Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
ознакомиться с основными типами анкет;
рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
изучить принципы конструирование и оформление анкеты;
проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.
Введение
Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.
Данная курсовая работа посвящена анкетному опросу как одному из методов общения социолога с респондентом. Проявляется общение в процессе обмена сообщениями, вследствие чего можно рассматривать этот процесс довольно просто: один человек произносит информацию, а другой человек выслушивает ее и интерпретирует, потом наоборот. Главное преимущество анкетирования состоит в том, что оно является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации.
Актуальность темы состоит в том, что при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения.
Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
Предметом работы является анкетный опрос. Он является одним из основных средств коммуникации при проведении опроса. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода.
Объектом исследования является население. С помощью анкетного опроса исследователь получает необходимые ему данные о самом население, его составе, демографических характеристиках, предпочтениях, структуре.
Практическая значимость данной темы состоит в том, что знание основ построения анкеты, правильного ее конструирования, сочетания вопросов и коммуникативных блоков в анкете позволит добиться максимально достоверных, точных и правильных ответов от респондента, а также поможет социологу и анкетируемому человеку легко сотрудничать.
Информационной базой для написания курсовой работы являлась учебная и научная литература методам социальных исследований и конкретно по анкетному опросу таких авторов, как Бутенко И.А., Аверьянов Л.Л, Феннето Э, Ядов В.А. и другие книги.
Методы исследования - дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификация, анкетный опрос.
Объем курсовой работы составляет 38 листов. Курсовая работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения и приложения.
1 Теоретические аспекты анкетного опроса, сущность и принципы построения
1.1 Анкетирование: понятие, содержание, виды
Анкетирование относится к той группе методов, которая носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).
В отличие от других методов исследования эффективность любого опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.[6, с. 34]
Большая
значимость этих методов
определяется, во-первых организационными
преимуществами (всегда легче
организовать опрос, чем осуществить
любой другой метод
Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).
Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты. Эта разновидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается высокая достоверность получаемой информации.[12, c. 108]
Анкетирование применяется для установления текущего состояния явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
1. Анкеты, составленные из
прямых вопросов и
2. Анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый
вопрос анкеты предлагается
3. Анкеты - шкалы; при ответе
на вопросы анкет - шкал испытуемый
должен не просто выбрать
Бесспорным достоинством
метода анкетирования является быстрое
получение массового материала,
что позволяет проследить ряд
общих изменений в зависимости
от характера учебно-
При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).
2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
3) результирующий этап – обработка полученной информации.
Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).
Существует много
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
Почтовое анкетирование,
как видно из названия, сводится
к тому, что анкеты рассылаются
респондентам и возвращаются исследователю
по почте. Преимущества его заключаются
в простоте распространения анкет;
возможности получения
Недостатки почтового
анкетирования - это низкий процент
возврата анкет, в среднем около
5%; искажение намеченной выборки
опрашиваемых, так как при рассылке
анкет незнакомым лицам бывает трудно
установить, насколько они соответствуют
предполагаемому контингенту
Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом. Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно. [10, с. 83 - 84]
Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обусловленных целями, закладываемыми в процедуру опроса. Первый вид анкетного опроса — информационный — предполагает простой набор сведений, получаемых при помощи вопросов. Другой вид — перекрестный — направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования. [12, с. 109]
По типу исследовательских задач опросы бывают:
В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц. При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.
По уровню
компетентности респондентов