Методы Социологического опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов — опроса, приобретают особую актуальность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ………………………………………………………………..5
Социологический опрос……………………………………………………5
Типология опросных методов……………………………………………..9
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ………………………………………………………………………….20
2.1 Сферы применения…………………………………………………………..20
2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
Приложение ……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

методы социологического опроса.docx

— 123.13 Кб (Скачать)

 

    1. Типология опросных методов
 

     Рассмотрим  несколько точек зрения на типологизацию опросных методов.

     Известный английский политик и ученый Джон Селден (1584–1654) разработал «соломенные опросы». Сейчас, говоря о соломенных опросах, обычно имеют в виду опросы, проводимые по упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих факторов. Но было бы ошибкой относиться к тем давним опросам лишь критически. Они не только выполняли важные социальные и культурные функции, но стали отправными для развития «научных» приемов изучения общественного мнения.

     Во  второй половине 1930-х годов гражданские  и исследовательские позиции  наиболее четко сформулировал Арчибальд  Кроссли (1896–1985).

     Главными  опросными методами Арчибальд Кроссли считал почтовые и телефонные опросы. Так как с помощью них он исследовал радиоаудитории, и тем самым выполнял определенные заказы. Телефонные опросы Кроссли, были одновременно и замерами радиоаудитории, и опросами общественного мнения.

     В конце ХХ века Бутенко И.А. рассматривал анкетный опрос как непосредственное общение социолога с респондентами.

     Анкетный  опрос - метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) общения интервьюера  и опрашиваемого (респондента) путем  регистрации ответов респондента  на вопросы, вытекающие из целей и  задач исследования.

     Проведение  анкетного опроса происходит в три  этапа:

  • подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).
  • оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
  • результирующий этап – обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

     Основным  средством коммуникации при проведении опроса является анкета.

     Как составление анкеты, так и способы  работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной  информации.

     Каждое  конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три  основные части:

  • вводную;
  • содержательную (основную) часть;
  • заключительную часть (паспортичку);

     Практика  показывает, что анкета, требующая  для заполнения более 45 минут, несет  в себе больше случайной или недостаточной  информации. Поэтому оптимальным  считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

     Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение.

     Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов  ответов и т.п. Все это позволяет  выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

     После сбора анкет начинается их обработка  и анализ данных.

     Таким образом, анкетный опрос является наиболее важным методом сбора первичной  информации в социальном исследовании. Основным критерием, характеризующим  исследования проведенного с помощью  метода анкетирования, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. При правильно проведенном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень достоверности первичной информации. В социологических исследованиях существуют количественные и качественные методы, к количественному методу можно отнести анкетирование, а к качественному, такой метод социологического исследования как интервью

     Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью  корректировки, отработки социального  инструментария; как самостоятельный  метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими  способами социального исследования.

     Интервью  – это наиболее гибкий метод сбора  социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

     Интервьюирование  по сравнению с анкетированием имеет  свою специфику.

     Главное отличие состоит в способе  общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно  полностью опосредовано анкетой: анкетер  пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями  и убеждениями, которые сложились  у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует  свой ответ и фиксирует его  в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании).

     При этом очевидно, что для получения  одного и того же объема информации в случае исполнения метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при исполнении анкетного  метода.

     Проблематичным  становится обеспечение анонимности  беседы.

     По  степени формализации можно выделить следующие виды интервью:

  • не стандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Данный вид интервью сложен и для респондента и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.
  • стандартизированное интервью предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое количество вопросов.
  • Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и не стандартизированного интервью.

     По  другим основаниям виды интервью в  основной своей части совпадают  с теми, о которых говорилось при  анализе анкетного опроса.

     Подготовку  интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой подразумевается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью в ходе конкретного социологического исследования. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на неформализованных интервью, отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью.

     Главное отличие заключается в том, что  при формализованных интервью интервьюеры  не должны быть квалифицированными социологами. Но под этим не подразумевается, ни в коем случае, что интервью может  проводить любой желающий. Определенные качества должны обязательно присутствовать.

     Качества  хорошего интервьюера складываются из:

  • его индивидуальных способностей,
  • владения методикой.

     Общесоциологическая подготовка обязательна только в  том случае, если проводится неформализованное  интервью или интервью с малой  степенью формализации. Названные качества находятся друг с другом в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

     Процесс практического обучения интервью –  это по всей видимости процесс фиксации и осознания ошибок. Конечно, число допускаемых интервьюерами ошибок может быть очень велико, но основная их часть сводится к следующим трем типам:

  • ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент «замыкается в себе»;
  • ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации (когда респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.п.;
  • ошибки влекущие к предоставлению нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений; (правда этот аспект наиболее характерен для нестандартизованных видов интервью).

     Проведение  интервью требует организационной  подготовки, что предполагает выбор  места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В  любом случае обстановка, в которой  проводится интервью должна быть спокойной и конфиденциальной, т.е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время. Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

  • налаживание контакта с респондентами;
  • правильная постановка вопросов интервью;
  • правильная фиксация ответов.

     После окончания работ на объекте по сбору социальной информации интервьюер должен представить в исследовательский  центр следующие документы: заполненные  бланки, интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.

     После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.

     Интервью  – это наиболее гибкий метод сбора  социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Метод глубокого интервью характеризуется  детальным изучением социального  явления в его целостности  и непосредственной взаимосвязи  с другими явлениями. В отличии от интервью, который требует непосредственного контакта общения интервьюера с респондентом, существует метод не требующий обязательного присутствия респондента. Это метод телефонного опроса.

     Телефонный  опрос - один из самых оперативных  и недорогих опросных методов, который  позволяет узнать мнения различных  групп населения практически  по любым вопросам.

     Телефонные  опросы различаются по типу респондентов:

  • интервью с физическими лицами;
  • интервью с юридическими лицами.

     Проведение  телефонного интервью включает в  себя несколько этапов:

  • разработка анкет - формирование выборки. Выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям);
  • поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Список телефонных номеров разных АТС, составляется, как правило, специальной компьютерной программой заранее, с определенным шагом, в зависимости от размера выборки;
  • подготовка интервьюеров;
  • полевое исследование и контроль качества.

     Телефонный  опрос проводится специально подготовленными  интервьюерами, которые заносят  ответы респондента в анкету (печатную либо электронную, на экране монитора). Обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу.

Информация о работе Методы Социологического опроса