Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов — опроса, приобретают особую актуальность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ………………………………………………………………..5
Социологический опрос……………………………………………………5
Типология опросных методов……………………………………………..9
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ………………………………………………………………………….20
2.1 Сферы применения…………………………………………………………..20
2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
Приложение ……………………………………………………………………30
Министерство образования и науки Российской Федерации
БУГУЛЬМИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ»
Кафедра:
Гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине: «Социология»
На тему:
«Методы
социологического опроса»
студентки 4 курса
(специальность «080507»)
Давлетова Ильвина Салаватовна
№ зачетной книжки: 067783
Домашний адрес: г. Бугульма,
ул. Петровская,
д. 2, кв. 2
Проверил: ассистент Жакупова М. Г.
г. Бугульма
2012 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ
МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ
МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ………………………………………………………………
2.1 Сферы применения……………………………………
2.2 Изучение степени
значимости содержания охраны
в образовательном учреждении
и качества ее работы через
изучения мнения родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Приложение
……………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология
постепенно накапливала свои методы
познания, особенно когда это касалось
эмпирических исследований. Процессы,
происходящие в современном мире,
глубокие и радикальные изменения
во всех сферах общественной жизни
требуют более адекватного
Актуальность изучения проблемы применения метода опроса обусловлена также необходимостью совершенствования самой теории и практики социологического исследования, исходя из имеющегося опыта, региональной специфики и других обстоятельств.
Объект исследования - метод опроса как социологический метод.
Предметом исследования является содержательный характер, типологизация и сферы применения.
Цель
исследования - определение специфики
и факторов эффективности применения
метода опроса как инструмента
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Теоретико - методологической базой исследования являются положения содержащиеся в трудах отечественных ученых: Морева В.А., Осипова Г.В., Зборовского Г.Е., Бабосова Е.М., по данному вопросу и диалектический метод познания, предполагающий рассмотрение изучаемого явления комплексно. Тавокин Е.П. занимался разработкой опроса, и его основных этапов проведения. По разработке методик большой вклад внесли Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. В исследовании также нашли свое применение аксиологический, системно-деятельностный методы, другие методы научного познания социальной действительности.
Данная курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа. Работа начинается с введения, далее непосредственно описание работы, и в конце заключение, и список литературы, состоящий из двадцати трёх источников.
Одним из основных и наиболее популярных в социологии является метод опроса. Опросы проводятся социологами настолько часто, что их начинают оценивать как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. У многих людей в обыденной, повседневной жизни представление о социологии связано именно с этим методом.
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Субъектами социологического опроса выступают социальные институты (власть, управление, наука) и различные группы населения (социально-демографические, региональные, профессиональные и др.).
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов, В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных.
Основное
предназначение социологических опросов
- получение информации о мнениях
людей, их мотивах и оценках социальных
явлений, о феноменах и состояниях
общественного, группового и индивидуального
сознания. Поскольку эти мнения,
мотивы и феномены выступают свойствами
изучаемых социологией
Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами.
Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.
Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Особенность
социологического метода, исследования
заключается в двух принципиальных
моментах: первое — он позволяет
формализовать метод сбора
Метод
опроса наиболее известный и распространенный
в социологическом