Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»
- выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 7
1.1 Объект деятельности социального работника 7
1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе 10
1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 17
Выводы по главе 1 21
Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД 22
2.1. Структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» 22
2.2. Особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» 24
2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курс_раб_соц_раб.проверка.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Постоянное общение.

Как правило, нахождение клиента в  стационарном учреждении или надомное обслуживание являются длительными, и  это накладывает на социального  работника определенные обязательства.

Повседневные встречи предполагают более или менее близкое знакомство с клиентом, поэтому общение может  носить не столь официальный характер. В то же время стоит избегать фамильярности.

Приветствуя клиента как старого  знакомого, следует обратить внимание на его внешний вид, отметить в разговоре положительные изменения, справиться о проблемах.

Находясь в стационаре, клиент может  испытывать одиночество и коммуникативную  изоляцию. Социальный работник призван  восполнить недостающие социальные связи, быть при необходимости источником информации и терпеливым собеседником. В отношениях с клиентом должны присутствовать не только профессиональный интерес, но и душевное тепло, человеческие чувства.

Работа с клиентом в медицинском  учреждении.

В такой ситуации социальный работник выполняет роли психотерапевта и активного помощника медицинского персонала. При первом же посещении медицинского учреждения социальный работник должен представиться лечащему врачу и получить всю необходимую информацию о состоянии клиента.

При регулярных посещениях своего клиента социальный работник должен основное внимание уделять его самочувствию и тактично помогать ему выполнять рекомендации врача. В отношениях с больным клиентом следует проявлять внимание, заботу, чуткость и оптимизм, не забывая при этом о такте и чувстве меры. В сложных случаях, когда прогноз врача неутешительный, социальный работник должен сообщить клиенту, что знает о тяжести его болезни, но надеется на то, что клиент сможет мобилизовать максимум сил для борьбы с ней, а для этого в первую очередь необходимо сохранять присутствие духа и тщательно соблюдать предписания врача.

Лечение, как правило, не заканчивается  в стационаре, в дальнейшем социальный работник помогает своему клиенту проводить  реабилитационные мероприятия, организуя эту его деятельность и поддерживая его морально.

Общение с социальным окружением клиента.

Такого рода контакты устанавливаются  социальным работником по мере необходимости  с согласия клиента.

Для максимально успешной совместной деятельности социальный работник, предлагая окружению клиента сотрудничество, должен сообщить о своем статусе, роли и целях предполагаемого сотрудничества. Следует помнить, что принуждение к сотрудничеству в данном случае неуместно – только разъяснение и убеждение может заинтересовать близких клиента в совместных с социальным работником действиях.

Для первой встречи уместно пригласить близких клиента в учреждение социальной защиты – это позволит создать соответствующую обстановку для беседы. В дальнейшем встречи  могут проходить по месту жительства или работы близких клиента. При каждой встрече целесообразно обмениваться информацией о результатах деятельности и координировать планы на будущее. По итогам работы каждому из участников совместной деятельности следует высказать слова благодарности.

Работа с представителями учреждений и организаций.

Социальному работнику в силу его  должностных обязанностей приходится контактировать со множеством учреждений и организаций.

При необходимости встречи с  представителями сторонних организаций время и место встречи должны оговариваться заранее, так же как и перечень вопросов для обсуждения, и круг лиц, чье присутствие желательно и необходимо.

На встречу следует являться без опозданий. К деловой части  беседы переходить сразу после короткого  приветствия – это является признаком уважения к партнеру, знаком того, что вы цените его время.

В ходе совещания следует выслушать  мнение каждого из участников встречи  и в случае несогласия с ним  аргументировано возразить. Даже уверенность  в собственной правоте и заблуждениях партнеров не дает социальному работнику право повышать голос или игнорировать чужое мнение.

Итоговый документ должен отражать коллективно выработанное мнение и  быть доступным для ознакомления всем заинтересованным лицам. В случае, если итоговый документ представлен в виде плана совместных действий, следует заранее оговорить формы, порядок контроля отдельных пунктов плана и участие в контрольных мероприятиях представителей заинтересованных организаций.

Контакты со спонсорами.

Такие контакты устанавливаются социальными работниками и службами в интересах их деятельности и имеют своей целью оказание помощи клиентам.

Поскольку при контактах со спонсорами, прежде всего, преследуются цели решения  материальных проблем клиентов, материально-технического обеспечения социальных служб, следует четко объяснить, какого рода требуется помощь и в каком объеме. Практика показывает, что спонсоры избегают давать социальным службам деньги, предпочитая оплачивать счета или предоставлять товары или услуги. Поэтому, готовясь к встрече, необходимо подготовить предварительный расчет затрат и пояснительную записку, из которой спонсор мог бы почерпнуть необходимую информацию о предполагаемом использовании предоставленных им средств, товаров или услуг.

Проводя работу со спонсорами, социальный работник должен помнить, что выделение средств социальной службе на ее нужды или нужды клиентов для спонсоров является добровольным делом, актом милосердия. Это требует от социального работника проявления особого достоинства и такта, находчивости, а также знания проблем клиентов и их нужд, умения убеждать собеседника. Особо сердечно следует благодарить спонсоров за оказанную помощь не только от своего имени, но и от имени клиентов.

Телефонный разговор.

Социальному работнику необходимо знать основные правила общения по телефону.

Правила этикета рекомендуют не звонить рано утром или поздно вечером, ожидать ответа на вызов  в продолжение 5 – 7 гудков (если это  не пожилой или больной клиент).

Разговор всегда следует начинать с приветствия. Представьтесь или назовите свое учреждение. Этикет рекомендует соблюдать определенные временные рамки телефонного разговора – не больше 5 минут. Однако социальный работник, определяя длительность разговора, должен ориентироваться по ситуации – неловко комкать разговор, если клиент что-то не понял, не расслышал, попросил повторить или объяснить.

При телефонном общении не употребляйте труднопроизносимых слов, говорите отчетливо, не торопясь, делайте паузы для  внимательного выслушивания собеседника.

Будьте осторожны при передаче информации по телефону, подумайте, не является ли она конфиденциальной.

Никогда не снимайте телефонную трубку, если вы заняты. В противном случае вы вынуждены будете сказать клиенту  что-то вроде: “Подождите минуту”, а  это создаст впечатление, что его проблемы безразличны фирме. Правильнее будет извиниться и предложить перезвонить в удобное для клиента и вас время.

Во время делового разговора  не следует затрагивать здоровье родных и близких, выяснять погоду, вообще касаться тем, не имеющих отношения к решаемой проблеме.

Если вы ошиблись номером, извинитесь и уточните номер.

Если во время разговора телефон  отключился, перезванивает тот, кто  звонил.

Первым должен положить телефонную трубку клиент.

Специалист по социальной работе при  общении с клиентом должен использовать жесты открытости и доверия. Даже если клиент закрепощен, то, скорее всего при такой позиции консультанта он бессознательно станет менее напряженным и более открытым для разговора. При общении с клиентом социальный работник должен соблюдать этические принципы и нормы (конфиденциальность, уважение, корректность и т.д.) Все эти знания, умения и навыки общения социального работника применяются и в психологическом, юридическом и других видах консультирования. Таким образом, социальная работа - это коммуникативная, то есть тесно связанная с общением, профессия и поэтому специалист по социальной работе должен уметь общаться, быть компетентным в общении.

1 Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

2 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.

3 Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз» 1994 г.- 339 с. (Часть 1.)

4 Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.

5 Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению./ Алексеев Л.С. и др. – М., 1997. – 269 с.

6 Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1998. – 376 с.

7 Рабочая книга социального педагога. Ч. 2. – Орёл, 1995. – 160 с.

8 Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 163 с.

9 Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.-М.: «Дело», 1993.-с.130.

10 Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

11 Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., РГСИ, 1992 г.

12 Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению./ Алексеев Л.С. и др. – М., 1997. – 269 с.

 


Информация о работе Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям