Проблема внедрения инноваций на предприятии (на примере германских компаний)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рынка и рыночных отношений, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………..………………………3

Глава 1 Основные аспекты инновационной деятельности……………..…5

1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности……………5

1.2 Основные методы внедрения инноваций на предприятии…………...…10

1.3 Общая модель внедрения инноваций……………...…………...…………16

Глава 2 Практика внедрения инноваций на ведущих германских компаниях……...........................................................................................................20

2.1 Компания Siemens……...…………………………………………………..20

2.2 Компания Boehringer……………………………………………………….21

2.3 Концерн EADS и его дочерняя компания Airbus………………………...22

Глава 3 Практические рекомендации для внедрения инноваций на предприятии……………………………………………………………..…………25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………...…..31

Приложения.………….…………………….………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по С и ПУ. Инновации.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

    Развернутое определение инновационной деятельности включает два основных аспекта:

    1. во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;
    2. во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.

    Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности11.

    Под инновационной деятельностью в  процессах разработки, освоения и  реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке12.

    Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной  деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента. 

1.2 Основные методы внедрения инноваций на предприятии 

    Мы  живем в изменчивом мире. При этом динамика изменений различна, зависит  от географии, экономического благополучия, правовой сферы, общественных отношений, климата и еще массы других переменных, не зависящих или зависящих от людей. Организация также изменяется: растет или сокращается, движется к благополучию или идет вразнос. Именно поэтому одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами: 1) медленные эволюционные изменения; 2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения13.

    В результате внедрения новой техники  и технологии в деятельность предприятия, повышается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенствуются средства, методы и организация производства. Внедрение нововведений осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

    1. освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;
    2. внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента и материалов;
    3. использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;
    4. совершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством14.

         Задачи комплексного совершенствования  техники и организации производства  напрямую увязываются с потребностями  рынка. В первую очередь определяется  продукция, которую предприятию  следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться15.

         Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению новшеств включает:

    1. проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
    2. подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
    3. разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
    4. проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
    5. разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
    6. исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
    7. подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала;
    8. проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
    9. организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

         Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику  предприятия. Цель подобной политики заключается в предоставлении предприятию  существенных преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличение рентабельности производства и сбыта16.

         Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

    1. интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
    2. материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
    3. финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
    4. кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения процедур нововведений; опыт управления проектами);
    5. инфраструктурные (собственные подразделения, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
    6. иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности17.

         От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как меру готовности выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство18.

         Нововведения в сфере материального  производства тесно связаны с  инвестициями. Освоение и выпуск  новых изделий, применение новой  техники и технологии становятся  реальными лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиции, условно делятся на предприятиях по следующим направлениям:

    1. освоение и выпуск новой продукции (в данном случае почти всегда вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство);
    2. техническое перевооружение (форма обновления производственного аппарата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями);
    3. расширение производства (предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков);
    4. реконструкция (мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений);
    5. новое строительство (целесообразно только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры).

         При внедрении новых товаров или новой технологии предприятия подвергаются высокому риску. Уровень риска значительно варьируется и находится в прямой зависимости от степени новизны продукта или технологии. Не секрет, что чем выше новизна, тем выше неопределенность того, как продукт будет воспринят рынком. Существуют различные подходы к классифицированию и выявлению разнохарактерных неопределенностей, которые воздействуют на эффективность инновационного процесса, в том числе: научно-технические, маркетинговые, финансовые, юридические, экологические и другие риски. Основными неудачами с выведением новых изделий на рынок принято считать:

    1. недостаточный анализ внешних факторов среды функционирования предприятия, перспектив развития рынка и поведения конкурентов;
    2. недостаточный анализ внутренних инновационных, производственных, финансовых и других возможностей;
    3. неэффективный маркетинг и недостаточная (или непрофессиональная) поддержка нового товара при выведении его на рынок19.

         При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инновации на рынок можно сделать вывод о том, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности.

         Необходимость комплексного подхода  к созданию и внедрению новой техники, технологии и организации производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым понятие «внедрение новой техники» расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач20.

    Существует  несколько методов, которые применяются  при внедрении инноваций:

    1. Принудительный метод. Предусматривает использование силы для преодоления сопротивления со стороны персонала. Это дорогостоящий и нежелательный процесс в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического планирования. Используется в условиях резкого дефицита времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не требуется.
    2. Метод адаптивных отклонений. В рамках этого подхода стратегические изменения происходят путем постепенных незначительных перемен в течение длительного периода. Процессом руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная группа. В любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое все же будет. Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве. Данный метод полезен при таком состоянии внешней среды, когда опасность или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен.
    3. Управление кризисной ситуацией.  Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее совершенствованию и она оказалась в жестоких рамках, ограниченных временем.
    4. Управление сопротивлением. Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то этот метод промежуточный и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности — у адаптивному методу осуществления изменений21.

Информация о работе Проблема внедрения инноваций на предприятии (на примере германских компаний)