Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
ознакомиться с основными типами анкет;
рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
изучить принципы конструирование и оформление анкеты;
проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 91.30 Кб (Скачать)

 

Введение

Основная  масса  эмпирической  информации  добывается   методами опроса, суть которых заключается  в получении  информации   об  отношении опрашиваемых  к  тем  или  иным  жизненно   важным   явлениям   и   событиям общественной жизни.

Опрос -  самый распространенный метод сбора первичной информации.  С его помощью получают почти  90%  всех социологических  данных.  В каждом  случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен  на  те стороны процесса, которые мало поддаются или  не  поддаются  вообще  прямому наблюдению.

Данная курсовая работа посвящена анкетному опросу как одному из методов общения социолога с респондентом. Проявляется общение в процессе обмена сообщениями, вследствие чего можно рассматривать этот процесс довольно просто: один человек произносит информацию, а другой человек выслушивает ее и интерпретирует, потом наоборот.  Главное преимущество анкетирования состоит в том, что оно является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации.

Актуальность темы состоит в том, что при помощи опросного  метода  можно получить любую информацию по  самым  разным  проблемам,  которая  не  всегда может быть отражена документально или фиксироваться с  помощью  наблюдения.

Целью данной  курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.

Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие  задачи:

  • раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
  • ознакомиться с  основными типами анкет;
  • рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
  • изучить принципы конструирование и оформление анкеты; 
  • проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Предметом работы является анкетный опрос. Он является одним из  основных средств коммуникации при  проведении опроса. Как составление  анкеты,  так  и  способы  работы  с  ней  имеют  свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является  необходимым  условием успешной реализации этого  метода.

Объектом исследования является население. С помощью  анкетного опроса исследователь получает необходимые ему данные о самом население, его составе, демографических  характеристиках, предпочтениях, структуре.

Практическая значимость данной темы состоит в том, что знание основ построения анкеты, правильного ее конструирования,  сочетания вопросов и коммуникативных блоков в анкете позволит добиться максимально достоверных, точных и правильных ответов от респондента, а также поможет социологу и анкетируемому человеку легко сотрудничать.

Информационной базой  для написания курсовой работы являлась учебная и научная литература методам социальных исследований и конкретно по анкетному опросу    таких авторов, как Бутенко И.А., Аверьянов Л.Л, Феннето Э, Ядов В.А. и другие книги.

Методы исследования - дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификация, анкетный опрос.

Объем курсовой работы составляет 38 листов. Курсовая работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения и приложения.

 

 

 

1 Теоретические аспекты анкетного опроса, сущность и принципы построения

1.1 Анкетирование:  понятие, содержание,  виды

 

Анкетирование относится  к той группе методов, которая  носит название "опрос". В эту  группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим  признаком: с их помощью исследователь  получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что  не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов  субъективной (не случайно у некоторых  социологов существует мнение, что  даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать  полной достоверности информации).

В отличие от других методов  исследования эффективность любого опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.[6, с. 34]

      Большая    значимость    этих    методов    определяется,    во-первых организационными  преимуществами  (всегда  легче   организовать опрос,   чем осуществить  любой другой метод социологического  исследования);  во-вторых, относительной  дешевизной, в-третьих,  содержательностью   и  универсальностью информации, полученной опросным методом;  в-четвертых, возможностью максимального   использования  технических   средств для обработки полученных  в результате опроса данных.

  Вместе с тем опросные  методы  имеют  и  свои  негативные  стороны.  На качество  полученной этими  методами  информации  влияют  факторы,  связанные,  с одной стороны,  с  личностью  респондента  (уровень  образования,  культуры, свойства  памяти,  защитные  механизмы  психики,  отношение  к   исследуемой проблеме и к организации  или  человеку,  проводящему  опрос),  с  другой  – факторы,  связанные  с  деятельностью  самого   исследователя   (начиная   с профессионализма в составлении  опросного  листа  и  заканчивая  мастерством работы  анкетера  или  интервьюера  с  респондентом  по  получению   искомой информации).

Анкетирование - это метод  получения информации путем письменных ответов респондентов на систему  стандартизированных вопросов анкеты. Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты. Эта разновидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается высокая достоверность получаемой информации.[12, c. 108]

Анкетирование применяется  для установления текущего состояния  явления, для изучения существовавшего  и существующего положений в  практике работы или мнений, относящихся  к проблеме исследования.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

1. Анкеты, составленные из  прямых вопросов и направленные  на выявление осознаваемых качеств  испытуемых.

2. Анкеты селективного  типа, где испытуемым на каждый  вопрос анкеты предлагается несколько  готовых ответов; задачей испытуемых  является выбор наиболее подходящего  ответа.

3. Анкеты - шкалы; при ответе  на вопросы анкет - шкал испытуемый  должен не просто выбрать наиболее  правильный из готовых ответов,  а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. [4, с. 62]

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое  получение массового материала, что позволяет проследить ряд  общих изменений в зависимости  от характера учебно-воспитательного  процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и  вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю  представления о многих закономерностях  и причинных зависимостях, относящихся  к психологии.

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

     1)  подготовительный  этап  (включающий  разработку  программу  опроса, составление  плана  и   сетевого   графика   робот,   проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление  инструкций  для  анкетера,  респондента  и  других  лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка  интервьюеров,  анкетеров, решение организационных проблем).

     2)  оперативный   этап  –  сам  процесс  анкетирования,   имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

     3) результирующий  этап – обработка полученной  информации. 

Исходя  из структуры метода, определяется его  характеристика,  которая  включает   в  себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру,  к респонденту и к самому  инструментарию  (к анкете, опросному листу).

Существует много классификации  анкет: в зависимости от способа распространения, по целям исследования, по характеру задаваемых вопросов и т.д. Рассмотрим некоторые классификации подробнее.

По способу распространения  анкет опросы подразделяются на:

  • раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут  же  получает  ее  –  очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через  несколько дней – заочный раздаточный опрос)
  • почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)
  • прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
  • телетайпные (при этом способе распространение и сбор  инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

Почтовое анкетирование, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются  респондентам и возвращаются исследователю  по почте. Преимущества его заключаются  в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в  число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Недостатки почтового  анкетирования - это низкий процент  возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки  опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют  предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что  анкеты заполнялись самостоятельно.

Раздаточное анкетирование  предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и  возвращение любым способом. Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно. [10, с. 83 - 84]

Анкетный опрос может  быть представлен в двух видах, обусловленных целями, закладываемыми в процедуру опроса. Первый вид анкетного опроса — информационный — предполагает простой набор сведений, получаемых при помощи вопросов. Другой вид — перекрестный — направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования. [12, с. 109]

 По типу исследовательских задач опросы бывают:

  • глубинный (нацелен на получение поисковой информации)
  • фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
  • стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)
  • социометрический (нацелен на получение информации о  взаимоотношениях  в малых группах) [16, с. 46]

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц. При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

      По уровню  компетентности респондентов различают:

  • массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
  • массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает  информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)
  • симптоматический  опрос  (достаточное  знание  у  респондента  общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)
  • экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

Информация о работе Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения