Социальная работа с семьями, имеющим детей инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.проанализировать понятие и сущность семьи, показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
2.рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
3.охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями;
4.раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Файлы: 1 файл

ср с семьями имеющим детей-инвалидов.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

По мере взросления ребёнка  проблем не становится меньше, они  приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация в семье с  появлением ребёнка с ограниченными  возможностями усугубляется ещё  и по причине трудностей материального  порядка: возникает необходимость  обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий - с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту) [21].

Воспитание ребёнка в  соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопека ведёт к возникновению выученной беспомощности» [12].

Реже, но наблюдается эмоциональное  отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного  воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая  серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

Таким образом, работа в данном направлении — забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.

 
§4.Методы социальной реабилитации детей-инвалидов

Понятие  "социальная  реабилитация"  характеризует  в  обобщенном   виде процесс  усвоения индивидом определенной  системы  знаний,  норм,  ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие  культуры,  присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет  функционировать  индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует  сводить к образованию и воспитанию, хотя  она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности  осуществляется  под влиянием  совокупности  многих  условий,  как  социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

В традиционной  отечественной  социологии социальная реабилитация рассматривается  как саморазвитие личности в  процессе  ее  взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в  результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности. Обычно  различают   определенные   этапы   социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс  ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого  формируются  качества  человека, как подлинного субъекта общественных отношений [18].

Одной из главных целей  социальной реабилитации является  приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что  служит,  пожалуй,  наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности  и общества. Данное взаимодействие  включает  в  себя,  одной  стороны,  способ передачи  индивиду  социального  опыта,  способ  включения  его  в   систему общественных  отношений, с другой  стороны,  процесс  личностных  изменений.

Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической  литературы, где  под  социальной  реабилитации  понимается процесс социального становления человека, который включает в  себя  усвоение индивидом  социального  опыта,  системы  социальных  связей   и   отношений.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в  процессе  ее  человек формируется как  член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация  личности  -  сложный,  противоречивый  процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.

Человек  с  ограниченными  возможностями  должен  рассматриваться,   как эксперт, активно   участвующий   в   реализации    программ    собственной

реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью  социальных служб, помогающих  преодолеть  специфические  трудности   ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации  творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе[18].

В основе:

1.Компенсация  возможностей,  недостающих  от  рождения,  либо  утраченных вследствие болезни или травмы.  За  счет  делегированности  другим  людям недостающих ребенку функций,  и создания  ему условий для преодоления неприступных  ранее препятствий  окружающей  среды.

2.Организация работы со  всеми участниками взаимодействия: С  ребенком,  его семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на  детей, так и на их родителей и близких.

3.Интеграция в совместную  деятельность детей с ограниченными  возможностями, и детей, не имеющих проблем  со  здоровьем. Этот  принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4.Взаимопомощь  –  широкое   участие  в  работе  добровольных  помощников  и добровольная взаимная поддержка.

Необходимо снять страх  ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его

и высвобождая его духовные и физические силы, направляя  их  на  развитие  и

проявление способностей и талантов.

Родители, получая  такую  поддержку,  становятся  более  объективными  в оценке проблемы, связанной с инвалидностью. Они начинают проявлять социальную  активность,  не  замыкаясь  на  своем ребенке.

Технологическая цепочка: (Программа  «Лидер»)

1.Вначале обучается родитель: получает информацию  о  социальной  политике, социальных  программах,  знакомится  с   кругом   друзей,   участвует   в определении приоритетных аспектов работы с его ребенком,  ориентированный на воспитание у него качеств, необходимых для организации других детей.

2.Культурно-просветительные   мероприятия,  где   создаются   условия   для приобретения  ребенком опыта общения,  организуются  клубные  мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети.

3.Организуются мероприятия,  авторами  которых  выступает   ребенок  (помощь родителей носит  скрытый характер).

Накапливается опыт организаторской  деятельности подростков  не только  в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но  и  в  условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых  задействованы и здоровые сверстники.

Разрабатывается  методика  формирования  у   детей   и   молодых   людей

организующих умений и  навыков [18].

В задачи социального развития также входят: умственное развитие детей; формирование навыков правильного  поведения; трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; физвоспитание; самообслуживание; бытовая ориентировка и социальная адаптация; знания об умении одеваться в  соответствии  с  ситуацией,  об  оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей; получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино  и других видах искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ИССЛЕДОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ МЕТОДОМ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ОПРОСА

Для проведения исследования была составлена анкета с такими вопросами, которые охватывают различные стороны жизни семей с детьми-инвалидами, а также вопросы, помогающие определить, как семья с ребенком-инвалидом живет в наше время.

В социологическом опросе приняли участие 10 родителей, из них 9 женщин и 1 мужчина.

По социальному статусу  родители распределились так: из рабочих-5 человек, из служащих-3 человека, из пенсионеров-2 человека.

Большинство семей с ребенком с ограниченными возможностями  имеют среднее  профессиональное образование-4 человека, высшее-1 человек, среднее образование-3 человека, начальное  профессиональное образование-2 человека.

Среди опрошенных родителей  в основном проживают в городе-4 человека, в деревне-3 человека, и в селе-3 человека.

Далее семьи имеют детей  в возрасте от 2-4 лет-3 человека, в  возрасте от 4-6 лет-2 человека, в возрасте от 6-10 лет-3 человека, и старше 10 лет-2 человека.

В основном инвалидность детей  была поставлена сразу после рождения-у 4 человек, в возрасте от 1,5-3 лет-3 человека, после 3 лет-3 человека.

Далее на вопрос «нуждалась ли ваша семья в социально-психологической  помощи?» 6 родителей ответили положительно, а остальные отрицательно. Большинство семей привыкли решать свои проблемы самостоятельно.

При опросе выяснили, что  семьи имеют льготы: у 2 семей имеются  льготы на проезд, у 3 семей имеются льготы по оплате услуг, у 3 семей имеются санаторно-курортные льготы, у 2 семей льготы по протезированию.

 При ответе на вопрос  «были ли у вас проблемы  с оказанием медицинской помощи?»  большинство родителей ответили положительно, то есть медицинские услуги оказываются не на должном качественном уровне.

В основном семьи имеют  детей: 4 семьи имеют ребенка-инвалида по передвижению, 3 семьи имеют ребенка-инвалида по зрению, и еще 3 семей имеют ребенка-инвалида слабослышащего.

На вопрос «Сталкивались  ли вы с нарушением законных и моральных  прав вашего ребенка?» большинство  детей ответили отрицательно, то есть не сталкивались с нарушением его  прав, а остальные сталкивались с  этой проблемой.

Итак, семьи получили помощь от государственных учреждений: 5 семей  получили социально-медицинскую помощь, 4 семьи получили социально-экономическую  помощь, 1 семья социально-педагогическую помощь.

Конечно же, все семьи  с детьми-инвалидами должны обеспечиваться техническими средствами реабилитации, среди опрошенных семей ответили, что им необходима эта помощь, только 2 семьи ответили, что им этого не требуются.

Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющим детей инвалидов