Совершенствование организации работы с безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предметом выступает специфика оказания помощи безнадзорным детям на примере Подразделение по делам несовершеннолетних г. Ульяновска и ГУСО «СРЦН» «Алые паруса».
Актуальность выбранной темы обусловили рассмотрение следующих задач:
1) дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.
2) рассмотреть нормативно-правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.
3) раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы безнадзорности и беспризорности
как социальной проблемы. 5-12
1.1 Характеристика и причины появления детской
безнадзорности в России. 5-8
1.2 Нормативно-правовые основы социальной помощи
безнадзорным детям. 9-12
Глава 2. Деятельность специализированных учреждений для
безнадзорных и беспризорных детей. 13-22
2.1 Анализ работы специализированных учреждений
для безнадзорных детей в г. Ульяновске (на примере ГУСО «СРЦН»
«Алые паруса») 13-15
2.2. Основные направления и методы деятельности Подразделения
по делам несовершеннолетних города Ульяновска. 16-22
Глава 3. Совершенствование организации работы с
безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске. 23-35
3.1 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними. 23-31
3.2 Социальный эффект от предлагаемых мероприятий. 32-35
Заключение. 36-37
Список используемой литературы. 38-42

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 199.00 Кб (Скачать)


Содержание.

Введение                                                                                                          3-4

Глава 1. Теоретические основы безнадзорности и беспризорности

как социальной проблемы.              5-12

1.1 Характеристика и причины появления детской

безнадзорности в России.              5-8

1.2 Нормативно-правовые основы социальной помощи

безнадзорным детям.              9-12

Глава 2. Деятельность специализированных учреждений для

безнадзорных и беспризорных детей.              13-22

2.1 Анализ работы специализированных учреждений

для безнадзорных детей в  г. Ульяновске (на примере ГУСО «СРЦН»

«Алые паруса»)              13-15

2.2. Основные направления и методы деятельности Подразделения

по делам несовершеннолетних города Ульяновска.              16-22

Глава 3. Совершенствование организации работы с

безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске.              23-35

3.1 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними.              23-31

3.2 Социальный эффект от предлагаемых мероприятий.              32-35

Заключение.              36-37

Список используемой литературы.              38-42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процессы трансформаций в России затронули все слои общества. Научные исследования, проводимые в социальной сфере, показывают почти кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, что, несомненно, сказывается и на детях, как наиболее уязвимой и легковосприимчивой категории населения.  Это приводит к нарушению их психического здоровья и дает толчок для развития социальной болезни, которой подвержены в большей степени дети – безнадзорность. Одной из важнейших причин увеличения безнадзорности в современных условиях является ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитание своих детей, увеличение числа разводов, что приводит к увеличению неполных семей.

На ряду с основными причинами увеличения безнадзорных детей можно выделить также дополнительные факторы детской безнадзорности, а именно: нарушение прав детей в области образования, здравоохранения, рост безработицы, что приводит к основной причине социальной болезни – ухудшение жизни семей.

Так же нужно сказать, что система образования России не направлена на социальную реабилитацию безнадзорных детей внутри учебного заведения, перекладывая ее на стационарные учреждения и органы внутренних дел. А это приводит к тому, что принимаемые меры по преодолению детской безнадзорности не эффективны.

Все эти факторы и приводят к развитию социальной болезни детей – детской безнадзорности.

В изучении проблемы детской безнадзорности место занимают исследования таких российских ученых, как Никитина С.М., Павловой В.В., Макаренко А.С., Зубкова В.И.

Несмотря на то, что проблема достаточно широко представлена в работах российских ученых, реабилитация безнадзорных детей остается недостаточно изученными.

При рассмотрении проблемы безнадзорности нужно выделять деятельность Подразделения по делам несовершеннолетних. Данная структура непосредственно занимается проблемой безнадзорности детей, но нельзя говорить о проводимой подразделением деятельности по реабилитации данной категории несовершеннолетних.  Из этого можно выделить цель работы – рассмотреть специфику оказания помощи безнадзорным и беспризорным на всех уровнях.

Объектом же – безнадзорные дети, с которыми ведется профилактическую работу в специализированных учреждениях г. Ульяновска.

Предметом выступает специфика оказания помощи безнадзорным детям на примере Подразделение по делам несовершеннолетних г. Ульяновска и ГУСО «СРЦН» «Алые паруса».

Актуальность выбранной темы обусловили рассмотрение следующих задач:

1) дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.

2) рассмотреть нормативно-правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.

3) раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.

4) Рассмотреть технологии социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних г.Ульяновска

5) дать практические рекомендации по улучшению деятельности и организации работы Подразделения по делам несовершеннолетних г. Ульяновска.

Гипотеза: работа учреждений социального обслуживания населения по социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков будет эффективнее, если будет проведено ряд совершенствований в деятельности организаций по социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных детей.

Глава 1.

Теоретические основы безнадзорности, как социальной проблемы.

1.1 Характеристика и причины появления детской безнадзорности в России.

 

Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

90-е годы ХХ века наложили серьезный отпечаток на жизнь российского общества, для того чтобы ориентироваться в той ситуации и иметь возможность поддерживать уровень жизни в норме, нужно было суметь приспособиться к новым экономическим и политическим условиям. Проблема детской безнадзорности стала особенно актуальной для России с конца 1990 годов в связи с кризисом государственности и децентрализацией управления экономической и социальной сферой. После распада СССР государство оказалось не способным удовлетворить все нужды и потребности населения. Многие люди вынуждены были работать большую часть времени, и на заботу о собственной семье уже не хватало сил и времени. Таким образом. Даже дети социально благополучных семей имели «шанс» оказаться безнадзорными. Для тех, кто не смог адаптироваться к изменениям в государстве и обществе, этот шанс возрос в несколько раз.[16, 576с]

Существует правовое определение Безнадзорности – это несовершеннолетней, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения родителей или законных представителей либо должностных лиц,[6] и Беспризорности - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.[4] По приблизительным подсчетам из 20 млн. российских детей более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.

Существует ряд причин, способствующих росту беспризорности и безнадзорности. Значительно сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры. Самой важной причиной безнадзорности является кризис семьи: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, открытая и скрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, реклама алкоголесодержащих напитков. Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации.[11,93-95]

1.      Ухудшение уровня жизни российских семей.

Из опроса проводимого в конце 2009 года из ста человек опрошенных только 40% могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но которым  затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, и 12% опрошенных денег не хватает даже на продукты питания, и на вещи первой необходимости. Из этих данных можно сделать вывод, что большинство российских граждан не могут отнести себя даже к среднему классу, в то время как в странах Европы средний класс является основным. Как следствие многие молодые семьи не в состоянии иметь детей из-за материального недостатка, а те, кто уже имеют ребенка, не могут обеспечить ему нормальное развитие. Но под ухудшением уровня жизни российских семей нельзя понимать только материальный недостаток, нужно учитывать то, что в современных условиях российские семьи очень редко уделяют внимание культурной жизни ребенка, что не способствует нормальному культурному развитию детей.[12,256c]

Неблагополучие в семье является самым главным фактором появления безнадзорности. Эту проблему можно объединить в несколько факторов:

- физическое насилие.

Многим известно, что если родители сами в детстве подвергались физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.

- отсутствие заботы.

Здесь имеет место сказать о том, что в силу своей занятости многие родители не в состоянии после рабочего дня оказывать свои детям должного внимания. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Чаще всего дети страдают в недостатке эмоционального внимания.

- сексуальное насилие.

Сексуальное насилие всегда сопряжено с физическим и психологическим насилием. Поэтому травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего психологического развития ребенка. В следствии чего несовершеннолетний осуществляет побег из дома, может выражаться в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в суицидальных попытках, в глубоких личностных изменениях.

2.      Разрушение нравственных ценностей.

В современном мире, где происходит перераспределение ценностей, дети являются основным звеном этой трансформации. Негативное влияние на социализацию детей оказывают средства массовой информации, в которой ведется открытая и закрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, насилия, преступности, наркомании, алкогольной продукции.[13,105-107с]

3. Неэффективная работа образовательных учреждений по работе с безнадзорными детьми

Неэффективная работа образовательных работ заключается в том, что система образования России не направлена на работу с безнадзорными детьми, и поэтому педагоги, столкнувшиеся с проблемой не знают и не могут помочь ребенку с его ситуацией. Часто встречается такой феномен, как отказ школы от дезадаптивных детей. Свертываются внеклассные работы в образовательных учреждениях, исчезают детские общественные организации в связи с недостаточностью государственного бюджета, а если они и появляются, то посещение таких организации многим родителям не по карману.  В следствии этого дети предоставляются сами себе, они забрасывают учебу, отдают свободное время улице, ненадежным компаниям таких же детей.[14,215-218с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовые основы социальной помощи безнадзорным детям.

В российской федерации сегодня достаточно обширное количество нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безнадзорности детей.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, в статье 38 говорит, что Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.[1]

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации[2], который вступил в силу с 1 марта 1996. В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

24 июля 1998 года в России был принят Федеральный Закон «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации социальной реабилитации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, вводит понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье 4 Федерального Закона указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей. Защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В целях защиты прав таких детей создаются социальные службы для детей, которые разрабатывают индивидуальную программу ребенка.[5]

Информация о работе Совершенствование организации работы с безнадзорными и беспризорными детьми в г. Ульяновске