Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа
Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.
Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по дисциплине: Социальная работа с пожилыми и инвалидами
специальность 050101 «Социальная работа»
(заочная форма обучения)
Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
2009 г.
Оглавление
Введение
1. Проблемы социальной
реабилитации людей с
1.1 Психоневрологический
интернат как учреждение
1.2 Характеристика
клиентов с ограниченными
1.3 Реабилитация
лиц с ограниченными
1.4 Индивидуальная
программа реабилитации как
2. Изучение особенностей
реализации индивидуальной
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Социальная работа - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества, представляющая собой особый вид деятельности, цель которого удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения созданию условий содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.
В соответствии с Федеральным Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. В Вологодской области по состоянию на 1 января 2007 года проживает 1227.4 тыс. человек, из них 258 тыс. граждан пожилого возраста (21% от числа всех жителей области), более 254.5 тыс. детей в возрасте до 18 лет (20.7% от числа всех жителей области). Отмечается увеличение количества инвалидов со 124.3 тыс. человек в 2003 году до 137.2 тыс. человек в 2006 году (11% от числа всех жителей области), из них 39.8 тыс. человек составляют инвалиды трудоспособного возраста, 5.3 тыс. человек - дети-инвалиды. В перспективе ожидается дальнейший рост числа инвалидов трудоспособного возраста. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
Особенно нуждаются в социальной помощи люди с ограниченными возможностями. Их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися членами общества не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их социально-бытовой ориентации и профессионально-трудовой подготовки.
Актуальность исследования заключается в выявлении значимости реализации индивидуальной программы реабилитации как оптимального метода реабилитации людей с ограниченными возможностями в психоневрологических интернатах.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Например, Дементьева Н.Ф. и Холостова Е. И. работали над раскрытием теоретических аспектов социальной реабилитации, её сущности и содержания. К.К. Платонов занимался вопросами социальной реабилитации военнослужащих.
Для систематизации мер социальной реабилитации, обеспечение контроля над ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. необходима индивидуальная комплексная программа реабилитации. В ней должны быть отражены основные аспекты (звенья) реабилитации, задачи каждого аспекта, меры реабилитации, их объем, сроки проведения и контроля, а также методы реабилитаций. Необходимы также данные о реабилитационном потенциале, под которым понимается совокупность имеющихся физиологических, психических и физических особенностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстанавливать нарушенные сферы жизни и деятельности.
Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать
специальную литературу по
2. Определить
роль индивидуальной программы
в реабилитации людей с
3. Показать значение
индивидуальной программы как
способа и средства
4. Проанализировать
применение индивидуальной
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.
Проблема исследования заключается в выявлении значимости реализации индивидуальной программы реабилитации как оптимального метода реабилитации людей с ограниченными возможностями в психоневрологических интернатах.
Объект исследования: процесс реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: влияние индивидуальной программы на реабилитацию людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната.
Гипотеза исследования: анализ реализации индивидуальной программы реабилитации в психоневрологических интернатах даёт возможность определить дальнейшие направления работы с людьми с ограниченными (психическими) возможностями для улучшения дальнейшей их адаптации и реабилитации.
Методы исследования: теоретические методы - анализ научной литературы, анализ документов, изучение документации специалистов; эмпирические методы - анкетирование, обобщение опыта.
Практическая значимость: заключается в применении индивидуальной программы для реабилитации людей с ограниченными (психическими) возможностями медицинским персоналом, психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, воспитателями и другими специалистами в условиях психоневрологических интернатов.
1.
Проблемы социальной
реабилитации людей
с ограниченными
возможностями в
условиях
1.1 Психоневрологический интернат - учреждение социального обслуживания
Социальное обслуживание в психоневрологическом интернате направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении [34].
В настоящее время в области действуют 16 стационарных учреждений социального обслуживания:
- девять психоневрологических интернатов;
- три детских дома-интерната для умственно отсталых детей;
- три дома-интерната для престарелых и инвалидов;
- один специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.
В области функционируют
два учреждения по работе с людьми
с ограниченными возможностями
и два отделения социальной реабилитации
инвалидов в комплексных
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Психоневрологический
интернат - государственное
Психоневрологический интернат состоит на бюджете края, области, города и имеет годовую смету расходов, пользуется правом юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке. Кроме бюджетных средств психоневрологический интернат может иметь в установленном порядке специальные средства от подсобного сельского хозяйства, лечебно - производственных (трудовых) мастерских и других доходов, которые расходуются в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
Психоневрологический
интернат организуется в специально
построенных или
С целью улучшения
организации медицинского обслуживания,
ухода и осуществления
Лечебно - производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Министерством социального обеспечения РСФСР. В целях укрепления материальной базы лечебно производственных (трудовых) мастерских в доме - интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий; деятельность таких цехов и участков регламентируется соответствующим положением. Контроль за качеством медицинского обслуживания психически больных, проживающих в интернате, соблюдением санитарно гигиенического и противоэпидемического режимов и оказание специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.