Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа
Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.
Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение
2. Анализ реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната (на примере Вологодского психоневрологического интерната №1)
2.1 Организация и проведение исследования
Целью практической части исследования является анализ особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах (на примере государственного учреждения Вологодской области Вологодского психоневрологического интерната № 1).
Этапы исследования:
1. Знакомство
с Вологодским
2. Изучение индивидуальных программ реабилитации лиц с ограниченными (психическими) возможностями.
3. Проведение анкетирования среди сотрудников и клиентов интерната.
4. Обработка
и анализ полученных
5. Определение
направлений работы для
Базой исследования является реабилитационное отделение Вологодского психоневрологического интерната № 1.
Вологодский психоневрологический
интернат № 1 это медико-социальное
учреждение для престарелых и
инвалидов, нуждающихся в уходе,
бытовом и медицинском
Направления деятельности
- социальная поддержка людей с
ограниченными умственными
Структурные подразделения - три отделения милосердия, геронтопсихиатрическое отделение, общепсихиатрическое отделение, реабилитационное отделение и изолятор.
Реабилитационное отделение, на 100 коек, было открыто в 1995 году. В этом же году с помощью немецких коллег были приобретены одно - и трёх - комнатные квартиры, с целью освоения новых форм реабилитации. В работе реабилитационного отделения акцент идет на социально-бытовую адаптацию и интеграцию в общество лиц с ограниченными психическими возможностями.
На реабилитационном отделении работают: заведующая реабилитационным отделением, старшая медсестра, старший воспитатель, дежурный воспитатель и 4 воспитателя на группах (3 группы девушек и 1 юношей). На отделении существуют студии: изобразительного искусства, бисероплетения, вышивки, аппликация, изонить, театральная, танцевальная, домоводство, обучение грамоте и спортивно-оздоровительная студии. Клиенты отделения принимают участие в культурно - массовых мероприятиях, посещают драмтеатр, ТЮЗ, картинную галерею, краеведческий музей; совершают поездки в Ферапонтово, Кириллов, Ярославль, Великий - Устюг. На областных и городских конкурсах художественного творчества ребята реабилитационного отделения всегда занимают призовые места.
В практической части работы были использованы методы: анализ информации и анкетирование.
Анкетирование - метод получения информации на основании ответов на подготовленные и соответствующие основной задаче вопросы. В основе метода анкетирования лежит заранее разработанная анкета, а ответы респондентов на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.
Анализ документов
один из широко применяемых и эффективных
методов сбора и анализа
Были изучены и проанализированы индивидуальные реабилитационные программы с 2006 по 2008 года группы клиентов реабилитационного отделения проживающих на территории интерната и за её пределами в количестве 20 человек:
· 10 мужчин в возрасте от 23 до 34 лет
· 10 женщин в возрасте от 20 до 37 лет.
Для определения значимости и необходимости использования в работе ИПР были разработаны анкеты для сотрудников и клиентов ВПНИ №1.
Анкета для сотрудников состоит из 17 вопросов. При составлении анкеты использовались:
· закрытые вопросы № 1 - 3, 6 - 8, 10,11, 13 - 14, 15 и 17;
· открытые вопросы № 9 и 12;
· полузакрытые вопросы № 4, 5, 16.
Все вопросы анкеты можно разделить на два блока. Первый блок вопросов анкеты посвящён выяснению личных отношений респондентов к клиентам интерната. Это вопросы с № 2 по № 5 и с № 13 по № 17. Второй блок вопросов непосредственно относится к заполнению индивидуальной программы реабилитации. Это вопросы с № 6 по № 12. В анкетировании приняло участие 10 респондентов сотрудников - все женщины. Наибольшее количество респондентов 40% находятся в возрасте 30 - 40 лет, молодых в возрасте то 16 - 20 лет 10% респондентов. Большинство (50%) работает 5 и более лет, 10 и более лет работает 20% респондентов.
Для определения активности участия клиентов ВПНИ №1 в реабилитационных мероприятиях, была разработана специальная анкета. Анкета состоит из 20 вопросов. При составлении анкеты использовались:
· закрытые вопросы № 1 - 4, 8 - 12, 14, 18 и 20;
· открытые вопросы № 5. 13, 15 - 17 и 19;
· полузакрытые вопросы № 6 и 7.
Все вопросы анкеты можно разделить на три блока. Первый блок вопросов анкеты посвящён профессиональной ориентации. Это вопросы с № 2 по № 7. Второй блок вопросов относится к взаимоотношениям с обслуживающим персоналом. Это вопросы с № 8 по № 10. И третий блок вопросов посвящён участию клиентов в общественной жизни интерната. Это вопросы с № 11 по № 19. Выборку составляют клиенты реабилитационного отделения, проживающие на территории интерната и за её пределами 10 человек. Средний возраст респондентов 30 - 34 года. Большинство (50%) проживает в интернате 10 и более лет, менее года и больше одного года проживают в интернате по 20% респондентов, 5 лет и более это 10% респондентов.
Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий клиента (инвалида) и специалистов, способствующих оздоровлению и социальной адаптации.
Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационный прогноз и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
При разработке и реализации ИПР в психоневрологических учреждениях необходимо руководствоваться следующими соображениями:
· при вовлечении больных в трудовую реабилитацию основываться на интересах больных, а не учреждения;
· учитывать
медицинские показания и
· дозировать труд с учётом соматического состояния больного (время, кратность, интенсивность, сроки);
· объективно отражать все сведения о больном в соответствующей документации.
Программа социальной реабилитации в ИПР включает в себя:
· информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации;
· обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение техники и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, раздеванию, приёму пищи и др.;
· организация жизни инвалида в быту, оснащение жилого помещения техническими средствами реабилитации;
· обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарством и др.;
· обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготовлять пищу, убирать помещение, стирать бельё, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, посещать магазины и предприятия бытового обслуживания;
· обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности инвалида посещать друзей, кино, театры и др.;
· обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность самостоятельно распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной жизни;
· обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает в себя приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучению пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
При формировании индивидуальной программы реабилитации необходимо определить:
· исполнителя;
· форму реабилитации (амбулаторная, стационарная);
· сроки выполнения;
· объём (содержание и количество реабилитационных мероприятий);
· прогнозируемый результат (возможность компенсации ограничений жизнедеятельности, достижение самостоятельного обслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).
Индивидуальная
программа реабилитации, разработанная
в Вологодском
Эта программа включает в себя три направления:
· программа медицинской реабилитации;
· программа профессиональной реабилитации [приложение 14];
· программа социальной реабилитации [приложение 5].
Данная индивидуальная программа реабилитации составлялась с участием медиков, психолога, юриста, специалиста по социальной работе, воспитателей, мастеров лечебно трудовых мастерских для клиентов проживающих на реабилитационном отделении. Эта программа рассчитана на комплексное проведение медицинских, социально - адаптационных и трудотерапевтических мероприятий. Основными принципами формирования ИПР стали:
· индивидуальность;
· непрерывность;
· последовательность;
· преемственность;
· комплексность.
Индивидуальная
программа в Вологодском
Характеристика контингента с учетом нозологических и возрастных критериев на реабилитационном отделении (данные за 2008 год)
Таблица № 1
Характеристика контингента за 2008 год
№ | Нозологические формы заболевания | 18-44 лет | 45-54 года | Всего человек | |
1 | Шизофрения | 5 | 1 | 6 | |
2 | Эпилепсия | 6 | 6 | ||
3 | Олигофрения | 93 | 2 | 95 | |
4 | Органическое
поражение Ц.Н.С. |
3 | 3 | ||
Итого: | 107 | 3 | 110 | ||