Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа
Предметом выступает специфика оказания помощи безнадзорным детям на примере Подразделение по делам несовершеннолетних г. Ульяновска и ГУСО «СРЦН» «Алые паруса».
Актуальность выбранной темы обусловили рассмотрение следующих задач:
1) дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.
2) рассмотреть нормативно-правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.
3) раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы безнадзорности и беспризорности
как социальной проблемы. 5-12
1.1 Характеристика и причины появления детской
безнадзорности в России. 5-8
1.2 Нормативно-правовые основы социальной помощи
безнадзорным детям. 9-12
Глава 2. Деятельность специализированных учреждений для
безнадзорных и беспризорных детей. 13-22
2.1 Анализ работы специализированных учреждений
для безнадзорных детей в г. Ульяновске (на примере ГУСО «СРЦН»
«Алые паруса») 13-15
2.2. Основные направления и методы деятельности Подразделения
по делам несовершеннолетних города Ульяновска. 16-22
Глава 3. Совершенствование организации работы с
безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске. 23-35
3.1 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними. 23-31
3.2 Социальный эффект от предлагаемых мероприятий. 32-35
Заключение. 36-37
Список используемой литературы. 38-42
Федеральный закон « О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе дается определение детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.
С выходом данного федерального Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы; статья 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориетационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[4]
Федеральный Закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей.[6]
Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержке семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Согласно статье 9 Закона « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявить семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:
1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.[6]
Глава 2.
Деятельность специализированных учреждений для безнадзорных и беспризорных детей.
2.1 Анализ работы специализированных учреждений для безнадзорных детей в г. Ульяновске (на примере ГУСО «СРЦН» «Алые паруса»)
Центр создан в целях профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной, социально-психологической помощью.
В Центр принимаются несовершеннолетние дети от 3 до 18 лет.
Основные задачи Центра:
1. профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, указание помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.
2. выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних.
3. определение и предоставление конкретн6ых видов и форм медико-социальной, социально-правовой, психолого-педагогической помощи и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.
4. предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства.
5. создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным Законодательством, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Законодательного Собрания и Администрации Ульяновской области, а также Уставом учреждения.
Сам Центр:
- входит в систему социальной защиты населения, непосредственно подчиняется Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области и финансируется им;
- обладает самостоятельностью в выборе форм организации воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников;
- самостоятельно разрабатывает организационную схему управления, штатное расписание в пределах выделенных средств на оплату труда, должностные обязанности работников;
В соответствии со своими задачами Центр:
- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- участвует в реализации основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации;
- содействует в реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства;
- оказывает квалифицированную социально-психолого-
- осуществляет прием несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проводит доврачебный осмотр и организует медицинское обследование;
- всесторонне изучает личность детей, выявляет причины кризисной ситуации и существа конфликта;
- изучат особенности личностного развития и поведения несовершеннолетних;
- выполняет индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи, оздоровляет систему межличностных отношений несовершеннолетних, восстанавливает их социальный статус в коллективе сверстников, по месту учебы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
- содействует подросткам в профессиональной ориентации и получении образования;
- включает несовершеннолетних в разнообразные виды деятельности проводимые в Центре и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в Центре в семью, интернатные учреждения, на усыновление или в приемную семью;
- осуществляет различные формы социального патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после снятия их с обслуживания, опираясь на работников общеобразовательных учреждений, членов общественных объединений и благотворительных организаций.
2.2. Основные направления и методы деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних города Ульяновска.
В 1935г. система органов, осуществляющих ранее предупреждение преступлений и социально-правовую охрану несовершеннолетних, подверглась реорганизации, Постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935г. Главному управлению рабоче-крестьянской милиции было поручено усилить борьбу против хулиганства со стороны детей и подростков, организовать работу секций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью. Данным постановлением были ликвидированы созданные в 1918г. комиссии по делам несовершеннолетних и вся тяжесть по ликвидации беспризорности и безнадзорности, устройству несовершеннолетних ложилась на плечи милиции. Именно с этого момента и берет начало работа органов по делам несовершеннолетних.[10] [15, 430-431с]
Середина и конец 80-х г.г. - особый период в нашей истории, который потребовал необходимости перестройки работы инспекций по делам несовершеннолетних, объединения усилий всех подразделений органов внутренних дел, других заинтересованных ведомств и учреждений. Приказом МВД СССР № 180 от 18.08.1988г. "О мерах совершенствования деятельности ОВД по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних" утверждено Наставление по организации работы Инспекции по Делам Несовершеннолетних, которым расширены права и обязанности сотрудников ИДН, увеличено количество категорий несовершеннолетних правонарушителей, подлежащих постановке на учет, внесены другие изменения, положительно отразившиеся на дальнейшей деятельности ИДН. С 1 августа 1989г. на ИДН возлагается обязанность участия в раскрытии и раскрытии преступлений. [9]
В 1991г. был принят Закон "О милиции", которым предусмотрено разделение милиции на криминальную и местную. Инспекции по делам несовершеннолетних вошли в структуру местной милиции и стали называться подразделениями по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних.[7] ОПППН решали широкий круг задач по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии.
Приказом МВД РФ «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»,утверждена Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которая является нормативным актом, устанавливающим в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядок деятельности сотрудников по делам несовершеннолетних.[8]
На сегодняшний день организация деятельности ПДН по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних построена по принципу незамедлительного информирования следующих ведомств: 1) Орган прокуратуры - о нарушения прав и свобод несовершеннолетних. 2) Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3) Орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. 4) Орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении. 5) Орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 6) Орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ - интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях. 7) Орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.[8]
Подразделение по делам несовершеннолетних тесно взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Совместно с Комитетом по делам молодежи сотрудниками ПДН ведется работа по выпуску брошюр и буклетов, содержащих информацию и пропаганду здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Для несовершеннолетних организуются рабочие места. Сотрудниками ПДН было: выявлено и поставлено на учет, на конец 2010 года 75 подростков, в том числе 63 учащихся ,7 не учащихся и не работающих 5. снято с учета 63 подростков, из них 24 с исправлением, с 18-летием 13, с осуждением 8. исполнено 132 материала по преступлениям, из них отказано в возбуждении уголовного дела 127. проведено 152 рейда по проверке мест сбора несовершеннолетних.
В целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков проводится организация личных встреч и бесед руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используются возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В области предупреждения систематического употребления систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних инспектора периодически проводят рейды и операции по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а так же лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних. В результате таких рейдов выявляются несовершеннолетние, допускающие немедицинское употребление наркотических средств, возможного сбыта, приобретения и употребления; лица, вовлекающие несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ несовершеннолетних, организаторов и содержателей притонов.
Сотрудники ПДН обеспечивают своевременное выявление несовершеннолетних правонарушителей и родителей. Информация поступает о несовершеннолетних правонарушителях, родителях, отрицательно влияющих на детей. На каждое выявленное лицо составляется рапорт, постановка на учет с заведением учетно-профилактической карточки. Далее проводится индивидуальная работа и осуществляется контроль над несовершеннолетними и его родителями.
На основе данных четно-профилактических карточек инспекторы ПДН разрабатывают проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. В ходе проведения индивидуальной работы с несовершеннолетними выясняется их образ жизни, связи и намерения; разъясняются последствия совершения ими противоправных действий, выявляют и принимают меры пол устранению причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.