Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Оглавление

Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [35].

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также  организациями независимо от организационно-правовых норм и форм собственности.

Индивидуальная  программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий клиента (инвалида) и специалистов, способствующих оздоровлению и социальной адаптации. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов. Программа реабилитации предусматривает наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение инвалида, по многим кабинетам или учреждениям.

Реабилитационная  работа в психоневрологических интернатах строится таким образом, чтобы имеющийся  у клиента дефект не отражался  на результатах его деятельности. В индивидуальных программах реабилитации необходимо предусматривать такие виды труда, которые не ориентированы на память, внимание. Выполнение работ стереотипного характера, в которых участвует моторика, а действия совершаются в рамках привычных в жизни больного движений, поможет решить реабилитационную задачу.

Дифференцированный  подход к реабилитации инвалидов  с учетом их индивидуальных особенностей реализуется через индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).

ИПР - это комплекс оптимальных для инвалида конкретных видов, форм, объёмов и сроков проведения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.

Индивидуальная  программа реабилитации может разрабатываться  психоневрологическими учреждениями непосредственно на местах. Она выражается в виде документа, в котором излагаются все необходимые сведения об инвалиде (анкетная часть) и непосредственно программа предстоящих мероприятий.

Реабилитация  клиентов осуществляется комплексно, с проведением медицинских, социально-адаптационных и трудотерапевтических мероприятий.

Основные принципы формирования ИПР:

Ш индивидуальность;

Ш непрерывность;

Ш последовательность;

Ш преемственность;

Ш комплексность.

Программа ИПР  включает в себя три направления:

Ш программа  медицинской реабилитации [приложение 1];

Ш программа  профессиональной реабилитации;

Ш программа  социальной реабилитации [5]; 16, 11; 28.

Одна из составляющих ИПР - это программа трудовой реабилитации, трудотерапия. Целями и задачей профессиональной реабилитации являются профилактика обострения заболеваний, развитие активного образа жизни и сохранение интереса к жизни проживающих в психоневрологических интернатах.

Профессиональная  реабилитация это - активный процесс восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта.

Благоприятное воздействие труда в системе  реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют  физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Занятие трудом раскрывает перед лицами, с ограниченными возможностями здоровья, перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество. При вовлечении в трудовую деятельность лиц, с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Наиболее важная функция трудовой адаптации инвалидов  в психоневрологических интернатах - это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие  трудового процесса направлено на обучение лиц, с ограниченными возможностями здоровья, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум. Трудовая реабилитация в психоневрологических интернатах носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. Главная задача трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности [35].

Для осуществления  трудовой терапии в психоневрологических интернатах имеется сложившаяся  материально-техническая база. Она  представлена лечебно-трудовыми мастерскими (ЛТМ), подсобным сельским хозяйством, спеццехами.

Лечебно-трудовые мастерские представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где больной может убедиться  в результатах труда, увидеть  его «конечный» продукт. Наиболее распространенные профили ЛТМ в психоневрологических интернатах: швейный, столярный, картонажный, сапожный.

Подсобное хозяйство  это - полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство, птицеводство и др.

Помимо ЛТМ  и подсобного хозяйства трудовая деятельность больных психоневрологического интерната осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.

Разновидности профессиональной реабилитации:

1. Общеукрепляющая (тонизирующая) - является средством повышения жизненного тонуса проживающего.

2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация)- её  цель устранение беспомощности  клиента.

3. Восстановительная  - функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) - её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенных функций.

4. Развлекательная  (терапия занятостью) - её цель  через досуговую, творческую деятельность  развитие трудовых навыков.

5. Профессиональная - направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

При назначении трудотерапии руководствуются правилами:

1. Показания  и противопоказания к трудотерапии  определяются при индивидуальной  оценке физического и психического состояния больного и степени функционального повреждения.

2. Назначение  трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии  и характер - особенности (трудовой  режим, дозировку, методику занятий,  вид трудовых движений).

3. Трудотерапия  включается в систему единой  реабилитационной и сочетается  с другими используемыми методиками  реабилитации.

4. Предпочтительно  более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям клиента.

5. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от нее гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.

6. Необходим  медицинский контроль и оценка  эффективности.

Основные составляющие процесса профессиональной реабилитации:

1. Учет пожеланий  и интересов самих клиентов.

2. Требования  к профессии. 

3. Возможности  клиентов: медицинские показания  к труду, самоорганизация и  внутренние ресурсы. 

4. Мотивация  к труду: заинтересованность и  направленность на трудовой процесс.

5. Материально-техническое  обеспечение: координация основных  и вспомогательных трудовых процессов.

6. Поощрение  или вознаграждение за труд.

7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий  труда).

8. Межличностные  отношения клиентов.

9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда [5]; 45.

Одно из не мало важных составляющих ИПР является программа  социальной реабилитации. Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая  и многогранная область реабилитации.

Индивидуальная  программа социальной реабилитации должна включать в себя:

Ш информирование и консультирование по вопросам социально- бытовой реабилитации инвалидов;

Ш адаптационное  обучение клиента (ознакомление с режимными  моментами, поддержка взаимосвязи с родственниками);

Ш обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию  одеждой, одеванию, раздеванию, приёму пищи и др.

Ш обучение персональной сохранности, которое включает овладение  знаниями и навыками таких видов  деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;

Ш обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать бельё, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, предприятия бытового обслуживания;

Ш обучение социальному  общению, которое включает обеспечение  возможности клиента посещать кино, театры, друзей;

Ш обучение социальной независимости, которое направлено на возможность распоряжаться денежными  средствами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;

Ш оказание помощи в решении личных проблем;

Ш консультирование по правовым вопросам;

Ш обучение навыкам  проведения отдыха, досуга, занятиями  физкультурой и спортом, которое  включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, иппотерапию.

Основными формами  и методами работы социальной реабилитации в индивидуальной программе являются:

Ш индивидуальные и групповые теоретические занятия,

Ш беседы,

Ш практические работы,

Ш экскурсии, конкурсы.

Обязательным  условием реализации программы является использование наглядных материалов.

Практические  работы - практикумы применяются как  один из ведущих методов реализации программы. Именно на практикумах обрабатываются и закрепляются необходимые навыки, используется большой объем наглядного материала.

Экскурсии являются важным методом социальной реабилитации, так как знакомство с действительностью  активизирует внутренний потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурсы являются методом, призванным проверить, что  и как восприняли проживающие  психоневрологического интерната, над какими темами еще нужно поработать, какие знания и умения у них  есть на сегодняшний день. Конкурсы способствуют повышению социальной активности лиц с ограниченными функциями.

Об эффективности  социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, восстановление родственных контактов.

Индивидуальная  программа - это комплекс оптимальных  для инвалида конкретных видов, форм, объёмов и сроков проведения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество. Индивидуальная программа реабилитации может разрабатываться психоневрологическими учреждениями непосредственно. Она выражается в виде документа, в котором излагаются все необходимые сведения об инвалиде (анкетная часть) и непосредственно программа предстоящих мероприятий. Реабилитация клиентов осуществляется комплексно, с проведением медицинских, социально-адаптационных и трудотерапевтических мероприятий.

Информация о работе Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин