. Преимущества
включенного наблюдения и биографического
метода заключены, прежде всего, в возможности
получения детальной «дотеоретической»
информации об изучаемых социальных явлениях.
Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.
Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.
Однако
всегда следует учитывать возможное
искажение информации, полученной методом
опроса, связанное с особенностями
процесса отражения различных сторон
социальной практики в сознании людей.
Анкетирование
Наиболее
распространенный в практике
прикладной социологии вид
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все
вопросы можно
Вопросы
о фактах сознания людей
Закрытым
вопрос называется в том
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные
вопросы анкеты направлены на
сбор информации о содержании исследуемого
явления. Неосновные - на выявление адресата
основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку
искренности ответов (контрольные вопросы).
Почтовый опрос
Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
Важное
преимущество почтового опроса -
простота организации. Нет
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.
Разновидность
почтового опроса - прессовый опрос.
В этом случае анкета печатается в газете
или журнале. Существует два вида такого
опроса. Один - когда редакция обращается
к анкетированию с целью получения данных
о своих читателях и их мнений о работе
данного печатного органа. Второй - когда
через печатный орган изучается мнение
по какой-либо актуальной проблеме.
Интервьюирование
При
интервьюировании контакт
Особенности
интервью по-разному
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.
В
прикладной социологии
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное
интервью - следующая ступень, ведущая
к уменьшению стандартизации
поведения интервьюера и
Свободное
интервью отличается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.
Наиболее популярными является социологический опрос. Еще Карл Маркс использовал метод опроса для изучения мнений рабочих. В ХХ веке метод подвергся детальной разработке и был усовершенствован. Сейчас мы знаем несколько разновидностей: анкетирование, интервьюирование; почтовый, телефонный и прессовый опросы.
Современный
уровень развития экономики и
многообразие противоречий, возникающих
в социально-экономической сфере, показывают,
что существует необходимость в их глубоком
изучении и теоретическом осмыслении.
Список
литературы: