Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.
Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать объект деятельности социального работника;
- провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;
- рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;
- охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»
- выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 7
1.1 Объект деятельности социального работника 7
1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе 10
1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД 17
Выводы по главе 1 21
Глава II. Содержание деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД 22
2.1. Структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» 22
2.2. Особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино» 24
2.3. Анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курс_раб_соц_раб.проверка.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Участие в группах, как правило, предусматривается на добровольных началах, кроме групп осужденных в тюрьме, участие в которых  для их членов обязательно.5

В практической деятельности используются и другие критерии для групп, например, формальные или неформальные группы, временные или долгосрочные, гомогенные или гетерогенные и т. д.

Кроме того, группа может быть определена и по количеству ее членов, по характеру  контактов участников (дружественные, противоборствующие), по структуре (ролевая система или подгруппы), системе принятых правил и норм, по функциям, целям и задачам и т. п. Ведущие авторы этой формы, ее горячие сторонники, объединяют все виды деятельности социальных педагогов и социальных работников в группах под общим понятием “социальная групповая работа”. Последняя понимается как метод социальной работы, который помогает индивидам через наполненные определенным смыслом групповые переживания поднять свою социальную дееспособность, лучше понять и приобщиться к решению как личных, групповых, так и общественных проблем.

Поскольку в социальной работе целевые  группы и их проблемные ситуации крайне разнообразны, то не может быть общей  методики и дидактики социальной групповой работы.6

Основу для этой формы социальной деятельности составляют междисциплинарные исследования малых групп, в которые свою лепту вносят социология, психология, социальная психология, теория поведения, антропология, педагогика, андрагогика, коммуникативное учение, а также теории ролей и конфликтов.

Результаты этих исследований показывают:

  • человеческие отношения — лояльные или конфронтационные — определяются динамическими закономерностями;
  • существуют определенные методы для структурирования и регулирования межчеловеческих отношений;
  • “однолинейная коммуникация” не имеет отношения к групповой работе, так как она воспитывает пассивность;
  • малая группа способствует выходу из роли “только слушателя”;
  • становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, а также личных потенциальных возможностей и их предела;
  • в малой группе возможна обратная связь, то есть выяснение того, как индивид воздействует на других своим словом и поведением;
  • малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом упражнения и проверки достигнутого.

Таким образом, социальная групповая  работа как форма или метод  социальной деятельности широко используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для  развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. При этом признается, что для компетентного использования этого метода требуется особая, профессиональная подготовка специалиста.7

Важное место также занимают такие методы социальной работы, как  проектное обучение и работа в общине.

Проектное обучение по своей сути нацелено на творческую проработку проблем, на укрепление теории и практики в  плане профессиональной подготовки и критической оценки самой практической подготовки. Проектное обучение содержит инновационный элемент в смысле конкретных изменений в общественных нишах, а не во всей общественной системе. Важнейшие черты этого обучения — его междисциплинарный характер, методический плюрализм, связь с личностным опытом, инновационная творческая направленность. Поэтому оно было официально введено с конца семидесятых годов почти во все западногерманские специальные высшие школы по подготовке социальных педагогов и социальных работников. Руководили проектами, как правило, опытные специалисты. А с учебными заведениями, где апробировались эти проекты, заключались особые соглашения. Что касается метода социальной работы в общине, то он подразумевает подключение действий людей, которые связаны друг с другом прежде всего территориальной близостью, людей, которые социально ущемлены в силу общей сложившейся ситуации в рамках окружающих условий и которые пытаются устранить свое бедственное положение через совместное планирование и проведение определенных мер, используя при этом все свои способности и возможности.

Социальная работа в общине требует поддержки как со стороны специалистов, так и партнеров, и советников, которые вместо традиционного попечительства оказывают помощь в целях самопомощи. Процесс социальной эмансипации осуществляется при этом через участие самих социально ущемленных людей. Собственная активная деятельность приводит их к освобождению и от внутреннего состояния психологического давления, которое отравляет им существование.

Работу в общине рекомендуют  трактовать не только как метод, но и как перспективу для социальной работы; как принцип социальной деятельности, как социальную работу, которая в отличие от чисто индивидуализированных подходов приводит к изменению общественных структур.

В принципе здесь речь идет о выборе, решении — должны ли социальные работники приспосабливать своих клиентов к неосознанным ими общественным структурам или, наоборот, цель — так изменить общественные условия, чтобы добиться интеграции клиента без особых усилий и помощи.

Под социальной работой в общине следует понимать обобщенное понятие  различных национальных форм работы, получивших развитие в последние годы и направленных на улучшение социально-культурного окружения групп населения.8

Но среди разнообразия приемов  социальной деятельности в общине можно  выделить некоторые общие признаки. Прежде всего эта работа — профессиональная деятельность социальных работников. Объект социально-педагогического воздействия — это вся община, то есть все соседствующие территории, городские кварталы. При этом группы населения становятся действующими субъектами. Далее, социальная работа в общине рассматривает экономические и политические условия как причину социальных бед в регионе и решает существующие и возникающие проблемы на местном уровне.

Следует отметить, что социальная работа в общине интегрирует различные методы не только из арсенала социальных работников и социальных педагогов, но и методы политических акций.

Главная цель социальной работы в  общине — добиться кооперации и  создания организационной базы для  деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения коммуны или общины. Исходный пункт для социальной деятельности в общине — главным образом социальные конфликты и их предупреждение. Нужно охватывать все проблемы повседневной жизни людей в жилых кварталах общины, формировать их политическую активность.

Хотя социальная работа в общине строится по территориальному принципу (коммуна, община, городской квартал, поселок и т. п.), она должна охватывать многие целевые группы (детей, молодежь, пожилых, домохозяек и т. д.), изучать условия их жизни в городских кварталах, жилых комплексах. Эта работа имеет и функциональную направленность, ибо она ведется с группами, ориентированными на решение определенных задач, касающихся различных объединений, партий, производства, высшей школы и т. п.9

Социальная работа в общине рассматривается  и как общественно-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей и ожиданий жителей общины10. Ставится задача: чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем и доказывал это своим участием в солидарных действиях, направленных на решение актуальных социальных проблем и конфликтных ситуаций на региональном уровне.

Тем самым социальная работа в общине способствует лучшему взаимопониманию  и взаимодействию коммунальной социальной политики со всеми структурами городских кварталов. Она позволяет в региональных масштабах высветить состояние общества и окружающей действительности в экономическом, политическом, культурном и социальном аспектах и лучше способствовать устранению противоречий и решению многих проблем, которые ставят новые социальные движения, разнообразные гражданские инициативы.

Педагогический характер социальной работы в общине сказывается в  том, что общественные изменения  связаны с сознанием людей и учебными процессами, особенно молодого поколения.11

Рассмотренные выше методы, являются методами социальной работы, с позиции  взаимодействия клиента и социального  работника.

Также выделяют организационно-распорядительные методы, которые лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны  с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий  для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция  клиента при этом подходе —  пассивная: он испытывает воздействие  на себя со стороны системы социальной работы.

1.3. Обобщение опыта деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД

 

Центры помощи семьи и детям  призваны для оказания семьям, детям  и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального, а также психологического статуса.

Целью создания Центров социальной помощи семье и детям в г. Москве является реализация политики в отношении  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация социальной помощи и поддержки нуждающимся семьям (многодетные, неполные, семьи с детьми-инвалидами, одинокие матери, молодые семьи, несовершеннолетние родители, малообеспеченные, семьи, где родители проходят службу в «горячих точках», семьи, осуществляющие опекунство и т.п.), детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.12

Основными направлениями деятельности социального работника в таких  центрах является:

• реализация программ по профилактике социального сиротства и программ в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участие в разработке мероприятий по организации социального обслуживания и социальной защиты семей, детей и отдельных граждан;

• взаимодействие с органами исполнительной власти города, местного самоуправления и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, общественными объединениями многодетных, неполных семей, семей с детьми-инвалидами и другими организациями;

• выявление семей и детей, нуждающихся в государственной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в государственной защите, и их дифференцированный учет;

• определение нуждаемости семей  и детей в конкретных видах  и формах социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, медико-социальных, юридических услуг;

• оказание помощи семьям в решении  вопросов по преодолению сложных  жизненных ситуаций;

• осуществление социального патронажа  семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

• оказание социальной поддержки  и осуществление мер по адаптации  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников  сиротских учреждений в возрасте до 23-х лет;

• осуществление социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

• проведение работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, участие в работе по предупреждению алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних;

• проведение анализа уровня социального  обслуживания семей с детьми, прогнозирование  из потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

• внедрение новых форм и методов  социального обслуживания с учетом социально-экономических условий города;

Информация о работе Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям