Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа
Предметом выступает специфика оказания помощи безнадзорным детям на примере Подразделение по делам несовершеннолетних г. Ульяновска и ГУСО «СРЦН» «Алые паруса».
Актуальность выбранной темы обусловили рассмотрение следующих задач:
1) дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.
2) рассмотреть нормативно-правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.
3) раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы безнадзорности и беспризорности
как социальной проблемы. 5-12
1.1 Характеристика и причины появления детской
безнадзорности в России. 5-8
1.2 Нормативно-правовые основы социальной помощи
безнадзорным детям. 9-12
Глава 2. Деятельность специализированных учреждений для
безнадзорных и беспризорных детей. 13-22
2.1 Анализ работы специализированных учреждений
для безнадзорных детей в г. Ульяновске (на примере ГУСО «СРЦН»
«Алые паруса») 13-15
2.2. Основные направления и методы деятельности Подразделения
по делам несовершеннолетних города Ульяновска. 16-22
Глава 3. Совершенствование организации работы с
безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске. 23-35
3.1 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними. 23-31
3.2 Социальный эффект от предлагаемых мероприятий. 32-35
Заключение. 36-37
Список используемой литературы. 38-42
В отделении дневного пребывания для несовершеннолетних смогут и должны быть образованы семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач отделения дневного пребывания. Кадровое обеспечение одна из приоритетных мер для работы отделения. На работу должны будут приниматься работники, имеющие специальное образование и специальную подготовку, желающие помогать детям. В отделении смогут работать высококвалифицированные специалисты: психологи, педагоги, социальные работники, инспектора ПДН, детский гинеколог, нарколог, логопед, невропатолог, юрист, трудотерапевт и другие специалисты.
В отделении сможет проводиться трудотерапия, организация досуга детей (кружки по интересам), прогулки на свежем воздухе, туристические походы. С детьми должна будет проводиться специфическая работа, если ребенок будет находиться в трудной жизненной ситуации, оказание всесторонней помощи и поддержка специалистами разного профиля. В отделении дневного пребывания для несовершеннолетних можно открыть группы длительного пребывания, это возможность дольше продержать ребенка под надзором, создать необходимые условия для его социализации, главная цель которой - вступление в полноценную самостоятельную жизнь. В группах длительного пребывания должно будет происходить включение воспитанников во все сферы самостоятельного жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни не под ежеминутным контролем, а под мягким патронажем специалистов.[52]
Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Транслируется видеопродукция, пропагандирующая насилие, идеи легкого бизнеса, свободного секса, разнообразие спиртных напитков, табачной продукции. Данный факт подчеркивает и усиливает пагубное воздействие СМИ на подростков. Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.
Необходимо приобщать детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских). Необходимо развивать систему досуговых и оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков. Способствовать созданию кадетских корпусов, муниципальных военных, военно-технических лицеев, военно-технических, специализированных суворовских и военно-патриотических классов.
Оказывать содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организовать профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями через труд, но на этом этапе трудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых. Необходимо выйти с предложением в Центр занятости населения о первоочередном трудоустройстве не работающих, не учащихся подростков, состоящих на учете ПДН. Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и правонарушениям. Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада, создает условия для межличностного общения. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
С предоставлением Подразделению по делам несовершеннолетних необходимого автотранспорта, письменных принадлежностей, материально-технической базы, мебель, оргтехники, организационно-технических средств, процесс работы ПДН будет заметно результативнее и эффективнее. Для эффективной работы ПДН необходима усовершенствованная система оплаты труда и социальных льгот для специалистов, занятых профилактической, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работой. Необходимо пересмотреть вопрос о повышении заработной платы сотрудникам Подразделения по делам несовершеннолетних. Увеличить штатную численность персонала Подразделения по делам несовершеннолетних.
3.2 Социальный эффект от предлагаемых мероприятий.
Организация мероприятий по организации переподготовки специалистов, способных анализировать состояние детской беспризорности и правонарушений, которые помогут предотвратить рост детской беспризорности и правонарушений, и будут способствовать улучшению работы ПДН. Организация и проведение анализа кадрового состава учреждений, имеющих профилактическую направленность, с целью выявления дефицита специалистов и формирования заказа на их подготовку в системе высшего образования.[19,123c]
Введение в ПДН штатную должность специалиста по охране прав ребенка, который сможет осуществлять за надлежащим исполнением прав и законных интересов несовершеннолетнего, проводить юридические консультации с родителями несовершеннолетнего. При осуществлении деятельности в области воспитания ребенка не смогут ущемляться права ребенка.
Введение в должность ПДН психолога, который поможет предотвратить синдром эмоционального сгорания у сотрудников ПДН, дать дельный совет и возможность эмоциональной разгрузки путем проведения психологических тренингов. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности и уверенности в себе.
Проведение профилактических рейдов по городскому рынку, району автозаправки по выявлению несовершеннолетних, занимающихся заправкой автомобилей, подработкой и попрошайничеством на городском рынке. Проведению проверки должна будет предшествовать спланированная акция поиска и оказания срочной помощи детям, нуждающимся в защите государства. К этой категории нужно отнести тех, кто потерял семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями, либо самовольно ушли из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними, не оказывавших никакой заботы о них; детей, убегавших из интернатных учреждений, оставшихся без родительского попечения, но своевременно не устроенных под опеку, а также выпускников учреждений общественного воспитания, чьи проблемы трудоустройства и жилья остались неразрешенными. Проводимая проверка должна будет включать в себя следующие направления: деятельность органов местного самоуправления по защите прав детей, нуждающихся в помощи государства; деятельность органов и учреждений государственной системы профилактики по исполнению законов, направленных на предупреждение безнадзорности. Цель настоящей проверки выяснить имеет ли место безнадзорность, ее причины, меры, предпринимаемые к ее предупреждению.
Очень часто дети и подростки пополняют ряды беспризорных в связи с утратой жилплощади. В этом плане важным средством профилактики их социальной дезадаптации могла бы стать защита прав детей на неприкосновенность их жилища. Между тем имеются нарушения прав несовершеннолетних при предоставлении жилья, изменении жилищных правоотношений. При уже существующем рынке жилья еще нет действенной системы контроля над операциями с недвижимостью. У людей нет опыта участия в рыночных отношениях. Этим пользуются недобросовестные лица, которые обманом или угрозами вынуждают граждан к совершению не только невыгодных, но и ущербных сделок с жильем, жертвами которых становятся материально нуждающиеся семьи, одинокие матери, дети - сироты. Нередко участниками сделок, обрекающих несовершеннолетних на бездомность и бродяжничество, являются родители-алкоголики, наркоманы или недобросовестные опекуны и попечители.
Можно предложить организовать социальную работу на улице с дезадаптированными детьми и подростками, непосредственно в их привычной среде обитания. Технология помощи детям улицы предполагает направленное изменение поведения и установок «детей улицы» путем их контактов и взаимодействия с инспекторами ПДН, социальными работниками непосредственно в месте скопления таких подростков - на улицах, в парках, вокзалах. Досуг - время свободного выбора занятий, друзей, развлечений. Характер проведения свободного времени и ценностных ориентаций в сфере досуга определяет направленность поведения несовершеннолетнего. Главное в образе жизни подростка то, на сколько разумно и полезно он использует свое свободное время. Свободное время само по себе никогда не может быть причиной или механизмом дезадаптации. Улица опасна только тогда, когда ее влияние на подростка оказывается негативным и единственным. Полезность и притягательность свободного времени состоит именно в том, что появляется относительная самостоятельность в выборе вариантов поведения. На таком уровне раскованности личности организация досуга предполагает индивидуальный подход, предварительную работу по формированию потребностей, привычек, воспитание умения разумно проводить досуг. Можно предложить работу с такими детьми социальным работникам, у которых неформальный подчеркнутый внешний вид и поведение, нередко прежде принадлежавших к числу подростков девиантного поведения, знание подросткового жаргона и понимание особенностей подростковой субкультуры, все это поможет им наладить более глубокие контакты с детьми и подростками на улице, ненавязчиво воздействовать на изменение их поведения. Одной из задач таких работников будет привлечь детей в ПДН, социальные службы, убедить их обратиться за помощью к специалистам и принять такую помощь. Это направление позволит на раннем этапе предотвратить разрушение связей подростка с семьей, осуществить профилактику правонарушений.
Создание органа по защите прав ребенка - Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, который сможет быть одним из элементов ювенальной юстиции - совокупности государственных и негосударственных институтов, которые на основе программно-целевого подхода и демократических социально-правовых технологий не карательного характера, путем усилий всего общества сформируют систему защиты и обеспечения прав детства.
Таким образом, усовершенствование, улучшение и развитие мероприятий, и внедрение новых позитивных моделей в деятельность организационной работы Подразделения по делам несовершеннолетних г. Ульяновска, осуществляющего профилактическую работу и прием несовершеннолетних позволят способствовать улучшению деятельности ПДН и положения детей, уменьшить остроту проблемы безпризорничества и правонарушений несовершеннолетних, повысит профилактику и коррекционную работу с подростками, усилит защиту их прав и законных интересов. Распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы будет обеспечиваться развитие общественно полезной деятельности, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры. Улучшение качества материально-технической базы, оснащение сотрудников ПДН необходимым инвентарем, мебелью, автотранспортом будет способствовать улучшению рабочей обстановки и ведению конкретно-профилактической несовершеннолетними, будет виден наилучший результат работы ПДН.
Заключение.
Проанализировав состояние детской беспризорности и безнадзорности, можно сделать выводы, что проблема беспризорности является актуальной как для РФ в целом, так и для каждого отдельного региона (в частности Ульяновской области). Достигнув своего пика, в последние годы, данная проблема привлекла к себе внимание общества и органов государственной власти.
В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, нормативно-правовые акты регионального уровня, инструкции, методики, программы. Предпринимаемые государством меры по снижению остроты проблемы детской беспризорности хотя и привели к некоторым изменениям в данном вопросе, но явно недостаточны, т.к. беспризорных детей не стало меньше.
Очевидно, что существует проблема социального сиротства, и в условиях социально-экономического кризиса обостряется. Очевиден и тот факт, что именно семья со всем своим комплексом проблем является одним из главных источников появления социального сиротства в мире. Поэтому необходимо совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т.к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях - государственном, местном - является главным условием профилактики социального сиротства.
С помощью социальной поддержки общественных организаций в решении проблем беспризорных детей будет обеспечиваться реабилитация и адаптация детей, развитие позитивных способностей, оказание им необходимой поддержки для улучшения их содержания в социальных учреждениях.
Работа Подразделения по делам несовершеннолетних направлена на профилактику правонарушений и бродяжничества, употребление алкоголем и наркотическими веществами. Подразделение по делам несовершеннолетних осуществляет работу, направленную на исполнение комплексных профилактических операций, анализирует результаты. Выступает в средствах массовой информации по проблемам профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Разрабатывает профилактические мероприятия, которые действуют положительным образом на распространение новых преступлений. Законодательная база ПДН достаточно широка, имеется основа для осуществления работы в отношении несовершеннолетних, профилактики преступлений и употребления наркотическими средствами и алкоголем, но нет условий для осуществления и функционирования системы реабилитации и адаптации несовершеннолетних.