Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Оглавление

Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Для создания положительной  терапевтической среды социальному  работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко  приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как  один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости  и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков  общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Роль социального  работника состоит в том, чтобы  с учетом возрастных интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов. Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника  в реабилитации инвалидов носит  многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих  личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Основным направлением социальной защиты инвалидов с ограниченными  возможностями является реабилитация. Всемирная Организация Здравоохранения  трактует понятие реабилитации как  систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции.

Сущностью реабилитации является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе.

Целью реабилитации является восстановление социального  статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий, является интегрирование клиентов с недостатком интеллектуального развития в обществе. Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения - с другой. Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.

Социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального  и психологического статуса в  обществе [13]; 15.

Социальная реабилитация может рассматриваться как:

Ш комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение  его здоровья, дееспособности;

Ш процесс, направленный на изменение социальной среды, условий  жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким либо причинам.

Основными принципами социальной реабилитации являются: как  можно более раннее начало осуществления  реабилитационных мероприятий, непрерывность  и поэтапность их проведения, системность  и комплексность, индивидуальный подход.

Существует 3 уровня реабилитации:

1. микроуровень (самого клиента),

2. мезоуровень  (среди других),

3. макроуровень (в рамках всего социума).

Этапы реабилитации:

1. диагностика  уровня развития, анализ имеющихся  документов, беседы,

2. разработка  индивидуальных программ реабилитации,

3. реализация  реабилитационных мероприятий [5]; 37.

Социальная реабилитация осуществляется в двух самостоятельных  направлениях:

Ш приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.);

Ш приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ею основных принципов, к которым относят:

Ш адресность,

Ш непрерывность,

Ш этапность,

Ш доступность,

Ш комплексность,

Ш дифференцированность,

Ш последовательность,

Ш добровольность,

Ш гуманность,

Ш преемственность,

Ш конфиденциальность [36]; 58.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - это комплекс мер, которые направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса, развитие (формирование) социальных навыков и умений личного и общественного плана [13]; 20.

Различают следующие  виды реабилитации лиц с ограниченными  возможностями здоровья:

1. Медицинская  реабилитация - направлена на восстановление, компенсацию нарушений, утраченных  функций организма (лекарственное  обеспечение, санаторно-курортное  лечение, психотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура и т.д.). Цель  медицинской реабилитации в психоневрологическом интернате - стабилизация либо активизация психической деятельности, лечение и профилактика соматических заболеваний, устранение психопатологических расстройств приложение 1.

2. Социально-средовая  реабилитация - направлена на создание оптимальной среды жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных социальных связей (обеспечение специальным оборудованием, оснащением, которое даёт относительно бытовую независимость).

3. Социально  - бытовая реабилитация - включает в себя:

Ш социально-бытовую  ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);

Ш социально-бытовое  образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);

Ш социально-бытовую  адаптацию (процесс и результат  приспособления к условиям ближайшего социума);

Ш трудовая и  профессиональная реабилитация - направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в  соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида;

Ш психолого-педагогическая реабилитация - направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика).

В последнее  время большое значение придается  спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Методы социальной реабилитации:

Ш информационно-консультационная беседа (универсальный метод);

Ш психологический  тренинг;

Ш направленное наблюдение;

Ш методы социальной терапии: психотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, арттерапия, иппотерапия  и пр. [5]; 10, [приложение 2].

Социальная реабилитация в психоневрологическом интернате  отличается своей спецификой, имеет  свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении.

Основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

Ш создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической  среды);

Ш организация  жизнедеятельности клиентов;

Ш социальная адаптация  и реабилитация клиентов, поддержание  и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями  здоровья.

В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждениях, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

Ш проведение социальной диагностики;

Ш организация  занятости клиентов;

Ш организация  содержательного досуга;

Ш защита личностных и имущественных прав клиентов;

Ш поддержание родственных связей и контактов;

Ш организация  трудовой занятости [11]; 19.

Реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального  и социального характера. Целью  разнообразных реабилитационных мероприятий, является интегрирование клиентов с недостатком интеллектуального развития в обществе. Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации.

Социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

1.4 Индивидуальная программа  реабилитации людей  с ограниченными  возможностями в  условиях психоневрологического интерната

Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая  даёт возможность учитывать физические и психофизиологические особенности  клиента и связанный с ним  реабилитационный потенциал.

Информация о работе Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин