Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
ознакомиться с основными типами анкет;
рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
изучить принципы конструирование и оформление анкеты;
проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 91.30 Кб (Скачать)

в) чем более  общий  (абстрактный)  характер  имеет  подсказка,  тем  меньше вероятность ее выбора. Люди часто  мыслят  очень  конкретно,  их  раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно  конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты  ответов следует выдерживать на  одном уровне конкретности.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в  одной фразе. Все возможные варианты ответов должны быть  отпечатаны  на  одной  странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок. [3, с.  127]

Сама же последовательность  вопросов  может  быть   сформирована  либо методом воронки (компоновка  вопросов  от  наиболее  простых  к  наиболее сложным),  либо  определена  методом  пост стадийного  развертывания   вопросов (пятимерный план Гэллапа).

Правило  воронки.    Подготовка  респондента  к  наиболее   важным   ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее  простых, которые постепенно  усложняются.  Переход  от  простых  к  сложным  вопросам получил название  правила воронки. Его  применение   позволяет  респондентам постепенно выработать уверенность в  своей  способности  выступать  в  такой роли. В середине  анкеты  располагаются   наиболее  важные  с  точки  зрения исследования   и   трудные  для  респондентов  вопросы.  Здесь  же  задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер:  факт сопряженности различных ответов  позволяет  надеяться,  что  если  на  более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без  стеснения,  то и на  эти  вопросы  они  смогут  отвечать  так  же.  Работа  с  такими вопросами -  кульминационный  момент  в  анкете.  После  него,  если  учесть возможную усталость респондента  и спад интереса, ставятся наиболее  простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти,  воображения,  внимания  и т. п.

Эффект излучения.  Принцип  расположения  вопросов  по  мере  нарастания  их сложности, а затем убывания не  лишен  и  определенных  недостатков.  Но  не только предполагает, что респонденты в своих рассуждениях о предмете  опроса будут придерживаться той же системы координат,  что  и  социолог,  но  и  не учитывает,  что  каждый  вопрос  воспринимается   не   сам   по   себе,   не изолированно, а в контексте с другими.  Таким образом, признать, что  ответы на простые  вопросы  служат  только  получению  ответов  и  для  респондента оказываются способом разминки,  -  значит  существенно упростить процесс работы с анкетой. [3, с. 128]

При этом необходимо помнить, что в  любом  случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что  анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше  случайной  или недостаточной информации. Поэтому  оптимальным  считается  время  заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему  соответствует  25-30  вопросов  по  теме исследования). [2, с. 61]

Чем закончить анкету?    Для любого вежливого человека естественно  в  конце общения, происшедшего  по  его  инициативе  и  удовлетворившего  как-то  его интересы,  выразить  благодарность.   Желательно  в  конце  анкеты  помещать высказывания:   «Большое  спасибо  за  ответы»,  «Спасибо  Вам  за  помощь», «Благодарим за участие в исследовании»  и т. п.

Однако  нередко  прежде  чем  закончить  общение,  социолог  интересуется  у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным  считают  они опрос  («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в  последующих опросах  («Если Вам представляется полезным проведение опросов и  Вы  хотите принимать  в них участие, оставьте, пожалуйста,  свои  данные»).  

 Наконец, некоторые  исследователи  считают  необходимым,  прежде  чет  попрощаться  с респондентом,  предоставить  ему  еще  одну  возможность   высказаться   или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и  такие предложения:   «Ваши замечания, предложения, соображения  по  поводу  опроса Вы можете изложить на свободном месте»  (в таких случаях респонденты  имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что  некоторые  и делают). [3, с. 142 - 144]

Составление анкеты предполагает ее  проверку,  апробацию,  уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование.  В  ходе  его осуществляется    проверка    содержания     анкеты,     формулировок     и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится  на микровыборке  (до  100  человек)  опытным социологом  в форме интервью  с фиксацией ответов  респондента,  его  реакций  на  содержание  вопросов,  их понимание  и  восприятие,  а  также  с   обязательной   фиксацией   времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки  инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

 

1.3 Оформление  анкеты и ее тестирование

 

Прежде чем начать   работать  с  анкетой,  опрашиваемые  берут  ее  в  руки, приблизительно прикидывают, какая работа им предстоит.  Это  естественная  и нормальная  реакция  на  предстоящую  деятельность,  и  ее   также   следует учитывать при оформлении анкеты.

Типографское  оформление.   Конечно,  не  у  каждого  исследователя  имеется возможность издать анкету типографским способом. Нередко они тиражируются  с помощью  ксерокса  или  ротапринта.  Учитывая  это,   исследователь   должен проявить  специальную  заботу  об  ее  оформлении.   Конечно   же,   обложка, выполненная   типографским   способом,  скорее   создаст   впечатление,   а респектабельности организации, проводящей  опрос,  о  значительности  самого исследования,  чем  анкета,  отпечатанная   на  машинке.  Следовательно,   в последнем  случае  возрастает  роль  других  приемов,  позволяющих   создать благоприятное отношение к анкете.

Здесь,  однако,   целесообразно   привести   и   примеры   экспериментов   с типографским оформлением: начинающий социолог по крайней мере будет знать  о том, что наиболее привычный черно-белый текст - не единственно возможный.

При изучении аудитории газет  на  эстонском  языке  были  применены  анкеты, отпечатанные синим,  зеленым  и  коричневым  шрифтами.   При  этом  синие  и зеленые   были   снабжены   картинками   юмористического    характера    - иллюстрациями  к  некоторым  позициям  ответов.  Необычность  цвета  текста, картинки воспринимались респондентами как отражение заботы о  них,  а  также как косвенное подтверждение того, что опрос  - дело серьезное, в противном случае вряд ли бы авторы анкеты стали разнообразить его столь  оригинальными способами.[3, с.145]

Исследования, проведенные  в  рамках  изучения  цветовосприятия,  обнаружили, что коричневый цвет символизирует тревожность, стресс,  переживание  страха, огорчения  и  т.  п.,  в  то  время  как   сине-зеленый   -  спокойствие, удовлетворенность,   чувство    уверенности.    Неудивительно,    что    эти общепсихологические закономерности проявились и в отношении  респондентов  к цвету анкет. Подавляющее большинство выбрали зеленые  и  вовсе  не  захотели заполнять коричневые.  Вынужденные  все  же  с  ними  работать,  респонденты отвечали на анкету менее внимательно; работа с ней занимала в среднем на  15– 20 минут больше  времени,  чем  с  синими  и  зелеными.  По  словам  самих участников опроса, заполнение синих и зеленых анкет было им интересно  и  не казалось долгим или утомительным. [2, с.  75]

Размер анкеты.   Для  массовых опросов используются  анкеты  самой  различной длины. Так, встречаются анкеты  из  3  –  5  вопросов  и  из  100  и  более. Определяя метод сбора данных, уже на стадии  разработки  программы  социолог решает для себя вопрос о ее  размере, учитывая, что, с  одной  стороны,  чем больше вопросов, тем  богаче  и  разнообразнее  могут  быть  ответы,  а  чем опросов меньше, тем оперативнее процедура опроса и обработки ответов. В  то же время громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди  в них чаще проявляют небрежность, лаконичнее  отвечают  на  открытые  вопросы.

В  практике  чисто  интуитивно  выработаны  некоторые  нормы,  связанные  не столько  с  размером  анкеты,  сколько  с  временем,   необходимым   на   ее заполнение. Так, считается, что  20 – 30 минут -  это тот срок,  который позволяет одновременно респонденту и  высказаться,  и  не  утомиться.  Кроме того, если опрос   проводится  по  месту  жительства  и  анкета  остается  у респондентов, скажем, на сутки или если это  почтовый  опрос,  то  считается допустимым сделать ее  длиннее,  чем  для  аудиторного  или  индивидуального опроса. [3, с. 146]

Но  какой  бы  опрос ни  планировался  -  почтовый,  или групповой,  или индивидуальный  (интервью),   социолог   не   имеет   права   злоупотреблять терпением, временем  и  рассудительностью  респондентов.  Если  же,  однако, социологу  крайне  необходимо  выяснить  одновременно   значительное   число вопросов  и  анкета  оказывается  чрезвычайно  громоздкой,  то   для   этого американские исследователи предлагают (если нет никакой  другой  возможности сделать ее короче -  собрать искомую информацию  из  других  источников, например) делить перечень содержательных вопросов  на  две  равные  части  и тиражировать две анкеты, раздавая их  в  случайном  порядке  отобранным  для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается. [8, с. 73 ]

Перед исследователем, который  проводит социологический опрос, постоянно  стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности  данных опроса осуществляются несколькими способами. Один из них - контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и  ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может  играть тот вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме. Например, рабочему предлагается вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) работой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать  ответ, следует задать такие контрольные  вопросы: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или  «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись  бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором  расстоянии как от основного, так  и друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объем выборки (панельный опрос) или на 5 - 10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Из всего вышесказанного приходим к выводу, что  при формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические  и социальные особенности процедуры  опроса:

  • анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;
  • общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;
  • повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопросов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определяется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;
  • объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.

Таким образом, опрос при  помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической  информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта.

При проведении анкетного  опроса проходится три этапа:

     1)  подготовительный  этап  (включающий  разработку  программу  опроса, составление   плана  и   сетевого   графика   робот,   проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение  инструментария, составление  инструкций  для  анкетера,  респондента   и  других  лиц участвующих  в опросе, подбор и подготовка  интервьюеров,  анкетеров, решение  организационных проблем).

     2)  оперативный   этап  –  сам  процесс   анкетирования,   имеющий  свои  собственные стадии поэтапного  осуществления;

     3) результирующий  этап – обработка полученной  информации.

Мы пришли к выводу, что  оптимальным  считается  время  заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему  соответствует  25-30  вопросов  по  теме исследования). Для получения достоверной и полной информации необходимо тщательно подготовить вопросник, связав его логику и структуру с целями и задачами исследования.

В следующей главе будет подробно рассмотрена всероссийская перепись населения 2010 года в качестве примера анкетного опроса, а также будут  описаны принципы ее проведения и проанализирована ее программа.

 

2 Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

2.1Определение  переписи населения и ее принципы

 

В литературе существует много  различных определений переписи населения, из которых самое краткое, пожалуй, следующее: перепись населения — это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения.

Определение достаточно простое  и в первом приближении пригодное. Но краткость не всегда сестра таланта, как говорят. В данном случае определение  переписи населения — хотя и краткое, легко запоминающееся — оно недостаточно полное и точное. Поэтому наряду с ним приведу другое. Это определение дано экспертами ООН.

«Перепись населения —  это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части».

Информация о работе Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения