Метод опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, лекция

Краткое описание

Виды опросных исследований. Достоинства и недостатки метода опроса. Преимущества и ограничения основных методик. Типичные ошибки в проведении опросов.

Файлы: 1 файл

Opros.doc

— 47.00 Кб (Скачать)


Лекцию писал Крап, а Хемуль – жалкая бездарность…

Метод опроса.

1. Виды опросных исследований

Метод опроса – сбор первичной информации путем прямого задавания вопросом, касающихся разных аспектов социального поведения

Опросы делятся по…

… наличию посредника на интервьюирование (интервью) – прямая беседа респондента и интервьюера и анкетирование – респондент заполняет анкету без интервьюера

… форме контроля интервью делятся на личное и телефонное, а анкетирование – на почтовый опрос, прессовый опрос, Интернет-опрос и самостоятельное заполнение анкеты. Самостоятельное заполнение анкеты в свою очередь делится на заполнение по месту жительства и заполнение в производственных, учебных и других естественных группах.

… периодичности исследования на однократные и лонгэтюдные – возможность анализа данных во временной протяженности. Лонгэтюдные в свою очередь делятся на трендовые (они же мониторинговые – в каждом изз последующих исследований рассматриваются разные выборки, главная задача – отследить динамику) и панельные (одни и те же респонденты, одна и та же выборочная совокупность (панель). Позволяет отследить динамику для каждого конкретного респондента. Используется, например, когда нужно оценить эффективность рекламы, пропаганды).

2. Достоинства и недостатки метода опроса.

Достоинства.

- возможность получения информации непосредственно от участников события

- опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)

- опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)

Недостатки.

- сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),

- любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости (например, где-то 70% скажут, что пойдут на выборы в МосГорДуму в то время как реальная явка составит около 30%, потому что хождение на выборы считается социально одобряемым действием).

- провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте

3. Преимущества и ограничения основных методик

1. Личное интервью.

Достоинства.

- Высокая достижимость запланированной выборки респондентов

- Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)

- Возможность варьирования последовательностью вопросов

- Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов

- Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)

- Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента

- Относительно высокая скорость сбора данных

- Возможность наблюдения за респондентом

Недостатки.

- Относительно более дорогой

- Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)

- Отсутствие возможности личного контроля интервьюера

2. Телефонный опрос

Достоинства.

- Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)

- Высокий контроль за работой интервьюера

- Меньшее влияние интервьюера

- Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват

- Относительно низкая стоимость

- Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)

Недостатки

- Ограничение на длительность

- Необходимость максимально простых вопросов

- Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов

- Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)

3. Почтовый опрос

Достоинства.

- Респондент может выбирать удобное для него время

- Отсутствие влияния интервьюера

- Широкий географический охват

- Легкость формирования выборки

- Относительно низкая стоимость сбора данных

- Более высокая анонимность

Недостатки.

- Низкая достижимость (около 5-10%)

- Длительный полевой этап

- Невозможность пояснений в ходе опроса

- Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения

- Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)

- Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)

- Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения

- Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»

4. Прессовый опрос

Достоинства.

- Четкая переадресация анкеты определенной аудитории

- Отсутствие влияния интервьюера

- Низкая стоимость полевого этапа исследования

- Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории

Недостатки.

- Те же, что и в почтовом опросе

- Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)

- Необходимость стимулирования ответов

- Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту

- Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной

5. Интернет-опрос

Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).

Достоинства.

- Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов

- Возможность охвата специфических аудиторий

- Моментальная обработка собираемых данных

- Низкие затраты на полевой этап и обработку данных

Недостатки.

- Вынужденная краткость анкеты

- Невозможность проверить искренность получаемых ответов

- Смещение выборки, которое сложно оценить

6. Самостоятельное заполнение

Во многом сходно с почтовым опросом.

Достоинства (помимо тех, что в почтовом)

- Большой контроль возврата анкет

- Относительно дешевле, чем личный опрос

- Довольно быстрый сбор информации

- Как правило высокий возврат

4. Типичные ошибки в проведении опросов.

 

Этап опроса

Ошибка

Формулировка проблемы, задачи исследования

Неправильный выбор цели

Выбор объекта исследования

Неправильно выбран объект (например, правильно включать в выборку не только реальных, но и потенциальных покупателей)

Выбор метода сбора данных

Неправильно выбран метод

Определение принципов формирования выборки

Неудачный выбор схемы выборки

Подготовка инструментария, вспомогательных материалов

Ошибки в инструментарии

Сбор данных, полевой этап

Интервьюер может например исправлять фиксированные ответы, выбирать не тех респондентов и т.д.

Обработка информации

Ошибки при кодировке и вводе данных

Подготовка отчета, интерпретация результатов

Неправильная интерпретация

 



Информация о работе Метод опроса