Особенности взросления. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:22, реферат

Краткое описание

Подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.

Файлы: 1 файл

Особенности взросления.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

В современном обществе половое чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в  то время как официальный брачный  возраст наступает лишь через  несколько лет, а семья создается  еще позже. Именно поэтому довольно часто в юношеском возрасте подростки прибегают к мастурбации (онанизму). Мастурбация - искусственное раздражение эрогенных зон (чаще половых органов) с целью получения полового удовлетворения. Мастурбация - естественное проявление развивающейся сексуальности в юношеском возрасте, которая требует выхода и в этот период обычно носит характер саморегуляции половой функции. Задача взрослых состоит в том, чтобы объяснить это подросткам и убедить их переключиться на физические нагрузки, чтобы мастурбация не превратилась в навязчивую идею, вредно влияющую на самочувствие подростка.       

Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений  в семье и с окружающими  людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей; для других - это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь - это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак - не устаревшие понятия. Ранние контакты - это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам - болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов.       

Если молодая девушка  или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать "нет". Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Прежде чем начать половую жизнь, молодой человек или девушка должны подумать и о себе, и о своем партнере. Начало половой жизни - ответственный шаг в жизни каждого человека.        

Как уже отмечалось выше, девочки созревают раньше, чем мальчики, но половую жизнь  они начинают позже. Сегодня этот разрыв сократился. Изменилась установка  обоих полов относительно допустимости добрачных связей. Сегодня существует явное различие между "идеальным" и "фактическим" возможным вступлением в добрачные связи. Опрос подростков показал: многие находят добрачные сексуальные связи неприемлемыми, а кто-то, наоборот, считает их нормальными. Одни подростки кидаются в любовный омут, не задумываясь ни на минуту, другие нуждаются во времени, чтобы все обдумать, третьи будут месяцами узнавать потенциального партнера. В каком возрасте можно начинать половую жизнь? Переход к сексуальным отношениям является очень серьезным шагом, поэтому крайне важно, чтобы оба чувствовали себя готовыми к этому. Когда речь заходит о сексе, легко сказать "да". Но требуется много сил и мужества, чтобы сказать "нет". И задача взрослых - объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений - это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за свое поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо все тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.       

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей. Бывают родители, которые с наступлением половой зрелости у детей резко меняют свое отношение к ним. Отцы перестают обнимать, целовать сына или дочь, как это случалось раньше. Такое изменившееся и уже несвободное поведение отца, когда дочь "уже женщина", сын "уже мужчина", может вызвать растерянность и тоску у подростка и даже стать причиной неприятия им своего взросления.        

Девочкам-подросткам родители очень часто запрещают  прогулки, особенно, если те выходят  в компании юношей. В них живет  постоянный страх, что их дочка "может  быть обманутой", "может забеременеть"... Многие родители не умеют разговаривать со своими взрослеющими детьми на "животрепещущие" темы, не знают, как предупредить о возможных рискованных ситуациях, в которые они могут попасть. Их обуревают сомнения: как рассказать о многочисленных "подводных рифах", ожидающих сына или дочь во взрослой жизни, как помочь разобраться в чувствах, которые обуревают подростка, и справиться с ними. Между родителями и подростками часто происходят серьезные конфликты и ссоры, которые иногда следует рассматривать как нормальный процесс утверждения независимости молодых людей.       

Тем не менее, несмотря на конфликты, родители должны стараться  сохранять душевную близость с детьми, своей твердостью и пониманием поддерживать у подростка чувство уверенности  в себе. Молодым людям необходимо чувствовать, что у них есть кто-то, кто им открывает новые горизонты, кто может быть требовательным и в то же время понимать их сомнения. И хотя известно, что подростки довольно откровенны друг с другом, охотно обсуждают разные проблемы, они все равно нуждаются в дополнительном диалоге со взрослыми, особенно с родителями, у которых свой взгляд на мир, продиктованный жизненным опытом, которого так не хватает молодым.        

Часто возникает  вопрос, с какого момента следует  начинать половое воспитание. Воспитание - это процесс, который начинается с рождения, и половое воспитание как составная часть этого процесса должно начинаться с того же момента. Желательно, чтобы родители говорили между собой о том, какими были их детство и юность, как они переживали проблемы сексуальности, как они встретились и почему решили создать семью. Подобные воспоминания родителей очень важны для воспитания их детей. На вопросы ребенка следует отвечать по мере их возникновения, при этом ответы должны учитывать его возраст. Не надо забывать о том, что эта информация, как и любая другая, должна прийти к детям своевременно и в доступной форме. Ребенок, а позднее молодой человек или девушка, должны чувствовать, что рядом с ними находятся взрослые (родители, учителя), которым они доверяют.       

В современном обществе дети часто становятся жертвами сексуальной агрессии. Серьезность данного вопроса диктует необходимость предостеречь детей, рассказать об опасностях, которым они могут подвергнуться. Так, их следует предупредить о существовании "больных" молодых и взрослых людей, могущих причинить детям и подросткам зло, вред. Родители и учителя должны объяснить детям и подросткам, что нельзя принимать подарки от незнакомых людей или принимать их предложения покататься на машине, посетить квартиру и др. Их необходимо научить понимать истинные намерения окружающих, говорить "нет" в определенных обстоятельствах. Очень важно, чтобы у детей было желание рассказать взрослым о ситуациях, которых они боятся или которые уже произошли.       

Разговор о сексуальности всегда следует ассоциировать с понятиями любви, нежности, благополучия и положительных эмоций. Это своего рода контрвоспитание, поскольку в нашем обществе интимные отношения между мужчиной и женщиной до сих пор многие считают чем-то греховным и грязным. Речь идет о том, что у подростков надо формировать положительное отношение к собственной сексуальности, любовь к себе, самоуважение, позитивное отношение к здоровому образу жизни. Воспитание в семье, школе, обществе, влияние близких на детей и подростков очень важны для психополового развития личности. Сексуальность как составляющая жизни каждого человека должна рассматриваться в позитивном ключе с подчеркиванием качественных аспектов общения, ответственности, нежности, эмоционального подъема и радости, которые приносит подлинное чувство любви.       

В ходе истории в  любом обществе сексуальное поведение  всегда было предметом пристального внимания и определенного контроля. Так называемая абсолютная свобода  приводит лишь к социальному хаосу  и сильно угрожает дееспособности любой социальной системы. Даже на ранних ступенях исторического развития отношения полов, в частности их сексуальное поведение, строго нормировались. Они были прочно закреплены обычаями, традициями, религиями, затем законом, понимались как само собой разумеющееся, главным образом как порядок, данный природой или богом. Сексуальное поведение и совместная жизнь полов относились к областям, которые во многих первобытных обществах категорически табуировались. Отклонения от общепринятых в племени обычаев и норм зачастую строго карались. Однако то, что допускалось и запрещалось, что было "нравственным" и "безнравственным", у отдельных племен и народов было весьма различным.       

"Очеловечение" полового инстинкта, о чем много  писали в конце XIX- начале XX века, означает не что иное как его подчинение определенным социальным нормам. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура всегда оставляет место для индивидуальных или ситуативных вариаций. Одни поступки регламентируются, оцениваются как "хорошие" или "плохие", "правильные" или "неправильные", другие целиком предоставляются индивидуальному усмотрению, причем размер и содержание таких "допусков" существенно варьируют в разных обществах.       

В обществе существуют два понятия - эротика и порнография, так или иначе связанные с понятиями сексуальности. Эти понятия очень сложно разграничить, хотя граница есть и подростки должны об этом знать.       

Как показывают специальные  исследования, эротические сны, мечты, фантазии - неотъемлемый аспект человеческой сексуальности. Они не только могут  замещать непосредственно половую  жизнь или восполнять ее дефицит, как считал 3. Фрейд, но и постоянно  сопутствуют ей. Люди, ведущие более активную половую жизнь, отличаются и более интенсивным эротическим воображением, которое подкрепляет, стимулирует и разнообразит их реальный опыт. Для людей, воспитанных в духе запретов, слова "эротика" и "эротизм" звучат как бранные выражения, обозначающие нечто "животное" и низменное. Считается, что животные как раз не знают эротики. Способность не только реагировать на эротические знаки и обряды, но и создавать их, воплощая свою фантазию, - исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен. У подростка могут быть выраженные эрекции, но они не имеют для него эротического значения до тех пор, пока ему кто-либо это не объяснит или он сам не поймет, глядя на других. Знание о своей сексуальности и половых реакциях - необходимая предпосылка сознательного управления и самоконтроля.        

Эротическое воображение - нормальный и необходимый аспект человеческой сексуальности, но его  содержание не является этически нейтральным. Литература и искусство уделяли много внимания эротике. Независимо от жанра произведения, от времени и страны, где оно создано, в нем можно найти один или несколько сюжетов, посвященных идеализации половых отношений. Эротика - это природой заложенный в человека инстинкт продолжения рода, но облагороженный и поэтизированный как влечение души. Эротика в искусстве - это воплощение одухотворенности, поэзии и эстетики сексуальных отношений людей. Однако нельзя ставить знак равенства между эротикой и порнографией. Объективная, тем более юридическая оценка этого явления крайне затруднительна, а эффект воздействия на отдельную личность зависит от особенностей индивидуального восприятия. Нормы пристойности тесно связаны с характерным для культуры "телесным каноном". Как отличить порнографию от эротического искусства?        

Порнография - непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение  или словесное описание полового акта, имеющее целью сексуальное  возбуждение. Термин возник в XVIII веке во Франции. В настоящее время под порнографией отдельные авторы понимают произведения литературы и искусства, в которых внимание читателя, зрителя, слушателя сознательно фиксируется на половых органах персонажей в момент совершения ими действий сексуального характера. Все это не имеет отношения к истинной любви и сексуальности.       

Порнографическая  литература внушает молодому человеку такие стереотипы поведения, как  сексуальная вседозволенность, распущенность, безответственность, приоритет инстинкта  над чувством. Увлекшись порнографией, подросток уходит от действительности и погружается в мир искусственных наслаждений и жестокости.       

Если эротическое  искусство изображает человека во всем богатстве его переживаний, то порнография  по сути дела обезличивает сексуальность, сводя ее к бесконечным половым актам, сопровождающимся обилием "технических" деталей и физиологических подробностей. В настоящее время вопрос о порнографии приобрел особую актуальность в связи с появлением и расцветом видеобизнеса. По мнению специалистов, порнографический фильм - это самоцельное воспроизведение половых отношений исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне иной художественной задачи. По мнению ученых наиболее восприимчивой группой в социальной структуре общества являются подростки. Молодежь любит средства массовой информации развлекательного характера - радио, телевидение, музыку, видео, кино и др. И, конечно, сами развлекательные средства массовой информации в свою очередь дорожат своими молодыми почитателями. Много программ и печатной продукции адресованы подросткам и молодежи. Любовь, романтика, секс - вот их любимые темы, и многие подростки признаются, что именно так они получают хоть какую-то информацию об интимных сторонах жизни. К сожалению, то что молодежь видит и слышит о сексе в популярных развлекательных программах, теле- и видеофильмах, часто вводит их в заблуждение, имеет незаконченный и искаженный характер. Случайные или необдуманные сексуальные контакты изображаются в средствах массовой информации как вполне возможные и безопасные, без риска нежелательной беременности или какой-либо болезни, передаваемой половым путем. И от большинства средств массовой информации молодые люди перенимают поведение, опасное для их здоровья. Кроме того, присущие этому возрасту особенности (острый интерес к сексу, быстрая половая возбудимость, отсутствие "тормозов", импульсивность и неумение прогнозировать последствия своих поступков), при воздействии определенных провоцирующих факторов, могут привести к криминогенному поведению.       

В то же время уже  предпринимаются попытки использовать средства массовой информации, чтобы  внушить подросткам образ жизни, более безопасный для их здоровья. Тематические и игровые передачи, ток-шоу с известными актерами, учеными  и просто их ровесниками дают возможность ребятам постепенно разобраться во многих вопросах, волнующих их в этот период жизни.

Информация о работе Особенности взросления. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте