Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»
- выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 7
1.1 Объект деятельности социального работника 7
1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе 10
1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 17
Выводы по главе 1 21
Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД 22
2.1. Структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» 22
2.2. Особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» 24
2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курс_раб_соц_раб.проверка.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Из 253 прошло полный 12-месячный курс социальной реабилитации  56 семей: эти семьи  получили все для дальнейшего  самостоятельного проживания, дети организованы в детский сад или школу, мать устроена на работу, оформлен весь пакет документов и социальных пособий.

Была оказана различного рода помощь 37 беременным женщинам, 19 из них  благополучно выносили и родили своих малышей, и продолжили курс реабилитации в  центре.

Также оказана психологическая, медицинская помощь 36 Вич-положительным женщинам.

Была трудоустроена 31 женщина, восстановлены  документы с нуля 60 семьям, предоставлена  временная регистрация на территории Центра - 66 семьям, в школу/детский  сад устроено 56 детей.

Центр оказывает содействие в зачислении несовершеннолетних в кружки и спортивные секции вне Центра, а также в кружки и клубы Центра: «Театральный», «Творческая мастерская», «Песни под гитару», «Караоке», компьютерный кружок и экологический кружок «Зеленая планета», в которых досуговая деятельность социально дезадаптированных детей выступает как средство компенсации и обогащения опыта познания общения, преобразования окружающей среды.

Социально-реабилитационная и профилактическая работа с несовершеннолетними и  их семьями, показывает, что именно раннее вмешательство социальных служб позволяет устранить причины их неблагополучия.

Эффективность работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних зависит  от того, насколько удалось воздействовать на поведение, взгляды, мнения, отклик членов семьи на предложение помощи, на советы и рекомендации, появление у них желания обратиться в Центр вновь, принять участие в его разнообразных делах, отношением к Центру, как к источнику той поддержки, которую могут получить родители и дети.

Для того, чтобы работник всегда эффективно выполнял свою работу, необходимо корректно  ему сообщить о результатах оценки. Руководителю следует очень важно  быть объективными, чтобы в будущем  человек не потерял веру в себя, интерес к профессии и мобилизовал свои усилия на эффективную работу.

 

 

Выводы по главе 2

 

Социальная работа - это сложный  процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность  во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Так как деятельность социального  работника включает в себя множество  направлений, он должен соответствовать  множеству требований, для чего необходимо проходить самообразование, развивать в себе ряд качеств, которые важны для социального работника.

 

Заключение

 

В процессе написаний нашей курсовой работы мы тщательно изучили специфику  деятельности социального работника, проанализировали методы его работы, а также рассмотрели деятельность специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД.

В практической части работы нами была рассмотрена специфика работы социального работника ГУ ЦСПСиД «Люблино». Была также проанализирована эффективность деятельности специалиста  по социальной работе в данном учреждении.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет нам сделать выводы, которые состоят в следующем:

Формирование профессиональной компетенции, а также конкретное воплощение ее в повседневной практике социальной работы составляет обязательное условие научно-обоснованной профессиональной деятельности социального работника.

 Профессиональная компетенция  должна включать элементы научной  теории, научных знаний (включая  принципы герменевтического анализа), профессионального искусства, а также умения работать с первичными данными социальной действительности, проводить анализы графических таблиц, коммуникативных действий, жизненного пространства, микросреды и т. п.

Социальная работа – это такой  вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника.

Большое значение в повышении эффективности  социальной работы имеет микроуровень- непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования

профессиональной мотивации, для  защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадет и т.д.).

Деятельность социальных работников ГУ ЦСПСиД «Люблино» можно считать достаточно эффективной, о чем свидетельствует ряд показателей улучшения в определенных социальных вопросах.

В процессе написаний нашей курсовой работы мы пришли к выводу о том, что эффективность социальной работы зависит также от реализации разнообразных технологий, применяемых различными службами, отдельными профессиональными и непрофессиональными работниками, лицами, участвующими в благотворительных и других акциях.

Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными организациями – Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности.

Социальный работник должен владеть  немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими  знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можем сказать, что по завершении написания нашей курсовой работы нами выполнены все задания, поставленные в начале исследования.

 

Список литературы

 

  1. Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 172 с.
  2. Аттестация и оценка персонала. Автор семинара Седых Р.К.-М.,-2000 г.
  3. Баев В.С. Социальное сиротство как проблема: пути и способы её разрешения // Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. – Пермь: Пермский ун-т, 1995. – С. 3 – 5.
  4. Беличева С.А. Социально-психологическая диагностик. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
  5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978 г.
  6. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998. – 424 с.
  7. Горячев М. Социальная опека над ребенком. – Самара: Изд-во Самарский ун-т, 1998. – 152 с.
  8. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.-М.: «Дело», 1993.-с.130.
  9. Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками склонными к правонарушениям. – Киров: «Вят-слово», 1997. – 166 с.
  10. Клейберг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – 141 с.
  11. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 163 с.
  12. Кобелева Р.Г., Реутов С.И. Причины социального сиротства // Теория и практика социальной работы. – Саратов: Саратовский ун-т, 1995. – С. 16 – 22.
  13. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. – Тамбов, 1997. – 39 с.
  14. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат, дис. канд. психологических наук.- М., 1993 г.
  15. Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.- М.: Наука, 1995.74 с.
  16. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 279 с.
  17. Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
  18. Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. – Самара, 1998. – 104 с.
  19. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993 г.
  20. Рабочая книга социального педагога. Ч. 2. – Орёл, 1995. – 160 с.
  21. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1998. – 376 с.
  22. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения. – Минск, 1989. – 144 с.
  23. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению./ Алексеев Л.С. и др. – М., 1997. – 269 с.
  24. Социальная работа и социальная политика: Новые ценностные ориентации // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Сб. ст. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1997. – С. 293 – 321.
  25. Социальная работа. Серия. – М., Вып. 3. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США: (Учеб.-метод. пособие). – 1992. – 198 с.
  26. Социология труда: Учебник/ Под ред. Н.И. Дряхлова, Л.И. Кравченко, В.В. Щербины.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.- 368 с.
  27. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. пособие. – М.: Ин-т практической психологии,1996. – 176 с.
  28. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз» 1994 г.- 339 с. (Часть 1.)
  29. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., РГСИ, 1992 г.
  30. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
  31. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20/ Сер. Энциклопедия социального образования/ Под общей редакцией В.И. Жукова. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.-220 с.
  32. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  33. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.-М.:РГСИ, 1993 г.
  34. Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., М., МГСУ, 1999 г.

 

Приложение 1

 

Этический кодекс социального работника

 

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Социальный работник является официальным  лицом, выполняющим возложенные  на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствует общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.

Для того, чтобы строить свое поведение  в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Можно выделить четыре основных принципа этикета.

1. Принцип гуманизма – уважение  к человеку, признание достоинства  его личности, доброжелательное  к нему отношение. Этот принцип  воплощается в таких требованиях  к поведению социального работника,  как вежливость, тактичность (чувство меры), внимательность, чуткость и точность.

2. Принцип целесообразности действий. Современный этикет требует не  заучивание правил поведения,  а творческого использования  их применительно к конкретным  ситуациям, исходя из целесообразности. Ведь цель этикета – научить вести себя так, чтобы не доставлять своими действиями лишних хлопот окружающим и себе.

3. Принцип эстетической привлекательности  поведения (красоты поведения).  Этикет требует, чтобы форма,  т.е. поведение и внешний вид  человека, манера общения, соответствовали его содержанию, т.е. душевным качествам личности.

4. Принцип учета народных обычаев  и традиций. Социальному работнику,  чтобы случайно не попасть  в неловкое положение и правильно  построить общение, определить  форму помощи клиенту, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.

Типичными ситуациями в профессиональной деятельности социального работника  являются знакомство, повторная встреча  с клиентом, консультирование, повседневное общение (например, в стационаре), общение с окружением клиента.

Знакомство.

К встрече необходимо подготовиться: наметить вопросы, которые нужно  будет задать клиенту, составить  схему беседы, продумать манеру своего поведения, привести в порядок внешний  вид.

Беседу следует начинать с приветствия и представления. Представляясь, социальный работник должен назвать свое имя, отчество, фамилию и должность. Если договоренность о встрече была достигнута ранее (например, по телефону), следует упомянуть об этом, чтобы клиент знал, что беседует именно с тем человеком, с которым уже разговаривал. Если же произошла неожиданная замена социального работника, следует объяснить причину этого.

Выясняя сущность проблемы клиента  и его мнение по поводу необходимой  помощи, следует в корректной форме задавать уточняющие вопросы. Получив всю нужную информацию, важно в присутствии клиента внимательно просмотреть ее, чтобы удостовериться, что ни один существенный вопрос не упущен, и затем вкратце повторить клиенту основные, ключевые моменты беседы, чтобы он мог убедиться, что его поняли правильно.

Если в ходе первой встречи не были решены все вопросы и намечаются дальнейшие встречи, то социальному  работнику и клиенту следует  договориться о времени их проведения – назначить конкретный день и  час.

День приема устанавливается заблаговременно и соблюдается неукоснительно. Чтобы не создавать очередь, необходимо стараться ограничить время приема одного клиента 30 минутами. Важно также позаботиться об элементарных удобствах для ожидающих приема посетителей.

Если встреча происходит на дому, не рекомендуется принимать предложения клиента пообедать или выпить чай, нужно деликатно отклонить предложение, поблагодарив. Работнику социальной службы не следует также открыто изучать обстановку, если этого не требуют интересы дела и не предложено клиентом.

Консультирование.

Социальному работнику, проводящему  консультацию, следует в первую очередь  помнить о том, что клиент пришел за советом, а не за тем, чтобы выслушивать  нотации, поучения или получить оценку своих качеств. Тон беседы поэтому ни в коем случае не должен быть нравоучительным, а тем более обличительным – он должен быть дружеским, благожелательным.

Необходимо выяснить, чего именно от консультации ждет клиент. После  того, как социальный работник собрал достаточную информацию и принял решение, он может рекомендовать своему клиенту различные возможные варианты решения проблемы, тщательно их проанализировав и указав на вероятные последствия. При этом выбор варианта решения – право клиента.

Если клиенту необходимо несколько консультаций, следует сразу обговорить, когда и по какому поводу будет проведена следующая.

Консультационная работа прекращается, когда проблема решена или по желанию  клиента. Если клиент неожиданно перестал посещать консультации, следует связаться  с ним и выяснить, почему это произошло.                      

Информация о работе Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям