Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Оглавление

Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Особенностью  реабилитационных мероприятий в интернатах является их многоаспектность, которая в свою очередь связана с многообразием патологии инвалидов и лиц пожилого возраста, проживающих в них. Даже в рамках профильного учреждения реабилитационные мероприятия отличаются достаточным разнообразием с учётом наличия множественной патологии у каждого конкретного больного. В отличие от учреждений здравоохранения реабилитация лиц находящихся в условиях психоневрологических интернатов, выступает и как система деятельности работников этих учреждений, направленная на создание обстановки комфортных условий проживания, организацию досуга, активизацию проживающих инвалидов и лиц пожилого возраста в плане самообслуживания, бытового приспособления.

Психоневрологические  интернаты в отличие от психиатрических больниц имеют существенные особенности: стабильный состав больных, пожизненное пребывание в этих учреждениях, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием больных в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга. В связи с этим существенная роль отводится их бытовому устройству, созданию комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов [11]; [35].

Задачами дома-интерната  являются:

1. создание благоприятных  условий жизни, приближенных к  домашним;

2. организация  ухода за клиентами, оказание  им медицинской помощи и организация  содержательного досуга;

3. организация  трудовой занятости инвалидов;

В соответствии с основными задачами дом-интернат осуществляет:

1. активное содействие  в адаптации инвалидов к новым  условиям;

2. бытовое устройство, обеспечивая клиентов благоустроенным  жильем, инвентарем и мебелью,  постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

3. организацию  питания с учетом возраста  и состояния здоровья;

4. диспансеризацию  и лечение инвалидов, организацию  консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся  в лечебные учреждения;

5. обеспечение  нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло - колясками;

6. в соответствии  с медицинскими рекомендациями  организацию трудовой занятости,  способствующей поддержанию активного  образа жизни.

Следовательно, психоневрологический интернат это государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе. В состав интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие основную задачу по приёму и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

1.2 Характеристика клиентов  с ограниченными  возможностями проживающих  в психоневрологических  учреждениях

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Граждане, проживающие  в психоневрологическом учреждении - это пожилые люди и молодые  инвалиды Й и ЙЙ групп, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические  стадии и необратимость болезненных явлений; нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению. Они имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания [34]. У таких людей часто происходит огрубление личности с капризностью, недоверчивостью, скупостью, циничностью, возникает неприязнь к родным, соседям, равнодушие к своему здоровью, одежде, слабодушие, слезливость.

Возрастные группы клиентов проживающих в психоневрологических учреждениях можно разделить  по возрастным группам:

1. инвалиды с  отклонениями в умственном и  психическом развитии в возрасте от 18 до 45 лет,

2. граждане, страдающие  психическими заболеваниями и  нуждающихся в постоянном уходе  от 45 лет и до конца жизни. 

Анализ возрастной характеристики показал, что наиболее многочисленными были группы больных  молодого возраста: 38,5% - до 29 лет и 30,2% - от 30 до 44 лет; больные в возрасте 45 - 49 лет составили 19,7%, в возрасте 60 лет и старше - 11,6% [11]; 45, [приложение 6].

В учреждениях  психоневрологического профиля  выделяют три категории больных:

1. Больные шизофренией с выраженным дефектом психики - больные, утратившие в результате болезни коммуникативные функции, социальные связи и профессиональные навыки. Участие в трудовых процессах для этой категории имеет целью реадаптацию, восстановление утраченных функций и адаптацию в новых условиях психоневрологического интерната; важное значение имеет дифференцированный подход с учётом степени нарушенных и сохранившихся функций, уровня сохранности профессиональных и трудовых навыков инвалидов. В связи с этим возрастает роль индивидуальных программ реабилитации, ИПР должна стать стержнем реабилитационной работы.

2. Умственно  отсталые лица - их клинико-психологические  особенности требуют, совершено  иного реабилитационного подхода  по сравнению с больными шизофренией.  На протяжении всего реабилитационного процесса также важны индивидуальные программы реабилитации, которые позволяют проследить динамику развития психики и моторики умственно отсталых лиц, рост их социальных связей и трудовых навыков.

3. Больные эпилепсией, органической и сенильной деменцией - несмотря на различия нозологической принадлежности этих заболеваний, общим для них, являются интеллектуально-мнестические расстройства, которые определяются грубым органическим процессом головного мозга. Реабилитационная работа с такими больными строится таким образом, чтобы имеющийся дефект не отражался на результатах деятельности клиентов. Для них необходимо предусмотреть такие виды труда, которые не ориентированы на память, внимание. Выполнение работ стереотипного характера, в которых участвует моторика, а действия совершаются в рамках привычных в жизни больного движений, поможет решить реабилитационную задачу.

В психоневрологических интернатах группу, подлежащую реабилитации, составляют больные олигофренией в  степени дебильности и имбецильности и больные шизофренией [9]; 58.

Самой представительной, среди проживающих в психоневрологических учреждениях является группа больных  олигофренией, она насчитывает 40,7% клиентов. Чуть меньше по численности группа больных шизофренией, это примерно 25,0% клиентов. И самой маленькой является группа больных сосудистой деменцией, это примерно 17,9% клиентов. Больные эпилепсией составляют 6,1%, с сенильно-атрофическим процессом - 4,7%. На долю других видов деменции травматического, инфекционного, интоксикационного генеза приходится 5,6% [приложение 6]. Среди больных олигофренией 8,5% составляют лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, 72,6% - в степени имбецильности и 18,9% - в степени идиотии. В общем контингенте больных олигофренией преобладают женщины (55,7%).

Наиболее многочисленные группы в контингенте больных  шизофренией составляют лица в возрасте от 46 до 59 лет (49,2%) и от 60 до 74 лет (28,6%). Лиц молодого возраста насчитывается 19,3%, а старческого, т.е. старше 75 лет, - 2,9% [приложение 8]. Такая возрастная характеристика становится понятной, если учесть, что прежде чем оказаться в психоневрологических интернатах, больные шизофренией проделывают «длинный путь» в болезни, пребывая в течение многих лет в психиатрических стационарах при рано начавшемся заболевании [11]; 78.

Социальные услуги предоставляются всем гражданам  пожилого возраста и инвалидам Й  и ЙЙ группы независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания [34]. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, в психоневрологических интернатах проживают инвалиды Й и ЙЙ групп, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений; нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни.

1.3 Реабилитация лиц  с ограниченными  возможностями в  условиях психоневрологического  интерната

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не всегда имеют возможность получить образование, не всегда могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни социальные работники помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полному развитию.

Инвалиды как  социальная категория людей, находятся  в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. Деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. В условиях дома- интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации.

Роль социального  работника состоит в том, чтобы  создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех  отделениях, где проживают молодые  инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно  использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно - полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию  содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Информация о работе Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин