Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, лекция
Виды опросных исследований. Достоинства и недостатки метода опроса. Преимущества и ограничения основных методик. Типичные ошибки в проведении опросов.
Лекцию писал Крап, а Хемуль – жалкая бездарность…
Метод опроса.
1. Виды опросных исследований
Метод опроса – сбор первичной информации путем прямого задавания вопросом, касающихся разных аспектов социального поведения
Опросы делятся по…
… наличию посредника на интервьюирование (интервью) – прямая беседа респондента и интервьюера и анкетирование – респондент заполняет анкету без интервьюера
… форме контроля интервью делятся на личное и телефонное, а анкетирование – на почтовый опрос, прессовый опрос, Интернет-опрос и самостоятельное заполнение анкеты. Самостоятельное заполнение анкеты в свою очередь делится на заполнение по месту жительства и заполнение в производственных, учебных и других естественных группах.
… периодичности исследования на однократные и лонгэтюдные – возможность анализа данных во временной протяженности. Лонгэтюдные в свою очередь делятся на трендовые (они же мониторинговые – в каждом изз последующих исследований рассматриваются разные выборки, главная задача – отследить динамику) и панельные (одни и те же респонденты, одна и та же выборочная совокупность (панель). Позволяет отследить динамику для каждого конкретного респондента. Используется, например, когда нужно оценить эффективность рекламы, пропаганды).
2. Достоинства и недостатки метода опроса.
Достоинства.
- возможность получения информации непосредственно от участников события
- опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)
- опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)
Недостатки.
- сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),
- любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости (например, где-то 70% скажут, что пойдут на выборы в МосГорДуму в то время как реальная явка составит около 30%, потому что хождение на выборы считается социально одобряемым действием).
- провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте
3. Преимущества и ограничения основных методик
1. Личное интервью.
Достоинства.
- Высокая достижимость запланированной выборки респондентов
- Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)
- Возможность варьирования последовательностью вопросов
- Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов
- Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)
- Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента
- Относительно высокая скорость сбора данных
- Возможность наблюдения за респондентом
Недостатки.
- Относительно более дорогой
- Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)
- Отсутствие возможности личного контроля интервьюера
2. Телефонный опрос
Достоинства.
- Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)
- Высокий контроль за работой интервьюера
- Меньшее влияние интервьюера
- Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват
- Относительно низкая стоимость
- Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)
Недостатки
- Ограничение на длительность
- Необходимость максимально простых вопросов
- Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов
- Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)
3. Почтовый опрос
Достоинства.
- Респондент может выбирать удобное для него время
- Отсутствие влияния интервьюера
- Широкий географический охват
- Легкость формирования выборки
- Относительно низкая стоимость сбора данных
- Более высокая анонимность
Недостатки.
- Низкая достижимость (около 5-10%)
- Длительный полевой этап
- Невозможность пояснений в ходе опроса
- Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения
- Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)
- Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)
- Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения
- Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»
4. Прессовый опрос
Достоинства.
- Четкая переадресация анкеты определенной аудитории
- Отсутствие влияния интервьюера
- Низкая стоимость полевого этапа исследования
- Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории
Недостатки.
- Те же, что и в почтовом опросе
- Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)
- Необходимость стимулирования ответов
- Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту
- Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной
5. Интернет-опрос
Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).
Достоинства.
- Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов
- Возможность охвата специфических аудиторий
- Моментальная обработка собираемых данных
- Низкие затраты на полевой этап и обработку данных
Недостатки.
- Вынужденная краткость анкеты
- Невозможность проверить искренность получаемых ответов
- Смещение выборки, которое сложно оценить
6. Самостоятельное заполнение
Во многом сходно с почтовым опросом.
Достоинства (помимо тех, что в почтовом)
- Большой контроль возврата анкет
- Относительно дешевле, чем личный опрос
- Довольно быстрый сбор информации
- Как правило высокий возврат
4. Типичные ошибки в проведении опросов.
Этап опроса | Ошибка |
Формулировка проблемы, задачи исследования | Неправильный выбор цели |
Выбор объекта исследования | Неправильно выбран объект (например, правильно включать в выборку не только реальных, но и потенциальных покупателей) |
Выбор метода сбора данных | Неправильно выбран метод |
Определение принципов формирования выборки | Неудачный выбор схемы выборки |
Подготовка инструментария, вспомогательных материалов | Ошибки в инструментарии |
Сбор данных, полевой этап | Интервьюер может например исправлять фиксированные ответы, выбирать не тех респондентов и т.д. |
Обработка информации | Ошибки при кодировке и вводе данных |
Подготовка отчета, интерпретация результатов | Неправильная интерпретация |