Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Оглавление

Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по дисциплине: Социальная работа с пожилыми и инвалидами

специальность 050101 «Социальная работа»

(заочная  форма обучения)

Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными  возможностями в  условиях психоневрологического интерната

2009 г.

Оглавление

Введение

1. Проблемы социальной  реабилитации людей с ограниченными  возможностями в условиях психоневрологического  интерната

1.1 Психоневрологический  интернат как учреждение социального  обслуживания

1.2 Характеристика  клиентов с ограниченными возможностями  проживающих в психоневрологических  интернатах

1.3 Реабилитация  лиц с ограниченными возможностями  в условиях психоневрологического  интерната

1.4 Индивидуальная  программа реабилитации как метод  реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов

2. Изучение особенностей  реализации индивидуальной программы  реабилитации людей с ограниченными  возможностями (на примере государственного  учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)

2.1 Организация  и проведение исследований

2.2. Обработка  и анализ результатов

Заключение

Список литературы

Приложения 

Введение

Социальная работа - важнейшая область социальной сферы  жизнедеятельности общества, представляющая собой особый вид деятельности, цель которого удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения созданию условий содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое  в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или  умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. В Вологодской области по состоянию на 1 января 2007 года проживает 1227.4 тыс. человек, из них 258 тыс. граждан пожилого возраста (21% от числа всех жителей области), более 254.5 тыс. детей в возрасте до 18 лет (20.7% от числа всех жителей области). Отмечается увеличение количества инвалидов со 124.3 тыс. человек в 2003 году до 137.2 тыс. человек в 2006 году (11% от числа всех жителей области), из них 39.8 тыс. человек составляют инвалиды трудоспособного возраста, 5.3 тыс. человек - дети-инвалиды. В перспективе ожидается дальнейший рост числа инвалидов трудоспособного возраста. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Особенно нуждаются  в социальной помощи люди с ограниченными возможностями. Их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися членами общества не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их социально-бытовой ориентации и профессионально-трудовой подготовки.

Актуальность  исследования заключается в выявлении  значимости реализации индивидуальной программы реабилитации как оптимального метода реабилитации людей с ограниченными возможностями в психоневрологических интернатах.

В настоящие  время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Например, Дементьева Н.Ф. и Холостова Е. И. работали над раскрытием теоретических аспектов социальной реабилитации, её сущности и содержания. К.К. Платонов занимался вопросами социальной реабилитации военнослужащих.

Для систематизации мер социальной реабилитации, обеспечение  контроля над ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. необходима индивидуальная комплексная программа реабилитации. В ней должны быть отражены основные аспекты (звенья) реабилитации, задачи каждого аспекта, меры реабилитации, их объем, сроки проведения и контроля, а также методы реабилитаций. Необходимы также данные о реабилитационном потенциале, под которым понимается совокупность имеющихся физиологических, психических и физических особенностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстанавливать нарушенные сферы жизни и деятельности.

Цель  работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.

Задачи  работы:

1. Проанализировать  специальную литературу по вопросам  реабилитации людей с ограниченными  возможностями в условиях психоневрологических  интернатов.

2. Определить  роль индивидуальной программы  в реабилитации людей с ограниченными возможностями.

3. Показать значение  индивидуальной программы как  способа и средства реабилитационного  воздействия

4. Проанализировать  применение индивидуальной программы  в реабилитации людей с ограниченными  возможностями в ВПНИ №1 

5. Определить  направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Проблема  исследования заключается в выявлении значимости реализации индивидуальной программы реабилитации как оптимального метода реабилитации людей с ограниченными возможностями в психоневрологических интернатах.

Объект  исследования: процесс реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: влияние индивидуальной программы на реабилитацию людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната.

Гипотеза  исследования: анализ реализации индивидуальной программы реабилитации в психоневрологических интернатах даёт возможность определить дальнейшие направления работы с людьми с ограниченными (психическими) возможностями для улучшения дальнейшей их адаптации и реабилитации.

Методы  исследования: теоретические методы - анализ научной литературы, анализ документов, изучение документации специалистов; эмпирические методы - анкетирование, обобщение опыта.

Практическая значимость: заключается в применении индивидуальной программы для реабилитации людей с ограниченными (психическими) возможностями медицинским персоналом, психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, воспитателями и другими специалистами в условиях психоневрологических интернатов.

1. Проблемы социальной  реабилитации людей  с ограниченными  возможностями в  условиях психоневрологического  интерната

1.1 Психоневрологический  интернат - учреждение  социального обслуживания

Социальное обслуживание в психоневрологическом интернате направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении [34].

В настоящее  время в области действуют 16 стационарных учреждений социального обслуживания:

- девять психоневрологических  интернатов;

- три детских  дома-интерната для умственно  отсталых детей;

- три дома-интерната  для престарелых и инвалидов;

- один специальный  дом-интернат для престарелых  и инвалидов. 

В области функционируют  два учреждения по работе с людьми с ограниченными возможностями  и два отделения социальной реабилитации инвалидов в комплексных центрах  социального обслуживания населения, что является недостаточным [19]. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Стационарное  социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Психоневрологический  интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное  для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе. В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие основную задачу по приёму и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии. Психоневрологический интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Министерством социального обеспечения. Психоневрологический интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета народных депутатов, на территории которого он расположен, с добавлением в необходимых случаях соответствующего порядкового номера. Психоневрологический интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета Совета народных депутатов. Районный или городской отдел социального обеспечения организует выявление граждан, нуждающихся в помещении в психоневрологический интернат, и оформление документов для направления их в это учреждение, а также обеспечивает бытовое и трудовое устройство граждан, которым медико-социальная экспертная комиссия устанавливает III группу инвалидности, и осуществляет в пределах своей компетенции контроль и практическую помощь в деятельности психоневрологического интерната.

Психоневрологический  интернат состоит на бюджете края, области, города и имеет годовую  смету расходов, пользуется правом юридического лица, имеет печать и  штамп со своим наименованием, а  также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке. Кроме бюджетных средств психоневрологический интернат может иметь в установленном порядке специальные средства от подсобного сельского хозяйства, лечебно - производственных (трудовых) мастерских и других доходов, которые расходуются в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Психоневрологический  интернат организуется в специально построенных или приспособленных  зданиях с необходимыми помещениями, отвечающими санитарно - гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и должен располагать всеми видами коммунального благоустройства. Психоневрологический интернат организуется раздельно для мужчин и женщин (в тех случаях, когда не представляется возможным организовать раздельно интернаты для мужчин и женщин, допускается содержание женщин и мужчин в одном интернате, но раздельно по корпусам), также с учетом возраста (18 - 40 лет и свыше 40 лет).

С целью улучшения  организации медицинского обслуживания, ухода и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации, проживающие в интернате лица, размещаются по отделениям и комнатам в соответствии с режимами содержания (постельным, наблюдения, свободным), состояния здоровья, возраста и личного желания. Для осуществления лечебно - трудовой и активирующей терапии в интернате создаются лечебно - производственные (трудовые) мастерские; а в случае, если интернат расположен в сельской местности, кроме того, и подсобное сельское хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

Лечебно - производственные (трудовые) мастерские и подсобные  сельские хозяйства осуществляют деятельность в соответствии с положениями  о них, утверждаемыми Министерством  социального обеспечения РСФСР. В целях укрепления материальной базы лечебно производственных (трудовых) мастерских в доме - интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий; деятельность таких цехов и участков регламентируется соответствующим положением. Контроль за качеством медицинского обслуживания психически больных, проживающих в интернате, соблюдением санитарно гигиенического и противоэпидемического режимов и оказание специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.

Информация о работе Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин