Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.проанализировать понятие и сущность семьи, показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
2.рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
3.охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями;
4.раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.
Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченными возможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.
Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий - с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту) [21].
Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопека ведёт к возникновению выученной беспомощности» [12].
Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.
Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.
Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.
Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Таким образом, работа в данном направлении — забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.
§4.Методы социальной реабилитации детей-инвалидов
Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует
сводить к образованию и
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности. Обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений [18].
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Эта трактовка является наиболее
традиционной для современной
Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной
реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе[18].
В основе:
1.Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делегированности другим людям недостающих ребенку функций, и создания ему условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.
2.Организация работы со
всеми участниками
3.Интеграция в совместную
деятельность детей с
4.Взаимопомощь – широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.
Необходимо снять страх
ребенка перед недоступной
и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и
проявление способностей и талантов.
Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью. Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
Технологическая цепочка: (Программа «Лидер»)
1.Вначале обучается родитель: получает информацию о социальной политике, социальных программах, знакомится с кругом друзей, участвует в определении приоритетных аспектов работы с его ребенком, ориентированный на воспитание у него качеств, необходимых для организации других детей.
2.Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети.
3.Организуются мероприятия, авторами которых выступает ребенок (помощь родителей носит скрытый характер).
Накапливается опыт организаторской деятельности подростков не только в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы и здоровые сверстники.
Разрабатывается методика формирования у детей и молодых людей
организующих умений и навыков [18].
В задачи социального развития также входят: умственное развитие детей; формирование навыков правильного поведения; трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; физвоспитание; самообслуживание; бытовая ориентировка и социальная адаптация; знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей; получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.
ГЛАВА 3
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ
С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ МЕТОДОМ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Для проведения исследования была составлена анкета с такими вопросами, которые охватывают различные стороны жизни семей с детьми-инвалидами, а также вопросы, помогающие определить, как семья с ребенком-инвалидом живет в наше время.
В социологическом опросе приняли участие 10 родителей, из них 9 женщин и 1 мужчина.
По социальному статусу родители распределились так: из рабочих-5 человек, из служащих-3 человека, из пенсионеров-2 человека.
Большинство семей с ребенком с ограниченными возможностями имеют среднее профессиональное образование-4 человека, высшее-1 человек, среднее образование-3 человека, начальное профессиональное образование-2 человека.
Среди опрошенных родителей в основном проживают в городе-4 человека, в деревне-3 человека, и в селе-3 человека.
Далее семьи имеют детей в возрасте от 2-4 лет-3 человека, в возрасте от 4-6 лет-2 человека, в возрасте от 6-10 лет-3 человека, и старше 10 лет-2 человека.
В основном инвалидность детей была поставлена сразу после рождения-у 4 человек, в возрасте от 1,5-3 лет-3 человека, после 3 лет-3 человека.
Далее на вопрос «нуждалась
ли ваша семья в социально-
При опросе выяснили, что семьи имеют льготы: у 2 семей имеются льготы на проезд, у 3 семей имеются льготы по оплате услуг, у 3 семей имеются санаторно-курортные льготы, у 2 семей льготы по протезированию.
При ответе на вопрос
«были ли у вас проблемы
с оказанием медицинской
В основном семьи имеют детей: 4 семьи имеют ребенка-инвалида по передвижению, 3 семьи имеют ребенка-инвалида по зрению, и еще 3 семей имеют ребенка-инвалида слабослышащего.
На вопрос «Сталкивались ли вы с нарушением законных и моральных прав вашего ребенка?» большинство детей ответили отрицательно, то есть не сталкивались с нарушением его прав, а остальные сталкивались с этой проблемой.
Итак, семьи получили помощь от государственных учреждений: 5 семей получили социально-медицинскую помощь, 4 семьи получили социально-экономическую помощь, 1 семья социально-педагогическую помощь.
Конечно же, все семьи с детьми-инвалидами должны обеспечиваться техническими средствами реабилитации, среди опрошенных семей ответили, что им необходима эта помощь, только 2 семьи ответили, что им этого не требуются.
Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющим детей инвалидов