Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов — опроса, приобретают особую актуальность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ………………………………………………………………..5
Социологический опрос……………………………………………………5
Типология опросных методов……………………………………………..9
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ………………………………………………………………………….20
2.1 Сферы применения…………………………………………………………..20
2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
Приложение ……………………………………………………………………30
По результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.
Существуют следующие ограничения на проведение телефонных опросов. Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75%. В противном случае полученная информация будет недостоверна.
В
случае проведения телефонного опроса
юридических лиц имеется
Телефонный опрос имеет как достоинства так и недостатки. Основные недостатки телефонного опроса:
Основные
достоинства телефонного
Таким образом телефонный опрос является одним из самых недорогих и оперативных опросных методов, который позволяет узнать мнения людей по любым вопросам. Также хорошо использовать его когда респондент и интервьюер находятся на большом расстоянии друг от друга. А теперь рассмотрим опрос проводимый высококвалифицированными специалистам.
Экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.
Основное назначение метода - выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Область применения экспертного опроса - при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений.
Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций.
Ограничения в применении данного метода опроса - данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.
Метод экспертных оценок - один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.
Основные нормативные требования в применении данного метода опроса - тщательность подбора экспертов (оценка надежности и точность представленной ими информации), создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования, сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования, учет факторов, влияющих на суждения экспертов.
Отметим еще ряд особенностей опроса экспертов. Некоторые методические и технические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования. В отличие от массового опроса программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.
В соответствии со степенью разработанности гипотез в инструментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. Если исследователь располагает информацией лишь о возможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняется однозначно сформулировать их причины, то предпочтительней в анкете эксперта использовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.
Отличительная особенность экспертного метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования.
социологический опрос исследование анкетный
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.
Разработанная
система теоретико-
Теоретические
материалы данного исследования
могут найти свое применение также
в учебном процессе при разработке
специальных теоретических
Во
всех отраслях науки, где для получения
информации исследователь обращается
к человеку с вопросами, он имеет
дело с различными модификациями
этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и
Журналисты,
педагоги, работники служб социального
обеспечения и многих других сфер
социальной практики используют этот
метод для получения
Социологические методы
Область применения анкетирования: опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.
Метод экспертного опроса применяется в различных областях социологических исследований наряду с другими традиционными методами сбора информации.
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.
Главной
целью социологии как науки является
объяснение и прогноз поведения
социальных субъектов в определённых
условиях, особенности искусственного
конструирования этих условий и
диагностика характера
Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.
Ключевыми
направлениями практического
1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение
параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определённым образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.
2.
Определение факторов, формирующих
структуру потребительского
3.
Подготовка и реализация
4.
Определение межличностных
5.
Выявление ценностных
6.
Тестирование общественного
7.
Экспертная оценка проектов и
программ, позволяющая сделать
8.
Диагностика состояния и
Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.
Опросные данные все чаще заменяют данные документарно-учетных источников (традиционно доминирующие в статистике государственных органов, которые, правда, сами все чаще используют опросные методы), активнее используются в публицистике (сокращая долю личных впечатлений и обычного общения с людьми), приходят на смену традиционным способам оценки бизнес-процессов по фиксации сделок, оказываются средством контроля безмолвного индивидуального волеизъявления (голосований на выборах и референдумах), делаются упрощенной формой проявления дискуссионности проблем (один из элементов разных «форумов» в Интернете) и т.п. Опросы населения и хозяйствующих субъектов (чаще всего – руководителей предприятий) в последние десятилетия применяются как достаточно недорогой источник данных, дополняющий документарную статистику, прежде всего, по двум направлениям: для выявления ненаблюдаемых статистическими органами явлений (в том числе так называемой «теневой сферы»,) и для оценки социально-экономической ситуации в разрезе социальных групп или групп хозяйствующих субъектов, фиксация принадлежности к которым не предусмотрена формами статистического учета.