Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:22, реферат
Подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.
Особенности взросления.
Формирование сексуальности
и ее проявления в
подростковом возрасте
Подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.
Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя "маленьким" и "несамостоятельным". При этом, в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя как взрослый, он не готов к "взрослой" ответственности и избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Главная особенность подросткового периода - открытие внутреннего "Я", осознание собственной индивидуальности и ее свойств.
Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности действительно стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому. Но ведь ребенок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, тем не менее это не вызывало у него такой сильной тяги к самопознанию. У подростков это происходит именно в силу того, что физическое созревание является одним из признаком взросления. На это обращают внимание не только он сам, но и окружающие его взрослые и сверстники.
Подростковое "Я" еще неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения - потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
С другой стороны, повышается потребность в уединении и обособлении, которое чаще всего проявляется в отдалении от взрослых. Но в этот период оно начинает действовать и в отношении сверстников. Уединение помогает подростку разобраться в себе, лучше понять самого себя. В возрасте 13-15 лет многие подростки озабочены тем, что о них думают другие, они становятся значительно более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам и т. д. В подростковый период они чаще, чем когда бы то ни было, проявляют тревожную мнительность по поводу своей внешности или строения тела (так называемый синдром дисмор-фофобия).
Внешность для подростка - важнейшая сторона жизни. С возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается в силу того. что человек привыкает к своему облику. На первый план выступают теперь другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества. Именно от них будет в дальнейшем зависеть успешность взаимоотношений с окружающими.
Не менее сложным,
чем осознание своей
Иное дело подросток. Прежде всего, с возрастом скорость течения времени субъективно ускоряется. Развитие временных представлений тесно связано с изменением жизненной перспективы. Для подростка становится важным появление жизненного плана; формируется установка на сознательное построение собственной жизни, возрастает потребность в достижении конкретных результатов.
Усложнение мыслительных функций в подростковом возрасте оказывает влияние на все стороны жизни подростка. Склонность к теоретизированию становится в известном смысле возрастной особенностью. Подростком создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Освоение логического мышления неизбежно рождает своеобразное экспериментирование, игру в понятия, формулы. Помещая весь окружающий мир в свои универсальные теории, подросток ведет себя так, как если бы мир подчинялся его системам, а не системы - реальности.
Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее - эти задачи приходится решать подростку прежде, чем он войдет во взрослую жизнь.
Половое созревание, то есть комплекс психических и физических изменений, происходящих у подростков, в том числе появление первой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика, является очень важным моментом в жизни каждого человека и должно восприниматься как позитивное событие. Оно означает следующий шаг в развитии подростка, а не начало, как это считается во многих семьях, "головной боли" и "вечного беспокойства", особенно, когда речь идет о девочке.
Долгое время беседы о половом воспитании были запретными. Считалось, что они способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Наоборот, было выявлено, что молодежь, получившая информацию в этой области, обычно осознанно начинает половую жизнь в более поздние сроки, она лучше подготовлена к ситуациям риска.
Сексуальность - это живая сила личности, средство выражения привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определенному полу. Сексуальность является естественной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Проявления сексуальности разнообразны, обусловлены физиологическими и анатомическими различиями мужчины и женщины, их гормональными особенностями, половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни (дружба, любовь, зачатие и рождение детей, взаимоотношения в семье и др.).
Для того чтобы сформировать
объективное и наиболее полное представление
о человеческой сексуальности, необходимо
рассмотреть различные ее аспекты:
как биологические, так и социально-
Биологический аспект выражен прежде всего в раздельнополости человека. Само по себе понятие "пол" (мужской или женский) слагается из многих взаимосвязанных биологических и социально-психологических компонентов.
Биологическая дифференцировка пола зависит от набора половых хромосом. В определении пола ребенка ведущую роль играют две половые хромосомы - Х и У. Мужские половые клетки (сперматозоиды) могут содержать или Х-хромосому, или У-хромосому. Женские половые клетки (яйцеклетки) содержат только Х-хромосому, т. е. за пол ребенка "отвечает" мужчина, а не женщина. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, образуется набор хромосом XX и формируется женский пол. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим У-хромосому, образуется набор хромосом ХУ и формируется мужской пол.
Действие половых
желез формирует
Пол, фиксируемый при рождении, - гражданский пол. В течение 9 месяцев, предшествующих рождению, эмбрион подвержен сложнейшим преобразованиям. На свет в большинстве случаев появляется нормальный здоровый ребенок. Считается, что с этого момента важную роль в формировании индивидуального сексуального развития начинают играть психологические, социальные и культурные факторы.
С момента определения гражданского пола начинает формироваться пол воспитания. Поведение мальчиков и девочек в младенчестве очень схоже. Традиционно почти у всех народов подчеркивается принадлежность маленького ребенка к мужскому или женскому полу, например цветом одежды (розовый - голубой), украшениями, игрушками (машинки - куклы), прической и др.
Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика. Половое самосознание - это представление о себе как о человеке определенного пола. Моментом, запускающим половое самосознание, является простое приписывание ребенка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь на элементарном подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребенок начинает осваивать половую роль. Осознание собственной половой принадлежности в полной мере развивается к 3-6 годам, в процессе того, как ребенок осознает себя личностью. У детей 2-4 лет проявляется так называемое половое любопытство, ведущее к стремлению разглядывать и ощущать свои половые органы. Признаками половой принадлежности в этом возрасте являются лишь особенности строения наружных половых органов.
В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем. и имеет при этом конкретную цель.
Сексуальность подростка
носит дисгармоничный характер. Между
его эмоционально-
В начале полового созревания
у подростков формируются своеобразные
отношения, которые можно определить
как платоническую
С развитием полового самосознания тесно связано и формирование либидо. Либидо - это стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования.
Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго "рыцаря". Значение этой стадии в формировании либидо - в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами.
Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.
Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков - в частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации. Физиологической основой этого явления считается усиление секреции андрогенов, уровень которых у 18-летнего юноши в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика. Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая - это экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая - то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием.
Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков.
Период полового
созревания характеризуется постепенным
развитием вторичных половых
признаков и завершается