Методы Социологического опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов — опроса, приобретают особую актуальность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ………………………………………………………………..5
Социологический опрос……………………………………………………5
Типология опросных методов……………………………………………..9
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ………………………………………………………………………….20
2.1 Сферы применения…………………………………………………………..20
2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
Приложение ……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

методы социологического опроса.docx

— 123.13 Кб (Скачать)

     По  результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.

     Существуют  следующие ограничения на проведение телефонных опросов. Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке  возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75%. В противном случае полученная информация будет недостоверна.

     В случае проведения телефонного опроса юридических лиц имеется возможность  получать оперативную информацию по вопросам, на которые могут ответить в организациях работники невысокого ранга (секретарь, помощник, оператор и  т. п.).

     Телефонный  опрос имеет как достоинства так и недостатки. Основные недостатки телефонного опроса:

  • небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов;
  • ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;
  • невозможность предъявления респондентам визуальной информации;
  • при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;
  • телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга.

     Основные  достоинства телефонного опроса:

  • относительная дешевизна (по сравнению с другими методами);
  • оперативность получения данных;
  • возможность контролировать работу интервьюеров.

     Таким образом телефонный опрос является одним из самых недорогих и оперативных опросных методов, который позволяет узнать мнения людей по любым вопросам. Также хорошо использовать его когда респондент и интервьюер находятся на большом расстоянии друг от друга. А теперь рассмотрим опрос проводимый высококвалифицированными специалистам.

     Экспертный  опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

     Основное  назначение метода - выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой  проблемы, повышение надежности, обоснование  информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию  знаний и опыта экспертов.

     Область применения экспертного опроса - при  изучении всех сфер деятельности, в  диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального  объекта, в принятии решений.

     Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в  сборе и анализе информации, в  выработке практических рекомендаций.

     Ограничения в применении данного метода опроса - данные экспертного опроса нуждаются  в сопоставлении с объективной  информацией, полученной другими методами.

     Метод экспертных оценок - один из видов экспертного  опроса, предполагающий использование  экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа  проблем с последующей оценкой  выделенных исследователем суждений и  обработкой полученных данных.

     Основные  нормативные требования в применении данного метода опроса - тщательность подбора экспертов (оценка надежности и точность представленной ими информации), создание условий для наиболее продуктивного  использования экспертов в ходе исследования, сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования, учет факторов, влияющих на суждения экспертов.

     Отметим еще ряд особенностей опроса экспертов. Некоторые методические и технические  приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью  осведомлены о задачах, которые  решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой  нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные  вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого  слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный  источник информации, чревата потерей  его доверия к организаторам  исследования. В отличие от массового  опроса программа опроса экспертов  не столь детализирована и носит  преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется  подлежащее прогнозу явление, предусматриваются  в виде гипотез возможные варианты его исхода.

     В соответствии со степенью разработанности  гипотез в инструментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. Если исследователь располагает  информацией лишь о возможных  вариантах исхода прогнозируемого  явления и затрудняется однозначно сформулировать их причины, то предпочтительней в анкете эксперта использовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.

     Отличительная особенность экспертного метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем  исследования.

     социологический опрос исследование анкетный

 

      глава 2. РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ

     2.1 Сферы применения

 

     Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.

     Областью  применения социологических методов  является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению  к различным явлениям, изучение которых  позволяет выявлять тенденции в  развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

     Разработанная система теоретико-методологических и практических рекомендаций по эффективному применению метода опроса может быть использована практикующими социологами  при изучении различных экономических, социальных, политических и культурологических проблем жизнедеятельности современного общества.

     Теоретические материалы данного исследования могут найти свое применение также  в учебном процессе при разработке специальных теоретических курсов.

     Во  всех отраслях науки, где для получения  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет  дело с различными модификациями  этого метода. Например, врачи, выясняя  течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя  у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические  аспекты и возможности оценки достоверности ответов.

     Журналисты, педагоги, работники служб социального  обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

       Социологические методы позволяют  более полно представить картину  исследуемой реальности, включающей  наряду с объективными характеристиками  внешнего объекта, ценностные  ориентации, интересы и сложившиеся  стереотипы.

     Область применения анкетирования: опрос является ведущим методом в изучении сферы  сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социально-психологических  явлений и процессов, которые  малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда  изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании  с другими методами. Разновидности  опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.

     Метод экспертного опроса применяется  в различных областях социологических  исследований наряду с другими традиционными  методами сбора информации.

     Социологические методы дают точные представления о  состоянии и динамике социальных систем.

     Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения  социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и  диагностика характера взаимоотношений  внутри социальной общности.

     Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым  в рамках этих общностей целям.

     Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:

     1. Выявление факторов, влияющих на  проявление и изменение 

     параметров  социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определённым образом  влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

     2. Определение факторов, формирующих  структуру потребительского спроса  и учитываемых в практике маркетинговых  исследований.

     3. Подготовка и реализация управленческих  решений. В практике управления  многое зависит от того, как  принимаются решения в социальных  группах и насколько ориентации  социальной группы способствуют  поставленным перед ней задачам.

     4. Определение межличностных взаимоотношений  в социальных группах, призванное  обеспечить эффективное взаимодействие  членов рабочих коллективов при  выполнении производственных задач.

     5. Выявление ценностных ориентаций  личности и социальных групп,  участвующих в достижении социально  значимых целей, - деятельности, предполагающей  наличие единого центра координации  и управленческого контроля. Общность  ценностных ориентаций людей  обеспечивает наилучшие условия  для организации их совместной  деятельности и усиление эффективности  управленческой деятельности.

     6. Тестирование общественного мнения  на предмет его политических  и социальных ориентаций.

     7. Экспертная оценка проектов и  программ, позволяющая сделать оптимальный  выбор альтернативных способов  реализации.

     8. Диагностика состояния и функционирования  социальных систем.

     Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.

     Опросные  данные все чаще заменяют данные документарно-учетных источников (традиционно доминирующие в статистике государственных органов, которые, правда, сами все чаще используют опросные методы), активнее используются в публицистике (сокращая долю личных впечатлений и обычного общения с людьми), приходят на смену традиционным способам оценки бизнес-процессов по фиксации сделок, оказываются средством контроля безмолвного индивидуального волеизъявления (голосований на выборах и референдумах), делаются упрощенной формой проявления дискуссионности проблем (один из элементов разных «форумов» в Интернете) и т.п. Опросы населения и хозяйствующих субъектов (чаще всего – руководителей предприятий) в последние десятилетия применяются как достаточно недорогой источник данных, дополняющий документарную статистику, прежде всего, по двум направлениям: для выявления ненаблюдаемых статистическими органами явлений (в том числе так называемой «теневой сферы»,) и для оценки социально-экономической ситуации в разрезе социальных групп или групп хозяйствующих субъектов, фиксация принадлежности к которым не предусмотрена формами статистического учета.

Информация о работе Методы Социологического опроса