Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»
- выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 7
1.1 Объект деятельности социального работника 7
1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе 10
1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 17
Выводы по главе 1 21
Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД 22
2.1. Структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» 22
2.2. Особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» 24
2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35
Из 253 прошло полный 12-месячный курс социальной реабилитации 56 семей: эти семьи получили все для дальнейшего самостоятельного проживания, дети организованы в детский сад или школу, мать устроена на работу, оформлен весь пакет документов и социальных пособий.
Была оказана различного рода помощь 37 беременным женщинам, 19 из них благополучно выносили и родили своих малышей, и продолжили курс реабилитации в центре.
Также оказана психологическая, медицинская помощь 36 Вич-положительным женщинам.
Была трудоустроена 31 женщина, восстановлены документы с нуля 60 семьям, предоставлена временная регистрация на территории Центра - 66 семьям, в школу/детский сад устроено 56 детей.
Центр оказывает содействие в зачислении несовершеннолетних в кружки и спортивные секции вне Центра, а также в кружки и клубы Центра: «Театральный», «Творческая мастерская», «Песни под гитару», «Караоке», компьютерный кружок и экологический кружок «Зеленая планета», в которых досуговая деятельность социально дезадаптированных детей выступает как средство компенсации и обогащения опыта познания общения, преобразования окружающей среды.
Социально-реабилитационная и профилактическая работа с несовершеннолетними и их семьями, показывает, что именно раннее вмешательство социальных служб позволяет устранить причины их неблагополучия.
Эффективность работы по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних зависит
от того, насколько удалось
Для того, чтобы работник всегда эффективно
выполнял свою работу, необходимо корректно
ему сообщить о результатах оценки.
Руководителю следует очень важно
быть объективными, чтобы в будущем
человек не потерял веру в себя,
интерес к профессии и мобилизо
Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Так как деятельность социального работника включает в себя множество направлений, он должен соответствовать множеству требований, для чего необходимо проходить самообразование, развивать в себе ряд качеств, которые важны для социального работника.
В процессе написаний нашей курсовой работы мы тщательно изучили специфику деятельности социального работника, проанализировали методы его работы, а также рассмотрели деятельность специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД.
В практической части работы нами была рассмотрена специфика работы социального работника ГУ ЦСПСиД «Люблино». Была также проанализирована эффективность деятельности специалиста по социальной работе в данном учреждении.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет нам сделать выводы, которые состоят в следующем:
Формирование профессиональной компетенции, а также конкретное воплощение ее в повседневной практике социальной работы составляет обязательное условие научно-обоснованной профессиональной деятельности социального работника.
Профессиональная компетенция
должна включать элементы
Социальная работа – это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника.
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень- непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования
профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадет и т.д.).
Деятельность социальных работников ГУ ЦСПСиД «Люблино» можно считать достаточно эффективной, о чем свидетельствует ряд показателей улучшения в определенных социальных вопросах.
В процессе написаний нашей курсовой работы мы пришли к выводу о том, что эффективность социальной работы зависит также от реализации разнообразных технологий, применяемых различными службами, отдельными профессиональными и непрофессиональными работниками, лицами, участвующими в благотворительных и других акциях.
Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными организациями – Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности.
Социальный работник должен владеть
немалым арсеналом
Таким образом, подытоживая вышесказанное, можем сказать, что по завершении написания нашей курсовой работы нами выполнены все задания, поставленные в начале исследования.
Этический кодекс социального работника
Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Социальный работник является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствует общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.
Для того, чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Можно выделить четыре основных принципа этикета.
1. Принцип гуманизма – уважение
к человеку, признание достоинства
его личности, доброжелательное
к нему отношение. Этот
2. Принцип целесообразности
3. Принцип эстетической
4. Принцип учета народных
Типичными ситуациями в профессиональной деятельности социального работника являются знакомство, повторная встреча с клиентом, консультирование, повседневное общение (например, в стационаре), общение с окружением клиента.
Знакомство.
К встрече необходимо подготовиться: наметить вопросы, которые нужно будет задать клиенту, составить схему беседы, продумать манеру своего поведения, привести в порядок внешний вид.
Беседу следует начинать с приветствия и представления. Представляясь, социальный работник должен назвать свое имя, отчество, фамилию и должность. Если договоренность о встрече была достигнута ранее (например, по телефону), следует упомянуть об этом, чтобы клиент знал, что беседует именно с тем человеком, с которым уже разговаривал. Если же произошла неожиданная замена социального работника, следует объяснить причину этого.
Выясняя сущность проблемы клиента и его мнение по поводу необходимой помощи, следует в корректной форме задавать уточняющие вопросы. Получив всю нужную информацию, важно в присутствии клиента внимательно просмотреть ее, чтобы удостовериться, что ни один существенный вопрос не упущен, и затем вкратце повторить клиенту основные, ключевые моменты беседы, чтобы он мог убедиться, что его поняли правильно.
Если в ходе первой встречи не были решены все вопросы и намечаются дальнейшие встречи, то социальному работнику и клиенту следует договориться о времени их проведения – назначить конкретный день и час.
День приема устанавливается заблаговременно и соблюдается неукоснительно. Чтобы не создавать очередь, необходимо стараться ограничить время приема одного клиента 30 минутами. Важно также позаботиться об элементарных удобствах для ожидающих приема посетителей.
Если встреча происходит на дому, не рекомендуется принимать предложения клиента пообедать или выпить чай, нужно деликатно отклонить предложение, поблагодарив. Работнику социальной службы не следует также открыто изучать обстановку, если этого не требуют интересы дела и не предложено клиентом.
Консультирование.
Социальному работнику, проводящему консультацию, следует в первую очередь помнить о том, что клиент пришел за советом, а не за тем, чтобы выслушивать нотации, поучения или получить оценку своих качеств. Тон беседы поэтому ни в коем случае не должен быть нравоучительным, а тем более обличительным – он должен быть дружеским, благожелательным.
Необходимо выяснить, чего именно от консультации ждет клиент. После того, как социальный работник собрал достаточную информацию и принял решение, он может рекомендовать своему клиенту различные возможные варианты решения проблемы, тщательно их проанализировав и указав на вероятные последствия. При этом выбор варианта решения – право клиента.
Если клиенту необходимо несколько консультаций, следует сразу обговорить, когда и по какому поводу будет проведена следующая.
Консультационная работа прекращается,
когда проблема решена или по желанию
клиента. Если клиент неожиданно перестал
посещать консультации, следует связаться
с ним и выяснить, почему это произошло.