Совершенствование организации работы с безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предметом выступает специфика оказания помощи безнадзорным детям на примере Подразделение по делам несовершеннолетних г. Ульяновска и ГУСО «СРЦН» «Алые паруса».
Актуальность выбранной темы обусловили рассмотрение следующих задач:
1) дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.
2) рассмотреть нормативно-правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.
3) раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы безнадзорности и беспризорности
как социальной проблемы. 5-12
1.1 Характеристика и причины появления детской
безнадзорности в России. 5-8
1.2 Нормативно-правовые основы социальной помощи
безнадзорным детям. 9-12
Глава 2. Деятельность специализированных учреждений для
безнадзорных и беспризорных детей. 13-22
2.1 Анализ работы специализированных учреждений
для безнадзорных детей в г. Ульяновске (на примере ГУСО «СРЦН»
«Алые паруса») 13-15
2.2. Основные направления и методы деятельности Подразделения
по делам несовершеннолетних города Ульяновска. 16-22
Глава 3. Совершенствование организации работы с
безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске. 23-35
3.1 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними. 23-31
3.2 Социальный эффект от предлагаемых мероприятий. 32-35
Заключение. 36-37
Список используемой литературы. 38-42

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Инспектора Подразделения по делам несовершеннолетних для предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних правонарушителей, имеющих психические расстройства : выявляют в процессе профилактической работы несовершеннолетних правонарушителей, поведение которых вызывает сомнение в состоянии их психического здоровья, и рекомендуют родителям или их законным представителям провести медицинское обследование несовершеннолетнего. Направляют информацию на несовершеннолетних в психоневрологическое или психиатрическое учреждение по месту их жительства с указанием даты постановки и основания постановки, несовершеннолетних на учет ПДН, кратких сведений о совершенных правонарушениях, а также конкретных данных, дающих возможность предполагать наличие у несовершеннолетних психических расстройств.

Одним из направлений в работе по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних является своевременная изоляция несовершеннолетних правонарушителей, оказывающих отрицательное влияние на подростковую среду, предупреждение совершения ими повторных общественно опасных деяний, путем помещения их в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП).

В ЦВИНП могут быть помещены следующие категории несовершеннолетних: 1) направляемые по приговору суда или постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (спецшколы, ПТУ); 2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (необходимость обеспечения защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего, необходимости предупреждения повторного общественно-опасного деяния, отсутствие у несовершеннолетних места жительства); 3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. 4) совершившие общественно-опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 5) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность в случаях, если их личность не установлена.

Главные задачи Центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей - профилактика правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их противоправному поведению, коррекционная и воспитательно-реабилитационная работа на ранней стадии деформации личности подростков, предупреждение совершения ими повторных правонарушений.[20, 35-37c]

Деятельность ЦВИНП имеет три основных направления. Приоритетным является социальная реабилитация дезадаптированных в обществе детей и подростков. Реабилитационно-воспитательный процесс реализуется в условиях ЦВИНП через такие виды деятельности: общественно-познавательная; ценно-ориентировочная (правовая); духовно-нравственная; эстетическая; оздоровительно-гигиеническая. В нем участвуют специалисты различного профиля: педагоги, сотрудники ОВД, медицинские работники, психологи, наркологи, работники городских музеев. В силу сложности решения поставленных задач они сочетают в себе качества диагностов, консультантов и педагогов одновременно. Исходя из анализа состояния криминогенной обстановки в области по линии несовершеннолетних, с учетом определенного опыта и возможностей ЦВИНП по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетними проводится работа, направленная на: 1) раскрытие преступлений и правонарушений, совершенных подростками и при их участии; 2) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ); 3) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); 4) выявление фактов жестокого обращения с детьми (ст. 156 УК РФ); 5) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетних и принятие мер по их предупреждению; 6) содержание и последующее направление несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебные учреждения закрытого типа (СПШ, СПУ) во исполнение суда или постановления судьи.[3]

В период нахождения несовершеннолетних правонарушителей в Центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей с ними проводится медико-оздоровительная и воспитательно-реабилитационная работа, ход которой отражается в виде анкет, справок, заключений педагогов, других социальных и медицинских специалистов.

Очень остро стоят в городе вопросы прав детства. Большое количество несовершеннолетних нуждаются в социальной реабилитации.

Основные направления деятельности по охране прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения это:

- профилактика социального сиротства;

- выявление, учет и устройство детей, вытесненных по различным причинам из семейного окружения;

- защита личных, имущественных, жилищных интересов детей;

- осуществление контроля за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, устроенных в семьи, либо в образовательные

учреждения на полное государственное обеспечение;

- представление интересов несовершеннолетних в судебных органах, органах

прокуратуры, охраны общественного порядка, других учреждениях.

В образовательных учреждениях ежегодно разрабатывается и претворяется в жизнь комплекс мероприятий, направленных на предотвращение деградации и распада семей, пропаганду лучших семейных традиций. Необходимо продолжить взаимодействие со средствами массовой информации, чтобы наполнить эфир городского телевидения и полосы газет публикациями, отвечающими государственной задаче - профилактике социального сиротства. [17,322-323]

 

 

 

Глава 3.

Совершенствование организации работы с безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске.

3.1 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними.

Первым предложением по совершенствованию работы с несовершеннолетними будет являться создание при Подразделении по делам несовершеннолетних семейных (воспитательных) группы. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, необходимо провести обследование материально-бытовых условий, социально-психологического климата, экономического показателя и только после этого заключать контракт на определенный период времени. Подросток сможет в течение определенного периода времени посещать попечительскую семью, а затем, если его и семью все будет устраивать, останется жить в семье. Такие семьи следует брать под контроль всем ведомствам, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу. В семейной группе в качестве воспитателя в идеале можно предложить оформиться одного из родителей. В данной группе можно открыть группу поддержки, в которой родители дезадаптированных детей, наркоманов и употребляющих спиртные напитки смогут проконсультироваться, и открыто рассказать о проблемах своих детей, попросить помощи и просто выговориться. Для родителей, которые не желают открывать прилюдно свои проблемы можно предложить ввести анонимные группы поддержки.

Повышение воспитательной роли образовательных учреждений позволит предупредить и преодолеть девиантное поведение детей и подростков. В школах работают специально подготовленные педагоги, им вверяются дети и подростки для их обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Можно назвать пути повышения воспитательной роли образовательного учреждения: повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры; создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними; развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения. Нужно ввести в штат ПДН должность школьных инспекторов по делам несовершеннолетних, которые смогут контролировать их посещаемость, поведение, вести профилактические мероприятия и беседы с детьми, смогут повлиять на пресечение преступлений путем принятия своевременных мероприятий. Необходимо наладить преемственность между дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами по передаче информации о неблагополучных семьях для эффективной профилактической работы.[21,144-145c]

Создание социальной службы в школе для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур и для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям их родителям по защите их личностных прав и предупреждения их правонарушений.

Социальная служба сможет выполнять следующие функции: 1) выступать поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому ученику; 2) охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд; 3) создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; 4) оказывать помощь и поддержку нуждающимся ученикам; 5) налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать фактам психического насилия над личностью; 6) изучать общественное мнение в коллективе; 7) разрешать конфликтные ситуации между учащимися, учениками и родителями; 8) организовывать работу школьного телефона доверия; 9) способствовать здоровому образу жизни учеников путем просвещения и наглядной агитации.[16,475-477]

Вторым предложением является организация школьной психологической службы. Поскольку современная практика образования имеет достаточно одномерную ориентацию (психологическая диагностика и помощь в конкретном случае, с одной стороны, и анализ социальных условий и социально - педагогическая активация - с другой), постольку становиться необходимым, чтобы в работе школьной службы принимали бы участие не только психологи, но и инспектора Подразделений по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних, социальные работники. Только посредством взаимодействия специалистов данных профессиональных групп можно будет адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Школьная служба поможет в профессиональной ориентации, профессиональной подготовке ученикам. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация начинается очень поздно. Школьная служба призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.[15,440-442]

Третьим предложением - совершенствование эффективности деятельности по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи и получения ими обязательного общего образования. Разработать пакет учебных программ, планов и методических рекомендаций для педагогов и психологов образовательных учреждений для работы с учащимися и их семьями по формированию установок на здоровый образ жизни и предотвращение потребления психо-активных веществ. Нужно взять под контроль и организовать шефство ПДН над образовательными учреждениями. Необходимо принять дополнительные меры по пресечению распространения в образовательных учреждениях среди учащейся молодежи психоактивных веществ. Данное мероприятие позволит организовать интерес детей, что главным образом отразится на их позитивном отношении к учебе и окружающему миру.

Четвертым является предложением по вводу в программу школьного обучения курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» специального раздела, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием в течение всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения. Создать в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования систему профилактической службы (кабинетов медико-психологической консультации), целью работы которых будет гигиеническое образование и воспитание детей и подростков и их родителей, формирование навыков здорового образа жизни.

Значительное влияние на развитие и воспитание оказывают люди, которые непосредственно взаимодействуют с ними. Необходимо привлекать граждан к позитивному личному опыту преодоления жизненных трудностей с целью его передачи своим детям, родным, близким. Содействовать усилению причастности гражданского общества к защите прав и обеспечению законных интересов детей, формировать общественное мнение, направленное на поддержку профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Привлекать граждан к участию в раннем выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации несовершеннолетних. Необходимо открыть реабилитационный центр для несовершеннолетних при ПДН ОВД и расширить в социальных учреждениях сеть отделений дневного пребывания, целью чего послужит надзор за беспризорными детьми и правонарушителями, их времяпрепровождение в помещении, а не на улице. Социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом, обособленном пространстве, а в реальной среде, поэтому в реабилитационных центрах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, приняты истинные социальные установки. Центр должен быть привлекательным для социального окружения города, стать одним из социокультурных центров. Рекомендуется приобщать воспитанников к общественным, культурным мероприятиям, проводимым к социальном окружении, и, в свою очередь, приглашать взрослых и детей на праздники, спектакли, оказывать помощь одиноким и престарелым, демонстрировать высокую культуру земледелия на своих участках. Необходимо раздвинуть границы видимого и воспринимаемого детьми мира: проводить экскурсии в музеи, туристические походы, и встречи с интересными людьми, посещать театры. Все это поможет расширить кругозор детей, показать им жизнь, в корне отличную от той, которую они вели до попадания в реабилитационный центр.

Осуществление защитной, спасательной функции по отношению к детям, нуждающимся в экстренной помощи, требует от работников учреждения оперативности и настойчивости. Детям будет оказана психологическая, педагогическая поддержка, внимание и уход, реабилитационные тренинги, мероприятия против повторения ими преступлений, помощь в различных сферах проблем детей. Нужно улучшить меры по социальной реабилитации амнистированных несовершеннолетних и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, образования, оказать содействие в восстановлении семей, получении образования, трудоустройстве, обеспечении жильем.

В условиях адаптации в специализированном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифицированную помощь подростку, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельности. Социальная реабилитация в Центре непременно должна будет ориентирована на решение семейных проблем ребенка. Работа с конфликтными семьями будет основана на взаимодействии с психологами на уровне консультирования; работа с аморальными семьями должна будет вестись на уровне социального патронажа.

Необходимо принять меры по созданию автоматизированной системы социальной реабилитации несовершеннолетних. Разработать план действий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения на основе федеральных и региональных программ.

Можно предложить создать отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних является специализированным учреждением, которое следует открыть в системе социальных служб органов социальной защиты населения, приютах, социальных гостиницах, социально-реабилитационных центрах, в школах, в подразделениях по делам несовершеннолетних, при церкви. Основными задачами отделения дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет стать профилактика беспризорности и безнадзорности, организация досуга несовершеннолетних, оказание им психолого-педагогической помощи, социальный патронаж семей группы риска, составление социального паспорта, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание медицинской помощи, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, содействие органам попечительства в содействии устройства детей. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.

Информация о работе Совершенствование организации работы с безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске