Методы научно-педагогических иследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 11:11, реферат

Краткое описание

Для конкретного педагогического исследования подбирают комплекс методов в таком сочетании, которое позволяет получить разносторонние сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения. Совокупность методов должна обеспечить одновременно изучение деятельности, общения и уровня знаний личности. Подобранные методы должны отражать динамику развития определенных качеств личности как в возрастном плане, так и в течение определенного времени. Важно использовать такие методы, с помощью которых можно получить сведения об ученике с возможно большего числа источников, от компетентных лиц, постоянно общаются с ним. Методы помогают анализировать не только развертывания процесса, его результаты, но и условия, в которых он происходит.

Файлы: 1 файл

В процессе научно.docx

— 21.23 Кб (Скачать)

В процессе научно-педагогических исследований используют различные методы. 
 
Метод научно-педагогического исследования - путь овладения психолого-педагогических процессов формирования личности, установление объективных закономерностей воспитания и обучения.  
 
Для конкретного педагогического исследования подбирают комплекс методов в таком сочетании, которое позволяет получить разносторонние сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения. Совокупность методов должна обеспечить одновременно изучение деятельности, общения и уровня знаний личности. Подобранные методы должны отражать динамику развития определенных качеств личности как в возрастном плане, так и в течение определенного времени. Важно использовать такие методы, с помощью которых можно получить сведения об ученике с возможно большего числа источников, от компетентных лиц, постоянно общаются с ним. Методы помогают анализировать не только развертывания процесса, его результаты, но и условия, в которых он происходит. 
 
К методам научно-педагогического исследования относятся методы педагогического наблюдения, беседы, анкетирование, педагогического эксперимента, рейтингу, изучение документации, психолого-педагогического тестирования, социометрии, анализа результатов деятельности ученика (студента), обобщение независимых характеристик, а также математические и теоретические методы. 
 
Метод педагогического наблюдения. Реализуется он как специально организованное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Учитывая особенности его субъекта и объекта различают наблюдение прямое и опосредованное, открытое и закрытое, а также самонаблюдения. Осуществляя наблюдение, важно иметь его план, определить срок, фиксировать результаты, позаботиться, чтобы было оно систематическим и длительным. 
 
Наблюдение основном используют на первых этапах научного исследования педагогической проблемы, учитывая, что возможности его относительно скрытых явлений весьма ограниченны. Использование этого метода не позволяет раскрыть внутренние процессы педагогических явлений. Зафиксированы методом наблюдения факты всегда имеют оттенок субъективности, и это ограничивает его использование в педагогических исследованиях. Поэтому наблюдение применяют часто в сочетании с другими методами. 
 
Метод беседы. Особенностью его является познания педагогических явлений через непосредственное общение с лицами, исследователь изучает в естественных условиях. Чтобы беседа была результативной, необходимо иметь ее план, основные и дополнительные вопросы, создать благоприятную атмосферу для откровенного обмена мнениями. Следует учитывать индивидуальные особенности собеседника и проявлять педагогический такт. Беседу протоколируют, результаты ее сравнивают с информацией о личности, полученной с помощью других методов. 
 
Разновидностью беседы является интервью. В отличие от беседы, проводимой в естественной, непринужденной обстановке, во время интервью исследователь ставит в определенной последовательности заранее сформулированные вопросы и фиксирует ответы. Используя интервью, следует учитывать особенности различных типов респондентов («робкий», «робкий», «словоохотливый», «шутник», «противник», «самоуверенный» и др..). Результаты интервью во многом зависят от того, насколько продуманными и точными есть вопросы. 
 
Метод анкетирования. Заключается он в письменном (иногда устной) опросе значительного количества учащихся, студентов по определенной схеме - анкетой или опросным листом. Анкетирование дает возможность получить информацию о типичности определенного педагогического явления. 
 
К анкете нужно включать однозначные вопросы, которые точно характеризуют явление, изучающих, и дают надежную информацию. Вопросы могут быть прямыми («нравится ли вам профессия учителя?") И опосредованными («согласны ли вы с мнением о том, что профессия учителя лучшая?"). Они не должны подсказывать ответы или склонять респондента к определенной точке зрения. 
 
Анкеты бывают закрытые (с ограниченным количеством вариантов ответов, подобранных исследователем) и открытые (позволяют респонденту выразить свое мнение). Перед анкетированием нужно проверить степень понимания вопросов на небольшой аудитории, внося при необходимости соответствующие коррективы. 
 
Метод педагогического эксперимента. На практике он реализуется как научный опыт организации педагогического процесса в точно фиксированных условиях. Обеспечивает достоверные результаты в педагогических исследованиях. 
 
В зависимости от цели, которую предполагает эксперимент, различают: 
 
- Эксперимент - констатацию, во время которого изучают имеющиеся педагогические явления; 
 
- Эксперимент - проверку, когда проверяют гипотез; выдвинутую в процессе изучения передового и массового опыта образовательных учреждений; 
 
- Творческий (формирующий) эксперимент, в процессе которого фиксируют новые педагогические явления, создают новым содержание, новые организационные формы и методы обучения и воспитания. 
 
В любом эксперименте существенно то, что он вносит в учебно-воспитательный процесс новые элементы с целью его совершенствования. Кроме того, для всех педагогических экспериментальных исследований характерно то, что их результаты сопоставляют с обычной, повседневной педагогической работой. Поэтому в эксперименте одна группа является экспериментальной - в ней апробируют педагогические новации, другие - контрольными. Сравнение уровня знаний и воспитанности в экспериментальной и контрольных группах позволяет делать выводы об эффективности педагогических новаций. 
 
Метод рейтинга. В основе его - оценка компетентными экспертами отдельных аспектов деятельности. При подборе экспертов учитывают компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески выполнять задания), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения и способность отстаивать ее), научную объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность. 
 
При анализе полученной информации можно применять метод ранговых оценок, когда выявлены факторы размещаются по возрастанию или убыванию степени их проявления. 
 
Метод изучения документации. Базируется на том, что личные дела учащихся, студентов, журналы, контрольные работы, тетради по отдельным дисциплинам дают исследователю объективные данные, характеризующие их индивидуальные особенности, отношение к учебе, уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков. 
 
Документация (обще школьный план работы, планы работы предметных комиссий, классных руководителей, протоколы заседаний педагогического совета и др.). Позволяет сформировать представление о состоянии учебно-воспитательной работы в целом и отдельных ее участков частности. 
 
Метод изучения документации, как и другие методы научно-педагогического исследования, можно использовать в учебном заведении любого типа, учитывая при этом специфические условия его учебной деятельности и особенности контингента воспитанников. 
 
Метод психолого-педагогического тестирования. Заключается в определении уровня знаний, умений или общей интеллектуальной развитости ученика с помощью средств тестирования: карт, рисунков, задач - шарад, ребусов, кроссвордов, вопросов. Экзаменационные билеты можно составлять в форме тестов. Результаты тестирования определяют подсчетом процентов выполнения тестов. 
 
Метод социометрии. Стержнем его является изучение структуры и стиля взаимоотношений в коллективе (метод заимствован из социологии). Например, ученику, студенту предлагают ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел ... (Сидеть за одной партой, работать рядом в мастерской, играть в одной команде и др.).? ». На каждый вопрос он одновременно может дать несколько вариантов ответа. По их количеству и характеру определяют место, роль и статус каждого члена коллектива, наличие в нем группировок, их лидеров. Полученные данные позволяют моделировать внутриколлективные отношения: уровень сплоченности коллектива, способы его влияния на каждого индивида и др.. 
 
Метод анализа результатов деятельности ученика (студента). Анализ результатов различных видов деятельности (успеваемости, выполнения общественных поручений, участия в конкурсах и др.). Помогает составить представление о личности ученика (студента) по реальным делам. На основании изучения, например, изделий ученика в мастерской можно сделать вывод о его аккуратность, исполнительность в работе. Изготовленные в технических кружках модели свидетельствуют об интересах и наклонности. Ответы на занятиях характеризуют память, мышление, воображение, взгляды, убеждения. 
 
Метод обобщения независимых характеристик. Заключается в обобщении сведений об учащихся (студентов), полученных из различных источников: от учителей, родителей, сверстников и др.. 
 
При сопоставлении независимых характеристик некоторые черты могут не совпадать из-за необъективности того, кто характеризует, поспешность, ошибочность выводов. В таком случае выясняют причины разногласий, анализируют факторы, обусловившие их. Расхождения возможны и тогда, когда характеристики составляли несколько раз через определенные промежутки времени, в течение которых поведение индивида менялась. 
 
Разновидностью этого метода является метод «педагогического консилиума». Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников (студентов), которое осуществляется по определенной программе и единым критериям, коллективную оценку определенных качеств личности выявления причин недостаточной сформированности определенных черт личности, коллективное разработки средств преодоления выявленных недостатков. 
 
Математические методы. Их сущность заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, а также в использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. Применение этих методов для отображения педагогических явлений возможно при условии их типичности, измеримости и массовый характер. К математическим методам относятся методы регистрации, ранжирование и моделирования. 
 
Метод регистрации - выявление определенного качества в явлениях данного класса и его расчета по наличию или отсутствию (например, количества совершенных учеником негативных поступков). 
 
Метод ранжирования - размещение зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определения элемента в определенной множестве. Примером является составление списка учащихся (студентов) в зависимости от уровня их успеваемости и др.. 
 
Метод моделирования заключается в создании и исследовании моделей. 
 
Теоретические методы. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, выводы. 
 
Анализ и синтез взаимосвязаны и взаимообусловлены логическими методами научного познания, возникшие на основе практической деятельности людей. Если анализ заключается в расчленении целого на составные элементы (части), то синтез - в объединении частей в целое. 
 
Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знания. Оно является продуктом умственной деятельности, формой отражения общих признаков и качеств действительности. 
 
Сравнение - мыслительная операция, с помощью которой устанавливают сходство и различие между конкретными педагогическими явлениями. 
 
Вывод - полученное логическим путем из исходных данных суждения, содержащего новую или дополнительную информацию. 
 
Процесс и результаты научно-педагогического исследования фиксируют различными способами. Для этого используют определенные типы документации: анкеты; планы наблюдения, осуществления педагогических экспериментов, воплощение результатов исследования в практику; магнитофонные записи; фотографии; киноленты; протоколы обсуждения уроков, воспитательных мероприятий и др..; Конспекты разработанной литературы, архивных материалов; описания опыта работы учебных и воспитательных учреждений; статистические данные; математические вычисления. 
 
Организация научно-педагогических исследований имеет большое значение как для педагогической теории, так и для педагогической практики. К этому делу следует привлекать не только ученых, но и работников образовательных учреждений. Исследователем должен быть каждый учитель, только тогда его работа становится творческой и эффективной.

 


Информация о работе Методы научно-педагогических иследований