Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.проанализировать понятие и сущность семьи, показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
2.рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
3.охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями;
4.раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
ВВЕДЕНИЕ
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.
Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.[1]
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.проанализировать понятие и сущность семьи, показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
2.рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
3.охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями;
4.раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Объектом исследования является семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Предметом являются основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов.
Гипотеза. Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семьи с детьми-инвалидами нуждаются в разносторонней социальной помощи и поддержке для решения всевозможных социальных проблем.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 22 источника. Общий объем работы 38 страниц.
ГЛАВА 1
СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
§1.Понятие семьи. Основные особенности семей с детьми-инвалидами
Семья — социальная группа, обладающая
исторически определённой организацией,
члены которой связаны брачными или родственными
отношениями (а также отношениями по взятию детей на
воспитание), общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и социальной
необходимостью, которая обусловлена
потребностью общества в физическом и
духовном воспроизводстве
Семья принадлежит к важнейшим общественным
Для ребёнка семья - это среда, в которой
складываются условия его физического,
психического, эмоционального и интеллектуального
развития.
Для взрослого человека семья является
источником удовлетворения ряда его потребностей
и малым коллективом, предъявляющим к нему
разнообразные и достаточно сложные требования.
На стадиях жизненного цикла человека последовательно
меняются его функции и статус в семье.
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, то есть к детям-инвалидам. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его воспитания, обучения, его социальной адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач [1].
В России на протяжении всех
последних лет наблюдается
Основными причинами детской инвалидности в России являются: психоневрологические заболевания (60%), заболевания внутренних органов (20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (10%), нарушения зрения и слуха (10%).
В настоящее время существует ряд проблем, касающихся воспитания, обучения, медицинского обслуживания и социализации детей-инвалидов.
Медицинские учреждения неудовлетворительно оснащены современной диагностической аппаратурой. Не обеспечены также на должном уровне специальные учреждения квалифицированными специалистами-дефектологами (только около 12% от общего числа работников учреждений по работе с детьми-инвалидами имеют специальное образование). В стране не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и развитию ребенка-инвалида, практически нет литературы в помощь родителям и педагогам по обучению и воспитанию таких детей.
Отсутствуют условия обучения и воспитания детей-инвалидов в рамках общего образования, организации их вне учебной занятости, направление таких детей, как правило, в специальные (коррекционные) учреждения отторгает их от семьи, затрудняет их последующую социальную адаптацию.
Тем не менее, значительная
часть детей-инвалидов
Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики и помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с её особыми психологическими, материальными и иными обстоятельствами и трудностями. [14].
Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида следует отметить следующие:
1.Медицинские проблемы, связанные
с участием в программе
2.Экономические проблемы,
поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида,
уровень материальной
3.Проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребёнком заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств. [14].
4.Социально-профессиональные
проблемы семьи – это
5.Психологические проблемы,
прежде всего, связаны с
§2. Причины, приводящие к инвалидности
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»,- поясняется в этом законе.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».
Это определение вытекает
из современной концепции
Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов - в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):
1.ограничение физической
независимости (неспособность
2.ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);
3.ограничение способности
заниматься обычной
4.ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;
5.ограничение способности к интеграции в обществе, неучастие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. - дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % - девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа - дети 10—14 лет (47,1 %), вторая по численности — дети 5 — 9 лет (29,4 %) и дети в возраст когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет - 55,6 %.
В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983- 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.
Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского - «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид - человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества. [3].
Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющим детей инвалидов