Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
ознакомиться с основными типами анкет;
рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
изучить принципы конструирование и оформление анкеты;
проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 91.30 Кб (Скачать)

Вопрос 6: гражданство. Предлагается 3 варианта ответа: РФ, без гражданства и гражданам иностранного государства и лиц с двойным гражданством необходимо записать наименование государства.

Вопрос 7: к какой национальности себя относите. Один из очень острых, «щепетильных» вопросов переписи населения, особенно в нынешнее время, когда повысилось национальное самосознание многих народов и тяга к этнической автономии. Вопрос предназначен, естественно, для определения этнического состава населения. Во всех наших переписях, кроме переписи 1897 г., национальность определяется на основе этнического самосознания опрашиваемых в соответствии со ст. 26 конституции РФ. В переписные листы записывается та национальность, которую указывают люди, по своему самосознанию, независимо от «объективных» на то оснований (записи в паспорте, национальности родителей, места рождения и т.п.).

Вопрос 8 разбит на подпункты, которые посвящены характеристике образовательного уровня населения и соответственно — состава населения по уровню образования.

Вопросы в пункте 9: владение языками. Вопрос 9.4 – ваш родной язык. Этот вопрос в течение ряда десятилетий вызывает большие споры между учеными. Неясно, для чего он предназначен и что, собственно, должен характеризовать.

Вопрос 10: источники средств существования. Ответы на этот вопрос характеризуют распределение населения по источникам средств существования. В переписи  2010 г можно указать неограниченное число источников средств существования.

Вопрос 11: посвящены вопросам занятости и безработицы. Включает такие вопросы, как:  имели ли вы работу, приносящую заработок в период с 7 по 13 октября 2010 года, кем вы являлись на основной работе, где находилась работа, имели ли вы вторую работу. Этот блок вопросов предназначен для распределения  населения по экономическому составу.

Вопрос 12: миграция. Включает вопросы:  время непрерывного проживания в этом населенном пункте, для женщины укажите: а) сколько детей родила; б) дата рождения первого ребенка. Вместе с подвопросами этот вопрос предназначен для изучения социальной дифференциации рождаемости и детской смертности. В сочетании с 4-мя интересными подвопросами этот блок призван характеризовать миграцию населения, в том числе количество и характеристики беженцев и вынужденных переселенцев.

По сокращенной программе, содержащейся в форме В «Переписной лист», опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек – по четыре человека на каждой стороне бланка (Приложение 3).

Вопрос 1: ваш пол.

Вопрос 2: год рождения.

Вопрос 3: страна постоянного проживания.

Вопрос 4: цель приезда в Россию, где дается 7 вариантов ответа: работа, учеба, служебная или  деловая поездка, туризм, отдых, транзитная миграция, если другая цель, не перечисленная вверху, то ее необходимо вписать в предназначенное для этого место на бланке.

Вопрос 5: продолжительность проживания на территории России.

Вопрос 6: страна рождения.

Вопрос 7: гражданство.

Этот переписной лист предназначен для выявления внешней миграции, ее структуры, целей и состава.

«Список лиц» форма  С – контрольный документ, который содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года (Приложение 4).

На постоянно (обычно) проживающих в этом помещении заполняется Таблица 1, а на временно находившихся в этом помещении на дату переписи населения и постоянно проживающих в другом месте – Таблица 2. Эти таблицы служат для контроля, все ли проживающие в данном жилом помещении переписаны на соответствующих переписных листах, а также для проверки, правильно ли произведена запись проживающих по домохозяйствам.

Проанализировав программу  переписи населения, мы пришли к выводу, что в целом она соответствует требованиям правильного составления анкет, хотя  является по существу «уникальным»  примером анкеты.

Она соответствует таким базовым принципам,  как:

  1. Структурированность на блоки, причем здесь даже идет структурированность на 4 отдельные формы переписных листов, что объясняется специфичностью данного опроса.
  2. Соблюдается принцип расположения от более простых вопросов к более сложным.
  3. Объем вопросов и их содержание соизмеримы с целями исследования - счет населения и получение демографических, экономических и социальных характеристик населения страны в целом и каждого населенного пункта страны.
  4. В анкете использованы как открытые, так и закрытые вопросы, причем первых больше, что дает респонденту большую возможность для искренних и точных ответов.
  5. Вопросы в анкете не являются сложными и не вызывают труда при  ответе на них  у респондентов.

В целом же программа переписи построена с целью получения всей необходимой информации путем непосредственного взаимодействия социолога и респондента.

 

 

Заключение 

 

Опрос при помощи анкет  является наиболее распространенным методом  получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала.

Анкетный опрос имеет  такую форму, которая представляется заполнением респондентами особых статистических формуляров (анкет). Основными достоинствами такого способа сбора первичной информации являются: охват широких массивов респондентов, что обеспечивает высокую достоверность получаемой информации, оперативность, относительная дешевизна. Существует  много разновидностей анкетирования, среди которых: раздаточное, почтовое, прессовое, телетайпное и другие.

Большое внимание в теоритической  части было уделено вопросу конструирования  анкеты, ведь только такая анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, а также выявлять закономерности, устойчивые сущностные связи между составляющими анкеты.

К базовым принципам правильного  конструирования анкеты относятся  выделение трех частей в анкете, недопущение многозначных и абстрактных  вопросов  и фраз, лимитированное время работы с анкетой, а также  вежливое и корректное составление  вопросов.

В качестве анкетного опроса в данной курсовой работе были рассмотрена программа Всероссийской переписи населения 2010 года, проходившей с 14 по 25 октября.

Л.Н. Толстой замечательно сказал об общественном значении переписи населения. Он принимал непосредственное участие в переписи населения  Москвы в 1882 г. и описал свои впечатления в специальной статье «О переписи в Москве» (М., 1882) и в книге «Так что же нам делать?» (М., 1906; статья вошла в книгу).

Всероссийская перепись населения  должна учесть всех людей (независимо от гражданства), постоянно проживающих  на территории Российской Федерации, включая  временно отсутствующих.

Переписные листы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1990-р:

«Переписной лист» форма  Л содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении. На каждого человека заполняется отдельная форма Л.

«Переписной лист» форма  П содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III).

По сокращенной программе, содержащейся в форме В «Переписной лист», опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек – по четыре человека на каждой стороне бланка.

 «Список лиц» форма С – контрольный документ, который содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года.

В ходе анализа было выявлено, что,  несмотря на свою уникальность и ряд специфических особенностей, перепись населения в целом соответствует  основным требованиям, которые предъявляется  к анкетам, имеет правильное оформление и конструкцию, а также в ходе ее проведения происходит непосредственное общение социолога с респондентами, с помощью которого и происходит сбор необходимой информации обо всем населении.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,2005.- 430с.
  2. Аверьянов Л.Л. Искусство задавать вопросы. – М.: Луч,2007.- 185с.
  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. – 2-е изд. доп.- М.: Высш. Шк.,2005.-186с.
  4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие  для студ. пед. ин-тов.  / Под ред. В.И. Журавлева. – М. Гардарики,2006.- 458с.
  5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособ. – 2-е изд. доп. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2008. – 175с.
  6. Кравчекно А.И. Основы социологии: учебное пособие. – М.: АСТ,2005. -536с.
  7. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс,2006. – 536с.
  8. Леонтьев А.А. Психология общения–2-е изд. перераб. и доп. –М.: Аудит: Юнити, 2006. – 453с.
  9. Лудченко А.А.,Лудченко Я.А.,Примак Т.А. Осоновы научных исследований: Учеб пособие. – К.: О-во «Знания», КОО, 2006.- 413с.
  10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: наука,2007. – 232с.
  11. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. – М.: институт Фонда «Общественное мнение»,2006.- 254с.
  12. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 364 с.
  13. Садмэн С., Брэдберн Н.  Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ.  А.А. Виницкой; научный редактор перевода Д.М. Рогозин.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,2008.- 382с.
  14. Феннето Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты . – СПб.: Питер,2005. – 160с.
  15. Фролов С.С. Социология. – М.:АСТ,2006. – 425с
  16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.,2005.- 256с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения