Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»
- выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 7
1.1 Объект деятельности социального работника 7
1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе 10
1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 17
Выводы по главе 1 21
Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД 22
2.1. Структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» 22
2.2. Особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» 24
2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
Факультет Социальной работы
Кафедра ______________________________
студент (ка) группы
заочной формы обучения
«Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям»
(название курсовой работы)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
______________________________
Защищена
«____» ______________ 2012 г.
с оценкой «_________________»
Москва 2012
Содержание
В условиях развития мирового общества, становления на новом уровне социальных отношений между людьми все большего значения приобретает профессия социального работника, а вместе с тем и социальная работа в целом.
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Развитие социальной работы и социальной педагогики как профессии началось в Германии в начале XX столетия с создания социальных школ, прежде всего женских. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 году было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.
Разработка научно-
Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Проблематикой социальной работы и вопросами, связанными с профессией социального работника занимались Сильвия Штаун, Лященко А.И., Никитина Л., Доэл М. и многие другие.
Ввиду важности данного вопроса, темой нашей курсовой работы была выбрана «Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям».
Актуальность исследования состоит в том, что в данный момент в нашей стране профессия социального работника переживает процесс своего становления, существует также общая необходимость в качественной профессиональной подготовке специалистов профессии.
Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру
- выделить особенности
- проанализировать
Объект исследования - деятельность специалиста по социальной работе.
Предмет исследования – специфика деятельности социального работника в Центрах помощи семье и детям.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации информации и данных, касающихся деятельности социального работника по части его работы в Центрах помощи семье и детям.
Практическая значимость работы рассматривается нами в возможности использования её результатов в практической деятельности социального работника в процессе реализации его непосредственных обязанностей в Центрах помощи семье и детям.
Методы исследования - анализирующий, обобщающий, метод словарных дефиниций, компаративный метод, метод экспертных оценок.
База исследования - Государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Люблино», на основе деятельности которого нами была проанализирована специфика специалиста по социальной работе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблематизированный, повседневный мир людей — вот что находится в фокусе теории социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи.
Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.1
Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».
Границы объекта и предмета теории
социальной работы связываются с
понятиями «социальное
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.2
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.
Субъект и объект социальной работы — важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы.
Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.3
Объект социальной работы
— клиент — человек,
В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.
Субъект социальной работы
— это тот, кто осуществляет
социальную помощь. Это могут
быть государственные
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, “как это делается?”. Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на “рабочих полях”.
Будучи органической часть социальной
работы, методы развивались и
Социальная работа как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки — более широкое понятие, но включающее также педагогические воздействия и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи.
Социальная же педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование — процессы, сопровождающие всю жизнь человека.
Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная работа, и социальная педагогика ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений.
Для профессионального
Для решения ряда задач, которые стоят перед социальными работниками предпочтение принято отдавать формам и методам групповой работы, групповой терапии и работе в общине.
В практике групповой социальной работы было принято различать группы по определенным признакам: