Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
ознакомиться с основными типами анкет;
рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
изучить принципы конструирование и оформление анкеты;
проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 91.30 Кб (Скачать)

Достоинство этого определения, во-первых, в том, что оно перечисляет  ряд существенных особенностей переписи населения, которые отличают ее от других подобных обследований, Так, здесь отмечается такая ее особенность, как всеобщность, т.е. есть охват всего населения, указывается, что работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также  оценка качества итогов переписи.

Во-вторых, определение ООН  раскрывает универсальный, междисциплинарный  характер переписи населения. Нет преувеличения в лозунговых заглавиях пропагандистских брошюр, издаваемых всякий раз перед проведением очередной переписи населения «Перепись населения — всенародное дело».

Основные принципы современной  переписи населения:

1. Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения (но и без двойного счета), независимо от каких-либо статусных характеристик человека: пола, возраста, национальности, социального положения, наличия права на проживание в данном жилище или местности и т. п. Этим качеством перепись населения отличается от учетов населения в прошлом и от всех других современных обследований населения, в которых, как правило, в соответствии с целями обследования учитываются лишь определенные категории населения.

Соблюдение этого принципа, при кажущейся его простоте, представляет одну из самых больших трудностей при проведении переписи. Во время  переписи организаторы стараются проводить  ее таким образом, чтобы как можно  меньше нарушать обычное течение  жизни людей. Между тем население находится в непрерывном движении. За время переписи (несколько дней) человек может побывать в другом регионе и вернуться к месту своего постоянного жительства.

2. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения  через равные промежутки времени,  обычно через 10 или 5 лет. Такие промежутки времени, кратные 5 годам, выбираются для обеспечения сопоставимости данных переписей о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок. Тогда по данным ряда переписей населения можно проследить изменения, происходящие в половозрастной структуре, что очень важно во многих отношениях.

3. Безотносительность целей  переписи населения к каким-либо  конкретным частным интересам  государства, как-то: налогообложение, сведения о численности молодежи призывного возраста и т. п. Перепись населения не связывается ни с какими административными мероприятиями, не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных граждан. Она не имеет отношения ни к вопросам распределения или использования жилплощади, ни к другим подобным вопросам. Конечно, переписи населения проводятся для удовлетворения потребностей государства в информации, необходимой для управления народным хозяйством. Но, во-первых, не только для управления народным хозяйством. Сегодня потребности государственных органов управления гораздо шире и многообразнее, чем в прошлом (не только фискальная, хозяйственная, военная политика, но и образовательная, и культурная, социальная, национальная и др.). Во-вторых, информация о составе населения нужна обществу в целом, во всяком случае очень многим общественным организациям.

4. Проведение переписи  населения по единой программе  и единым правилам на всей  территории, охватываемой переписью.  Соблюдение этого принципа необходимо  для получения сопоставимых итогов.

5. Индивидуальность регистрации  (или иначе — поименность), т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности, а не в виде суммарных итогов по семье, хозяйству, жилищу и т. п. При дальнейшей обработке собранных данных индивидуальные сведения суммируются в соответствии с программой обработки итогов переписи и превращаются в обезличенные статистические таблицы. Но на этапе непосредственного сбора сведений они собираются о каждом человеке по отдельности. Такой принцип обеспечивает возможность при дальнейшей разработке итогов получать самые разнообразные комбинационные группировки из собранных данных.

6. Непосредственное получение  сведений у населения. Многие сведения о населении содержатся в различного рода документах (в паспортах и удостоверениях личности, в учетных документах отделов кадров, в домовых книгах, в паспортных отделах милиции, в военкоматах, в регистратурах органов здравоохранения и социального обеспечения и т.д.). Нужны, конечно же, данные о реальном, а не о бумажном составе населения.

Поэтому уже более ста  лет назад статистики пришли к  выводу, что надежнее получать сведения путем непосредственного обращения  с вопросами к самому населению. Конечно, при этом нужно заручиться доверием граждан, для чего необходимо объяснить им цели переписи, ее специфические правила и гарантировать полную анонимность собранных сведений, независимо от того, что они могут показаться кому-либо предосудительными.

7. Анонимность сведений, получаемых от населения при  переписи, т.е. гарантия тайны  любой информации, получаемой во  время опроса людей при переписи. На каждом переписном листе имеется специальное уведомление (к сожалению, набранное очень мелким шрифтом): «Записи в переписном листе подлежат использованию только для получения сводных данных о численности, составе и жилищных условиях населения по установленной программе. Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов».

8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы ответов опрашиваемых (респондентов) с их слов без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей 100 лет и старше. Только в этом случае требуется документальное подтверждение).

9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени (называемому критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения).

Население изменяется непрерывно. Только за один час в России рождается 156 человек, умирает 252, заключается 123 брака, расторгается 76 (по данным за 1995 год), происходит множество других изменений в  структуре населения. Но перепись обычно не проводится за один день, для этого  потребовалось бы очень много  переписчиков. Поэтому перепись проводится в течение 7—10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию  на один точный момент времени (обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называется моментом счета  населения либо критическим моментом переписи населения. Установление критического момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок состава населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности.

10. Централизованное руководство  проведением переписи. Перепись  населения — сложная, трудоемкая  и дорогостоящая операция, которая проводится в сжатые сроки и которую в силу ее чрезвычайной важности нельзя провалить. Для проведения переписей населения в каждой стране обычно создается специальное подразделение в органах государственной статистики. В нашей стране таким подразделением является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.

 

2.2 Программа переписи  населения 

 

Программа переписи населения  — это перечень вопросов, обращенных к населению. Сумма ответов на вопросы программы и образует ту информацию о составе населения, ради получения которой перепись и проводится. Обычно вопросы программы переписи приводятся в специально предназначенном для этой цели бланке, который может быть различной формы, в зависимости от техники подсчета полученных от населения ответов списочной (т.е. один бланк на несколько человек) или индивидуальной формы (бланк на одного человека).

Программа переписи составляется по определенным правилам и с учетом определенных требований, многие из которых  обычны для любого социологического исследования. Желательно (но необязательно), чтобы часть вопросов по содержанию и редакции точно повторяла аналогичные вопросы предыдущей переписи, чтобы можно было измерить произошедшие изменения в структуре социально-экономических и демографических характеристик населения. Необходимо учитывать международные рекомендации с тем, чтобы получить данные, сопоставимые с аналогичными международными. Программа разрабатывается с учетом потребностей органов управления, научных и общественных организаций в необходимой информации. При этом учитывается специфика переписи населения, стоимость получения информации именно путем переписи населения, изучаются возможности сбора равноценной информации путем проведения выборочных обследований, менее масштабных и дорогих, чем всеобщая перепись населения, но более подробных.

Согласно международным  рекомендациям вопросы, включаемые в программу переписи населения  должны быть такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) были способны дать на них вполне правильные ответы: иначе говоря, вопросы не должны быть затруднительными для большинства опрашиваемых, не должны вызывать страха у населения (иначе перепись окажется под угрозой срыва). В свою очередь, вопросы переписи должны также учитывать общий уровень грамотности населения, этнические особенности, в том числе народные обычаи и даже предрассудки.

В переписях населения  изучаются следующие вопросы:

1) численность и размещение  населения по территории страны, по городским и сельским типам  поселений, миграция населения;

2) структура населения  по полу, возрасту, брачному состоянию  и семейному положению;

3) структура населения  по национальной (этнической) принадлежности, родному и разговорному языку,  по гражданству;

4) распределение населения  по уровню образования, по источникам  средств существования, по отраслям  народного хозяйства (для имеющих  средства существования от экономической  деятельности), по занятиям и положению  в занятии (т.е. по социальному  положению);

5) число и структура  семей по целому комплексу  социальных характеристик (однородные  и смешанные в социальном и  этническом отношении семьи и  т. д.);

6) рождаемость (число рожденных  детей и живых из них на  момент переписи), пожелания и  планы в отношении будущего  деторождения;

7) жилищные условия населения.

Программа Всероссийской  переписи населения 2010 года

Программа переписи состоит из 31 вопроса (не считая адресной части переписного листа), с подвопросами — 41. Из них 23 вопроса посвящены характеристикам населения, 8 — характеристике жилищных условий. В отличие от предыдущих переписей программа построена в виде двухфазовой выборки: на 19 вопросов отвечает все население, на 25 — четверть населения и еще на 6 вопросов отвечают 5% от четверти населения (причем только из числа тех мужчин и женщин, которые состоят или состояли когда-либо в браке). Вся программа переписи 2010 г. располагается на 4 отдельных переписных бланках, которые совмещают в себе и технический носитель информации (т.е. как и в прежних трех переписях будут введены в электронные машины для считывания с них информации).

«Переписной лист»  форма П - содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III). (Приложение 1)

На Бланке П расположены 8 вопросов, характеризующих жилищные условия: тип жилого помещения (дом, квартира и т. п.), время постройки, благоустройство, число жилых комнат, его размеры, наличие телекоммуникаций, материал наружных стен дома. Очень важным нововведением в переписи 2010 г. в этом разделе будет вопрос о наличии в жилище доступа в сеть Интернет. Ведь  Интернет сегодня — уже далеко не предмет роскоши, а жизненная необходимость.

«Переписной лист»  форма Л содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении (Приложение 2). На каждого человека заполняется отдельная форма Л.

Вопрос 1: родственное отношение  к лицу, записанному первым в домохозяйстве. Вопрос предназначен для определения  семейного положения человека, т.е. живет ли он в семье или одиноко. На основе ответов на этот вопрос определяется число семей и одиноких людей, распределение семей по размерам (числу членов семьи) и по типам (простые или сложные и т. д.).

Вопрос 2: пол. Указывается  метками на бланке переписного листа. Пожалуй, единственный вопрос, с ответом  на который пока нет никаких проблем (известно, что встречаются случаи затруднений в идентификации  своего пола, но они все-таки очень  редки и, хотелось бы надеяться, долго  еще будут оставаться таковыми).

Вопрос 3: дата рождения. Предназначен для фиксирования возраста человека и в итоге — в сочетании с ответами на вопрос 2 — для определения половозрастной структуры населения. В отличие от непрерывно меняющегося возраста дата рождения — признак постоянный и его легче запомнить.

Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными  ответы на этот вопрос характеризуют  миграцию населения.

Вопрос 5: состояние в браке. Вопрос предназначен для характеристики структуры населения по брачному состоянию. Начиная с переписи 1979 г. ответ на этот вопрос предполагает 5 вариантов состояния: никогда не состоял(а) в браке, состоит в браке на момент переписи, вдов(а), разведен(а) либо разошелся (разошлась). Разница между двумя последними категориями состоит в том, что категория разведенных относится к тем, кто состоял в зарегистрированном браке, в то время как категория разошедшихся — к тем, кто состоял в фактическом браке (т.е. не зарегистрированном в органах ЗАГС).

Наконец, после семидесятилетнего  перерыва в микропереписи 1994 г. к вопросу о состоянии в браке был добавлен подвопрос: зарегистрирован брак или нет. Цель этого подвопроса — изучить распространенность фактических браков в нашей стране. Результаты микропереписи 1994 г. показали, что, вопреки распространенным мнениям, фактические браки составляют у нас всего 6—8% от общего числа брачных союзов. Тем не менее подвопрос о том, зарегистрирован брак или нет, включен и в программу переписи 1999 г.

Информация о работе Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения