Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов — опроса, приобретают особую актуальность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ………………………………………………………………..5
Социологический опрос……………………………………………………5
Типология опросных методов……………………………………………..9
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ………………………………………………………………………….20
2.1 Сферы применения…………………………………………………………..20
2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
Приложение ……………………………………………………………………30
Рассмотрим несколько точек зрения на типологизацию опросных методов.
Известный английский политик и ученый Джон Селден (1584–1654) разработал «соломенные опросы». Сейчас, говоря о соломенных опросах, обычно имеют в виду опросы, проводимые по упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих факторов. Но было бы ошибкой относиться к тем давним опросам лишь критически. Они не только выполняли важные социальные и культурные функции, но стали отправными для развития «научных» приемов изучения общественного мнения.
Во второй половине 1930-х годов гражданские и исследовательские позиции наиболее четко сформулировал Арчибальд Кроссли (1896–1985).
Главными опросными методами Арчибальд Кроссли считал почтовые и телефонные опросы. Так как с помощью них он исследовал радиоаудитории, и тем самым выполнял определенные заказы. Телефонные опросы Кроссли, были одновременно и замерами радиоаудитории, и опросами общественного мнения.
В конце ХХ века Бутенко И.А. рассматривал анкетный опрос как непосредственное общение социолога с респондентами.
Анкетный
опрос - метод сбора информации об
изучаемом объекте в ходе опосредованного
(анкетирование) общения интервьюера
и опрашиваемого (респондента) путем
регистрации ответов
Проведение анкетного опроса происходит в три этапа:
Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета.
Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:
Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение.
Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.
Таким образом, анкетный опрос является наиболее важным методом сбора первичной информации в социальном исследовании. Основным критерием, характеризующим исследования проведенного с помощью метода анкетирования, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. При правильно проведенном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень достоверности первичной информации. В социологических исследованиях существуют количественные и качественные методы, к количественному методу можно отнести анкетирование, а к качественному, такой метод социологического исследования как интервью
Социологическое
интервью имеет широкий спектр применения,
его используют на подготовительной
стадии исследования; при проведении
пилотажного исследования с целью
корректировки, отработки социального
инструментария; как самостоятельный
метод исследования (сегодня один
из основных) и как способ контроля
надежности информации, полученной другими
способами социального
Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.
Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику.
Главное
отличие состоит в способе
общения социолога и
При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае исполнения метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при исполнении анкетного метода.
Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.
По степени формализации можно выделить следующие виды интервью:
По другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса.
Подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой подразумевается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью в ходе конкретного социологического исследования. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на неформализованных интервью, отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью.
Главное отличие заключается в том, что при формализованных интервью интервьюеры не должны быть квалифицированными социологами. Но под этим не подразумевается, ни в коем случае, что интервью может проводить любой желающий. Определенные качества должны обязательно присутствовать.
Качества хорошего интервьюера складываются из:
Общесоциологическая подготовка обязательна только в том случае, если проводится неформализованное интервью или интервью с малой степенью формализации. Названные качества находятся друг с другом в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.
Процесс практического обучения интервью – это по всей видимости процесс фиксации и осознания ошибок. Конечно, число допускаемых интервьюерами ошибок может быть очень велико, но основная их часть сводится к следующим трем типам:
Проведение
интервью требует организационной
подготовки, что предполагает выбор
места и времени
После
окончания работ на объекте по
сбору социальной информации интервьюер
должен представить в
После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.
Интервью
– это наиболее гибкий метод сбора
социальной информации, предполагающий
проведение беседы, основанной на непосредственном,
личном контакте социолога и респондента.
Метод глубокого интервью характеризуется
детальным изучением
Телефонный опрос - один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.
Телефонные опросы различаются по типу респондентов:
Проведение телефонного интервью включает в себя несколько этапов:
Телефонный опрос проводится специально подготовленными интервьюерами, которые заносят ответы респондента в анкету (печатную либо электронную, на экране монитора). Обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу.