Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»
- выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 7
1.1 Объект деятельности социального работника 7
1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе 10
1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 17
Выводы по главе 1 21
Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД 22
2.1. Структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» 22
2.2. Особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» 24
2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курс_раб_соц_раб.проверка.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

• участие в привлечении различных  организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семье и  детям;

• осуществление информационной работы среди населения по вопросам социального  обслуживания семьи и детей.

Социальный работник такого Центра занимается со следующими категориями  населения:

  • Семьи несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
  • замещающие семьи;
  • семьи одиноких родителей;
  • неполные семьи;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • педагогически несостоятельные семьи;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные семьи;
  • выпускники детских домов и школ-интернатов до 23-х лет;
  • семьи в состоянии развода и т. д.

Как видим, речь идет о проблемных категориях населения. Это свидетельствует  о том, что социальный работник должен иметь необходимую профессиональную, психологическую подготовку для того, чтобы на должном уровне оказывать услуги, предусмотренные Центром.

 

Выводы по главе 1

 

Нерешенность и дискуссионность  методологических проблем теории социальной работы — вот основная особенность современной научной ситуации. Это обстоятельство прямо влияет на поиск роли и места теории социальной работы среди других наук. С одной стороны, теория социальной работы имеет все структурно-родовые признаки научного знания: налицо специфический предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования. С другой стороны, она скорее относится к группе прикладных наук и характеризуется междисциплинарной направленностью.

Качественные методы способствуют и выработке коммуникативных умений, важных для проведения консультирования, диагностики и терапии. При овладении знаниями в области социальной работы наряду с выработкой профессионально-практических навыков необходима и компетенция в теоретическом плане (умение осуществлять с научных позиций рефлексию, выявлять причины глубинных процессов, давать им должную интерпретацию и находить надлежащий выход из ситуации).

 

Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД

2.1. Структура деятельности ГУ  ЦСПСиД «Люблино»

 

В структуру ГУ ЦСПСиД входят следующие отделения:

  • Отделение приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования предназначено для выявления потребности граждан, семей и детей на обслуживаемой территории в конкретных видах социальных услуг, информирования жителей об услугах, предоставляемых учреждением, анализа реальной и перспективной потребности в них.
  • Отделение срочного социального обслуживания оказывает остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуги социально-экономического характера.
  • Отделение подготовки и сопровождения приемных родителей помогает приемным родителям и детям стать семьей, предоставляет приемным семьям качественную социальную, юридическую и психологическую помощь.
  • Психолого-педагогическое отделение предлагает психолого-педагогическую помощь (тренинги, консультации и др.) семье и детям, в том числе оставшимся без попечения родителей.
  • Отделение дневного пребывания несовершеннолетних.  Предусмотрено ежедневное посещение 30 детей в возрасте от 7 до 15 лет, которые обеспечиваются двухразовым горячим питанием.  Работают клубы, кружки, студии; организуются детские праздники, конкурсы и различные экскурсии.
  • Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими возможностями.

ГУ ЦСПСиД «Люблино» оказывает  следующие основные услуги проблемным категориям населения:

    • Психолого-педагогическая помощь (тренинги, консультации и др.) семье и детям (в том числе оставшимся без попечения родителей)   
    • Юридическая помощь
    • Психологическая, консультационная помощь матерям и беременным женщинам
    • Организация досуга детей и родителей.
    • Продуктовая и вещевая помощь семьям и детям.
    • Подготовка  и сопровождение приемных родителей.
    • Дневное пребывание несовершеннолетних
    • Реабилитация несовершеннолетних с ограниченными физическими возможностями.

Кроме вышеуказанных услуг социальные работники центра могу также оказывать  дополнительную необходимую помощь в зависимости от каждой конкретной ситуации.

Деятельность Центра осуществляется совместными усилиями специалистов разных направлений: специалистами по социальной работе, социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками, юристами. Их усилия направлены на оказание комплексной социальной помощи как можно большему количеству семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Структура деятельности социального  работника ГУ ЦСПСиД «Люблино» включает следующие направления:

    • психологическое консультирование по вопросам:

а) отношений между родителями и  детьми, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

б) предупреждения и преодоления  семейных конфликтов;

в) социальной адаптации к сложившимся  социально-экономическим условиям жизни и быта;

    • психологические консультации детей и подростков, направленные на адаптацию в социуме и профилактику потребления психоактивных веществ.
    • психологическая диагностика;
    • социально психологическая помощь в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь - детей), направленная:

а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;

б) на проведение психологической  коррекции нарушений общения  у детей или искажений в  их психическом развитии;

в) на создание в семье атмосферы  взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;

г) на социальную адаптацию семьи  к изменяющимся социально-экономическим  условиям жизни и быта;

д) на восстановление социального  статуса, нарушенных связей с семьей и социальную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.

2.2. Особенности деятельности социального  работника в условиях ГУ ЦСПСиД  «Люблино»

Социальные работники Центра задействованы в реализации следующих видов деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»:

• социально-экономические (предоставление вещевой и продуктовой помощи, товаров длительного пользования, горячего питания);

 • социально-медицинские (пропаганда  здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, санитарно-просветительская работа, профилактика инфекционных заболеваний);

 • социально-психологические  (консультирование, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий  и групповых тренингов, привлечение к участию в клубах общения, экстренная психологическая помощи по телефону и т.п.);

 • социально-правовые (консультации  по социально-правовым вопросам, помощь в составлении документов, информационно-просветительская работа  и др.)

 • социально-педагогические (педагогическая коррекция, организация досуга детей, семей и отдельных граждан);

 • социально-бытовые.

Привлечение социальных работников к  вышеуказанным видам деятельности свидетельствует о высоком профессионализме кадров данного Центра.

Важное место среди направлений деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» занимает профилактика насилия над детьми. Это направление социальный работник успешно реализует с психологами Центра.

Ребенку для того, чтобы встать на ноги, нужны безусловные любовь и принятие обоих родителей, только тогда он почувствует себя защищенным в этом мире. Безусловная любовь закладывает основу правильного воспитания уверенных в себе детей, любящих себя, и мир, в котором мы живем. Каждый раз, когда родители наказывают, угрожают, обвиняют или задают трёпку своим детям, они вызывают чувство страха, которое становится причиной того, что дети ограждают себя от ответственности, проявления инициативы, прибегают ко лжи и обвинению других.

Наказание по отношению к детям, особенно физическое, выступает как модель агрессивного поведения. Прослеживается тесная связь между родительским воздействием на ребенка и проявлениями детской враждебности.

Испытывая на себе физическое или  психологическое насилие, дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой и агрессию, накапливают обиды. Вследствие этого может появиться расстройство внимания и памяти, снижение успеваемости в школе и нежелание учиться. Следует отметить, что жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать  семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству  насилия и жестокости в обществе.

Именно поэтому так важно  проводить в семьях профилактику жестокого обращения с детьми, и в Центре помощи семье и детям  «Люблино» психологами и социальными  работниками проводится такая работа.

Так, на тренинге для родителей  «Воспитываем с радостью» участники вырабатывают свой собственный неповторимый стиль культуры семейного воспитания без наказаний, основанный на внимательном отношении друг к другу, умении сотрудничать и поддерживать всех членов семьи в любой ситуации.

Целью тренинга является изменение отношений между родителем и ребенком в сторону большей адекватности, которая основывается на реальной оценке собственного ребенка, и умении видеть, понимать и уважать индивидуальность собственного чада. На занятии родители узнают конструктивные способы решения конфликтных ситуаций, развивают новые позитивные способы взаимодействия с ребенком, учатся проявлять свой интерес к ребенку, быть более искренними и открытыми в общении с детьми, образуют семью, в которой легко выражать свои чувства, благодаря здоровой, творческой атмосфере.

Тренинг для родителей является практическим. В спокойной обстановке проигрываются определенные жизненные  ситуации. У участников есть возможность  увидеть свои ошибки со стороны и  получить необходимые советы от психолога, которые позволят ему в дальнейшем избегать подобных трудностей в воспитании детей. Родители учатся понимать причины и мотивы поведения детей, узнают, как влиять на своего ребенка, не прибегая к наказанию, насилию и угрозам, что является эффективной профилактикой жестокого обращения с детьми.

Курс для родителей «Воспитываем с радостью» дает возможность  лучше понять себя и своих близких, воспитать уверенных в себе, любящих, спокойных и ответственных детей, а также построить гармоничные  отношения с окружающим миром.

Для оптимизации работы ГУ ЦСПСиД «Люблино» социальными работниками проводится работа по разработке инновационного проекта - Клуба сопровождения замещающих семей «Мы родители».

Клуб является частью системы подготовки и сопровождения Школы приемных (замещающих) родителей, осуществляемой в Государственном учреждении Центр помощи семье и детям «Люблино».

Клуб предполагает работу с родителями, выражающими желание усыновить  или взять под опеку ребенка  и семьями, воспитывающими приемных детей, которые состоят на обслуживании в Центре и прошли подготовку в Школе приемных родителей в ГУ ЦСПСиД «Люблино».

В качестве критерия оценки эффективности  рассматривается принятие  ребенка  в семью и предупреждение вторичного отказа от приемного ребенка.

2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе

 

Чтобы говорить об эффективности деятельности социального работника необходимо отметить, что на микроуровне клиенты  социальных служб, желая получить материальную помощь, социально – медицинские  услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как доброта, справедливость, отзывчивость, профессионализм. К числу отрицательных качеств социальных работников клиенты относят безразличие, лживость, грубость, низкий профессионализм.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности социального работника ГУ ЦСПСиД «Люблино»можно отнести следующие:

    • увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
    • создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
    • адаптация или реадаптация людей в обществе;
    • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
    • и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Об эффективном выполнении этих целей свидетельствуют следующие  цифровые показатели данного центра.

За период 2006-2011 годов  в центр  за помощью обратилось 253 семьи, это 122 семьи, где мать имеет алкогольную  зависимость, 104 семьи с наркотической зависимостью и 27 семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Информация о работе Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям