Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;
ознакомиться с основными типами анкет;
рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;
изучить принципы конструирование и оформление анкеты;
проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 91.30 Кб (Скачать)

Различный характер процедуры  личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование. Групповое анкетирование предусматривает  опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени. При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.  [8, с. 57]

После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных. Из проведенного анализа следует, что метод анкетного  опроса  является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании.

      По своей  логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы  об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для  отсева  некомпетентных  лиц при  опросе  по  изучаемой  проблеме  или  же  с  целого   выделения   части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки  устойчивости,  правдивости  и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном  осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

 По своей психологической функции, определяющей отношение респондента  к самому факту анкетирования и  к  тем  вопросам,  на  которые  ему  предстоит ответить, вопросы делятся на:

Контактные вопросы служат для установления контакта  с  респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять  в  нем  участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который  по форме должен  быть  весьма  простым  и  касаться  самого   респондента,   как   бы настраивать его на заинтересованное  участие  в  анкетировании.  Главная же  функция  этого  вида  вопросов  –  облегчение  взаимодействия  с респондентом  во  время  опроса,  побуждение  его  к  наиболее   полному   и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме, но даже в рамках одной темы обсуждают различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Целью  этого  вида  вопросов  является  переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей  формулы: “Как вы думаете?” – и далее идет описание новой проблемы.

Прямые вопросы направлены на  выражение  отношения  респондента –  по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы  респондент  отвечает  от имени группы, коллектива, в  безличной  форме,  что  позволяет  ему  как  бы скрыть  свою  собственную позицию  и  усилить  критический   акцент   своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда  прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть  предположение,  что  на  них  не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся  частных,  интимных сторон  человеческой  жизни  или   их   отношения   к   власти,   к   своему непосредственному начальнику и т.д. [13, с. 74]

      По характеру  ответов на составленные  вопросы   они  подразделяются  на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный  ответ  в виде слова, предложения или нескольких предложений.  Формально  эти  вопросы выделяются тем, что  за  ними  следует  несколько  пустых  строк,  которые  и следует заполнить. Полученный ответ при этом  носит  естественный  характер, дает максимум информации по теме исследования, что  является  весьма  важным  для социолога

Закрытые вопросы - вопросы  с вариантами  ответов;  они  позволяют  более строго  интерпретировать  ответ.  Рамки  соотнесения   оценок   и   суждений определяются здесь набором единых  для  всех  опрошенных  вариантов  ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем  при   открытых  вопросах, сопоставлять данные в равных  условиях. 

Полузакрытые вопросы. Здесь  наряду с  набором  определенных  вариантов ответов   в   ситуации   невозможности   выбрать   подходящий   вариант   из предложенного  перечня,  респонденту  предоставляться  возможность  высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме  в  свободной  форме,  т.е.  соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ  на эти вопросы дается в виде шкалы, в  которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту  предлагается выбрать  любое  сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные  вопросы  предполагают  ответы  по  принципу  “да-нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный  перечень  альтернатив должен  быть  полностью  исчерпывающим,  а  сами  альтернативы  должны  быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

 

 

1.2 Принципы  конструирования анкеты

 

Исследование,   к   которому   стремится   социолог,   предполагает    опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица  по  возможности,  во-первых, участвовали  в  опросе,  а  во-вторых,   отвечали   искренне,   внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи  западногерманская  исследовательница Н. Ноэль  говорит об особой «драматургии опроса», включающей,  в частности, раскрытие  возможностей  социолога  произвести   на   респондентов   хорошее впечатление,  пробудить   их   интерес,   завоевать   доверие,   подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым  заставить отвечать  искренне  и  с  удовольствием.

Проблема  эта  не   только   чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о  собственной исследовательской программе, так и  о  том,  какие  темы  респонденты  будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому  анкета, по убеждению Н. Ноэль,  должна  быть  вежливой,  а не  эгоистичной.  А это означает, что анкета должна осуществлять  не  только  научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

Таким  образом,  упорядоченным  должен  быть  не  только  список   вопросов, расположенных   в   логической   последовательности,   объединенных   единой тематикой,  но  список,  который  будет  снабжен  преамбулой,   инструкцией, обращением. Кроме  того,  он  включит  не  только  вопросы,  непосредственно нацеленные  на  получение  искомых  ответов  или  контролирующие  их,  но  и вопросы, позволяющие установить  с  респондентами  контакт,  создать  у  них кооперативную  установку,  способствовать   снятию   напряжения,   скуки   и усталости, неуверенности и  т.  п.  

Иными  словами,  анкета  -  это  список вопросов,   предлагаемый   всем   респондентам    в   идентичной   форме   и адаптированный  к  условиям   массового   асимметричного   целенаправленного опосредованного общения. [9, с. 117]

Процесс адаптации обращенных респондентам  вопросов к необходимому при  этом общению   и   будет   называться   конструированием   анкеты.    В    задачи конструирования входит:

  1. создать  и  поддержать  кооперативную  установку  у респондентов;
  2. вселить в респондентов уверенность в их  способности  ответить на все  предложенные  вопросы; 
  3. наладить  доверительные  отношения,  создать впечатление о возможности давать любые,  самые  неожиданные  и  откровенные ответы; 
  4. освободить  ответы  респондентов  от   воздействия   предшествующих вопросов и ответов на  них;  поддерживать  постоянный  интерес  к  работе  с анкетой.

Нетрудно заметить, что  решение  многих  задач  достигается  также  за  счет специальной  работы  над  инструкцией  анкетеру,  при  коррекции   отдельных трудных, тенденциозных или деликатных вопросов, подготовкой места и  выбором времени опроса. Это не  отменяет  необходимости решать   названные задачи при конструировании анкеты, поскольку  разнообразные  препятствия  на пути  общения  социолога  с  респондентами  могут  быть  преодолены   только различными приемами, позволяющими социологу активно строить  свои  отношения с респондентами, а не ждать, пока они как-то устроятся сами по себе. [14, с. 75]

Анкета должна иметь три  части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку").

Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к  респондентам, в котором указываются:

1) научное учреждение, которое  ведет данную тему исследования  и от имени которого выступает  исследователь;

2) задачи исследования; теоретическое  и практическое значение решения  этих задач;

3) роль каждого респондента  в решении поставленных задач;

4) заверение в полной  анонимности ответов респондента  (имя опрашиваемого не должно  фигурировать в сообщениях и  публикациях исследователя);

5) правила заполнения  анкеты;

6) заверение в готовности  выслать результаты исследования  респонденту, если он этого  пожелает;

7) способ возврата анкеты  исследователю.

К содержанию вводной части  предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким. Во введении также выражается   благодарность   за   участие   в анкетировании. К вводной части примыкает и  инструкция  по  заполнению

Основная часть состоит  из набора вопросов, ответы на которые  призваны дать решение задач исследования.  Особое значение имеет составление  основной части анкеты, т.к. от этого  во многом зависит успех проводимого  исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых  вопросов,  порядок  их размещения,   формализация   предполагаемых   ответов)    определяется стремлением получить  наиболее  достоверную  информацию  об  изучаемом объекте. Для этого  необходимо хорошо  ориентироваться  в  той  системе вопросов, на базе которых  формируется  содержательная  часть  анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления  анкеты. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.   

Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую  форму основной части:

1) первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий;

2) вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов;

3) последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы (сущность их раскрывается ниже) и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента. Исследователями отмечено, что на интимные вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения. Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.     Паспортичка (демографическая часть)  содержит  в себе  сведения   о респондентах с целью проверки  надежности  информации. 

В результате длительных дискуссий  ученые пришли к выводу, что демографическая  часть анкеты должна быть расположена  в конце ее. Хотя не исключается  расположение ее в начале анкеты (так  сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его  в процесс работы) или рассредоточение  демографических вопросов среди  других частей анкеты. [13, с. 86 ]

 Одной из важных  составляющих при построении  анкеты является  правильное построение  самих вопросов, поэтому необходимо учесть специфические требования к постановке определенных видов вопросов.

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих  правил.

Главное – максимально  предусмотреть возможные варианты ответов. Важно отвести должное  место для комментариев и уточнений. Формулируя   варианты  ответов  (подсказки),  следует  помнить  три   важных правила, подтвержденных экспериментальными  исследованиями: 

а)  отвечающий на вопрос чаще  выбирает  первые  подсказки,  реже  –  последующие.  Поэтому правило 1- первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность  ее  выбора,  так  как  для усвоения смысла требуется больше  времени,  а  респондент   не  склонен  его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;

Информация о работе Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения