Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа
Развитие рынка и рыночных отношений, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.
Введение……………………………………………………..………………………3
Глава 1 Основные аспекты инновационной деятельности……………..…5
1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……………5
1.2 Основные методы внедрения инноваций на предприятии…………...…10
1.3 Общая модель внедрения инноваций……………...…………...…………16
Глава 2 Практика внедрения инноваций на ведущих германских компаниях……...........................................................................................................20
2.1 Компания Siemens……...…………………………………………………..20
2.2 Компания Boehringer……………………………………………………….21
2.3 Концерн EADS и его дочерняя компания Airbus………………………...22
Глава 3 Практические рекомендации для внедрения инноваций на предприятии……………………………………………………………..…………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………...…..31
Приложения.………….…………………….………………………………………33
Сравнение
методов внедрения инноваций представлено
в Приложении А.
1.3 Общая модель внедрения
инноваций
Для создания общей модели, нам необходимо обобщить и структурировать всю вышеизложенную информацию и выделить основные этапы внедрения инноваций и особенности этих этапов.
Итак, после того как мы определим необходимость внедрения инноваций, нам нужно, для начала оценить свое положение, выявить сильные и слабые стороны. То есть необходимо понять, что именно нужно усовершенствовать, модернизировать, а что можно оставить на том же уровне. Это необходимо для того, чтобы знать в каком направлении вести инновационную деятельность.
Следующим этапом является постановка цели. Этот этап самый важный, так как именно от него будет зависеть дальнейшая разработка инновационной деятельности предприятия. Постановка цели будет напрямую зависеть от того, в каком положении находится предприятие в данный момент. Так, например, если в настоящее время, наша организация находится в кризисной ситуации, то логично предположить, что ее целью будет выход из этого положения и восстановление своей конкурентоспособности22.
Для достижения цели нам нужно поставить определенные задачи, которые необходимо выполнить. Задачи, в свою очередь, напрямую зависят от направления, в котором будет проводиться работа23.
Таким образом, следующим этапом будет выбор направления. Выбор направления зависит прежде всего от структуры предприятия и от того каких целей оно стремится достичь. Направления могут касаться выпуска совершенно новой продукции, технического перевооружения производства или ускорения развития перспективных отраслей производства.
Необходимо так же оценить потенциал предприятия и все возможности, которые можно осуществить. На основе оценки потенциала выбирается стратегия.
В тоже время нельзя ни в коем случае забывать о подготовке персонала к внедрению инноваций, так как это является немаловажным аспектом. Люди – это основной ресурс любого предприятия. Именно поэтому подготовке персонала необходимо уделить первостепенное значение, на мой взгляд.
Так
же, по моему мнению, целесообразнее
проводить комплексное
Если же сравнивать методы, которые представлены в пункте 1.2, то, на мой взгляд, самым продуктивным будет метод Управление сопротивлением. Во-первых, при применении этого метода внедрение инноваций проводится с достаточной скоростью, что, как мне кажется, является залогом успеха. Предприятие вовремя реагирует на внешние условия и быстро проводит изменения. Так же, большим преимуществом этого метода является его гибкость, то есть при каких-либо изменениях, можно легко перестроиться и приблизиться либо к принудительному методу, либо к адаптивному, что сильно уменьшает риск24.
Еще одним условием, которое является залогом успеха, является открытость предприятия и привлечение различных зарубежных экспертов той или иной области. На предприятии не всегда есть достаточное количество специалистов должной квалификации, способных эффективно оценить положение предприятия и разработать стратегию. Так, привлечение специалистов «со стороны» позволит выбрать более подходящий способ проведения изменений и четко определить область, нуждающуюся в модернизации.
Для того чтобы поддерживать постоянное развитие предприятия и возможность проведения изменений, необходимо так же постоянно инвестировать эти процессы. Без инвестирования предприятие не сможет провести эффективную инновационную деятельность и соответственно, повысить уровень своей конкурентоспособности.
Для успешного внедрения инновации и общего функционирования предприятия немаловажное значение имеет гибкость предприятия, способность быстро изменять направление своей деятельности в соответствии со спросом на рынке товаров и услуг.
Таким
образом, мы составили общую методику
внедрения инноваций. На мой взгляд, при
соблюдении всех перечисленных условий,
любое предприятие сможет успешно проводить
инвестиционную политику и добиваться
высоких результатов.
Глава 2 Практика внедрения инноваций на ведущих германских компаниях
2.1
Компания Siemens
Компания Siemens в меньшей степени полагается на собственные силы и все чаше привлекает зарубежных специалистов, экспертов. Именно это помогает данной компании поддерживать конкурентоспособность и сохранять высокий уровень. Под этот подход подведена теоретическая база. Сегодня спрос предъявляется на участие в международных проектах и социальные способности. В сфере исследований и разработок в компании Siemens работают более 30 тыс. сотрудников.
Разработана концепция «открытых инноваций», когда активно исследовательские задачи больше не решаются внутри фирмы. Наоборот, такие компании как Siemens, могли бы ставить конкретные исследовательские задачи на специальной научной платформе в Интернете, и любой мог бы попытаться их разрешить. Такой опыт был использован при разработке автоматизации почтовых отделений.
Компания Siemens, начиная свою инновационную деятельность, четко определила направление своей деятельности и определила цель. В центре внимания компании Siemens технологии, связанные с охраной окружающей среды. Компания Siemens намерена стать «зеленым инфраструктурным гигантом». Предположительно, в текущем финансовом году подобная продукция (oт электростанций на солнечной энергии до энергоэффективных компьютерных томографов) составит около трети общей выручки фирмы - до 25 млрд. евро. Тем самым компания Siemens обойдет своего основного конкурента - компанию General Electric.
Большое внимание компания так же отводит инвестиционной политике. Чтобы удержаться в мировых лидерах, компания Siemens ежегодно инвестирует свыше 1 млрд. евро в исследования в области охраны окружающей среды. При этом компания Siemens не останавливается перед тем, чтобы перекупить интеллектуальный потенциал конкурентов. Так, в Дании был «приобретен» один из пионеров в области ветряной энергетики. X. Штиздаль, который разработал ветряк, способный обходиться без сложных технических приспособлений, существенно меньше весит и легче в сборке и ремонте. Компания Siemens, несмотря на кризис, не снижает расходы на науку и инновации.
Компания Siemens проводит исследования по всему миру. С ним сотрудничают более 600 вузов из 70 стран, причем традиционно концерн тесно связан с элитными университетами. Особо прочный союз существует с Технологическим институтом штата Массачусетс (США) и университетом Тонджи (Китай). Компания Siemens инвестирует в различные проекты с вузами свыше 40 млн. евро, ежегодно заключая почти тысячу новых договоров.
Однако
компания несет некоторые убытки
из-за своей нерасторопности, медленного
реагирования на изменение потребительских
настроений, как, например, в случае с производством
мобильных телефонов. Это тормозит
ее развитие и мешает эффективности ее
деятельности. Так же, это снижает ее
конкурентоспособность и не дает компании
подняться на новый, более высокий
уровень.
2.2 Компания
Boehringer
Несмотря на то, что выпуск на рынок нового лекарства - процесс длительный, компании Boehringer это удается делать регулярно. В настоящее время она проводит клинические испытания двух новых лекарственных средств - против рака и против диабета. Если будут получены позитивные результаты, компания Boehringer может в 2011 г. открыть для себя два новых поля, на которых она пока еще активно не выступала. Таким образом, успешная инновационная деятельность может принести компании неплохие результаты, включая выход компании на новый, более высокий уровень.
Сильной стороной инновационной деятельности компании Boehringer можно, на мой взгляд, отнести идеологию компании. Ценности создаются в результате инноваций.
Так же компания является очень гибкой и легко меняет направления своей деятельности, поддерживая слабые стороны и укрепляя сильные. Вначале компания Boehringer работала в области терапии сердечных заболевании и астмы, а позже расширила свое внимание на диабет и противораковые исследования.
И
еще одной сильной стороной компании
в области инновационной
Однако
в компании не редко возникают
проблемы в связи с недостатком
финансирования и, как следствие
малых инвестиций в инновационную
деятельность. В то же время, компания
не учитывает потребностей рынка и
выпускает лекарства против относительно
редких заболеваний, что ведет к экономическим
потерям.
2.3
Концерн EADS и его дочерняя
компания Airbus
Данная компания достигла огромных успехов и завоевала уважение у своих конкурентов. В результате своей успешной инновационной деятельности компания активно развивается и смело шагает вперед.
Эксперты компании успешно оценивают спрос на рынке своей продукции, по данным исследований, в следующие 10-15 лет ожидается удвоения доходов авиаперевозчиков. Поэтому крупнейший в Европе авиакосмический концерн EADS смотрит в будущее с оптимизмом: он имеет заказов уже более чем на 400 млрд. евро, в сферу НИОКР вкладывают огромные собственные средства - 2.8 млрд. евро только в прошлом году. Концерн EADS обладает 29 тыс. патентов, ежегодно увеличивая их количество примерно на одну тысячу.
Палитра исследований в концерне EADS так же широка, как и его продукты: гражданские самолеты, вертолеты, космические спутники и ракеты, проекты в сфере вооружений: истребитель Eurofighter, военно-транспортный самолет А400М, радарные системы, защищенные от подслушивания коммуникационные системы для полиции и пожарной службы. В лабораториях инженеры работают над вопросами аэродинамики двигателей, программного обеспечения, телеметрии, новых материалов. Все это говорит о гибкости структуры компании и уменьшение риска от проблем, которые могут возникнуть в ходе проведения инновационной политики.
Компания Airbus - важнейшая дочерняя компания концерна EADS. Углеродное волокно (Kohle- faser) - так называется материал будущего, который должен заменить алюминий и сталь в самолетостроении, сделав самолеты легче и с лучшими потребительскими свойствами. Компания Airbus предложила модель A-350XWB, изготовленную из этого материала: A-350XWB с использованием новейших компонентов должен взлететь менее чем через два года. В гражданской авиации уверены в новом аэробусе настолько, что даже еще до первого его полета было заказано почти 500 самолетов, сделанных из углеродного волокна, по цене почти 200 млн. евро за один самолет. Это говорит об очень хорошей репутации компании и о доверии потребителей. В связи с этим компания Airbus может не опасаться каких-либо проблем, так как в любой кризисной ситуации компания может опираться на финансовую поддержку государства и своих партнеров, что в свою очередь является залогом успешной деятельности в сфере инноваций.
При строительстве этого самолета для дальних авиалиний компания Airbus и концерн EADS применили новые организационные методы. Так, впервые 50% корпуса производится внешними партнерами.
В будущем концерн EADS планирует разделение труда не только в производстве, но и на стадии проектирования и исследований. В Сингапуре, Москве и Бангалоре концерн EADS построил свои научно-исследовательские центры, на очереди такой же центр в США. В традиционных авиагигантах - США и России концерн EADS ищет себе ресурсы, и прежде всего кадры (свою потребность в специалистах концерн уже не может удовлетворить в Германии и Франции)25.
Таким образом, можно сделать вывод, что концерн EADS и его дочерняя компания Airbus являются самыми успешными из всех трех рассмотренных мною компаний.
Об этом говорит уровень компании, ее развитие и место, которое она занимает среди своих конкурентов. А так же, деятельность этой компании сочетает в себе все необходимые аспекты, изложенные мною в пункте 1.3.
Глава 3
Практические рекомендации
для внедрения
инноваций на предприятии
Мы рассмотрели несколько компаний и оценили их деятельность в инновационной политике. В связи с проведенным анализом выявились существенные недостатки на некоторых из них. Однако в общей сложности можно сказать, что германские компании стремятся быстрее обновлять ассортимент своей продукции, не забывая при этом, разумеется, о традиционно высоком немецком качестве. Чтобы рождались и удавались инновации, важно создать нужную атмосферу в компании: социально-трудовую, социально-психологическую и даже эргономическую.
Информация о работе Проблема внедрения инноваций на предприятии (на примере германских компаний)