Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.
Задачи работы:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.
2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия
4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1
5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Оглавление

Введение
1. Проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.1 Психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания
1.2 Характеристика клиентов с ограниченными возможностями проживающих в психоневрологических интернатах
1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
1.4 Индивидуальная программа реабилитации как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов
2. Изучение особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями (на примере государственного учреждения вологодской области вологодского психоневрологического интерната № 1)
2.1 Организация и проведение исследований
2.2. Обработка и анализ результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

3. Улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа.

4. Улучшается психоэмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды.

5. В процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя.

Нельзя  не отметить этический  аспект влияния иппотерапии  как на инвалидов, так и на их родителей. Родители видят своего искалеченного болезнью ребенка по иному - на красивом грациозном животном, которые вызывает у них ассоциации прекрасных кентавров. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей. Также нельзя не учесть, что в наше время технических, химических средств существования инвалидов, появляется возможность общения с природой, экологически чистым животным. Лечебная езда дает реабилитируемому полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц. Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней. К социальным критериям относятся:

1. Улучшаются  коммуникативные функции клиентов. Этот результат достигается за  счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

2. Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

3. Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

4. За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

По  средствам занятий  иппотерапией происходит развитие трудовых навыков  по уходу за животными. Для некоторых  людей с ограниченными  возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Приложение  4

Методические  рекомендации по игротерапии  с использованием компьютерных технологий

Игротерапия с  использованием компьютерных технологий обращена к личности человека с ограниченными психическими возможностями и предполагает достижение позитивных изменений его образа жизни.

Занятия на компьютере развивают навыки произвольного  поведения, такие как умение, действовать  по заданному образцу, умение соблюдать  правила. Кроме того, они влияют на развитие психической саморегуляции, позволяют моделировать различные состояния, как сенсорные, так и эмоциональные, развивают координацию движений, произвольное внимание. Мультимедийные игры способствуют формированию таких поступков, как принятие решения, преодоление страха перед непредвиденными обстоятельствами. Стратегические игры помогают удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров. Программное обеспечение компьютера позволяет организовать досуг клиентов, поэтому игры можно использовать для активного времяпровождения.

Проводя занятия, необходимо учитывать рекомендации лечащих врачей, постоянно наблюдать  за состоянием проживающих. В случае неадекватных поведенческих реакций  сообщать об этом медицинскому персоналу.

Занятия по компьютерной игротерапия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации клиента интерната. Дифференцированный подход позволяет определить индивидуальные особенности работы на компьютере. Развивающие компьютерные технологии оказывают на клиента социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Игровая деятельность расширяет коммуникативные связи участников, возможности их личностного развития

Современные инновационные  технологии: мультимедиа, компьютерные и другие помогают лицам с ограниченными возможностями овладевать умениями и навыками, необходимыми для включения в современное информационное и общекультурное пространство.

Приложение 5

Социально-педагогические услуги, предоставляемые клиентам в ГУ ВО «ВПНИ №1».

 
Перечень  услуг Цель Содержание  услуги  
1.Педагогическая  коррекция. Оказание клиентам эффективной педагогической помощи в преодолении и исправлении  допущенных ими ошибок, разрешении конфликтных ситуаций, а также  в исправлении неадекватных установок и форм поведения. Индивидуальные  коррекционные беседы с клиентом, разъяснения, рекомендации.  
2.Анимационные  услуги. Организация досуга в учреждениях социального обслуживания, направленная на удовлетворение социокультурных  и духовных запросов клиентов. Расширение общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечение их к участию в мероприятиях социокультурного направления, к активной клубной и студийной работе. Организация посещения экскурсий, театров, выставок, участие клиентов в концертах художественной самодеятельности, праздниках и других культурно-досуговых мероприятиях. Проведение клубной и студийной работы.  
3. Услуги  спортивно-оздоровительного направления. Социальная  адаптация средствами физической культуры и спорта, привитие интереса и формирование потребности к здоровому образу жизни, обучение методам и приёмам организации активного отдыха. Привлечение к  участию в спортивных соревнованиях  различного направления (лыжные соревнования, плавание, лёгкая атлетика и др.) Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий общеразвивающего характера.  
4.Обучение  клиентов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных  местах, самоконтролю, навыкам общения  и другим формам жизнедеятельности. Обучение и  закрепление навыков самообслуживания, поведения и общения должно обеспечивать формирование клиента, как личность самостоятельную, способную обслужить  себя в бытовых условиях, культурную и вежливую, благожелательную в отношении к окружающим. Проведение  индивидуальных и групповых бесед  и занятий, направленных на отработку  и закрепление навыков самообслуживания, правил по культуре поведения в быту, в общественных местах и общения  с окружающими людьми.  
5.Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией. Обеспечить  создание в стационарных учреждениях  таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные  формы жизнедеятельности с учётом состояния их здоровья, участие в  лечебно-трудовой деятельности, с использованием остаточных трудовых возможностей,

восстановление  личностного и социального статуса.

Проведение  мероприятий по обучению клиентов доступным  профессиональным навыкам, их участие  в работе лечебно-трудовых мастерских и других служб стационарного  учреждения.  
6.Содействие в организации труда клиентов на базе стационарного учреждения. Рациональная  организация труда клиентов на базе стационарного учреждения, оказание им всесторонней помощи в повышении  квалификации и качества труда. Проведение  мероприятий по повышению трудовой квалификации клиентов на рабочих местах. Своевременное и полное снабжение клиентов сырьём и выгодный сбыт продукции.  
7.Социально-педагогический  патронаж. Обучение основам  домоводства клиентов, прошедших  курс реабилитационных мероприятий  в учреждении социального обслуживания, для их дальнейшего самостоятельного проживания. Проведение  наглядных и эффективных индивидуальных и групповых обучающих занятий  и мероприятий, в результате которых  клиенты должны в полном объёме освоить  различные, необходимые для самостоятельного проживания, бытовые процедуры (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).  
8.Обучение  клиентов пользованию техническими  средствами реабилитации. Развивать у  клиентов практические навыки умения самостоятельно пользоваться техническими средствами реабилитации. Индивидуальные  занятия по обучению клиентов пользованию  техническими средствами реабилитации (в том числе для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации).  
9.Профессиональная  реабилитация клиентов, их профессиональное консультирование Способствовать  максимально возможному восстановлению и закреплению профессиональных навыков клиентов, содействие в получении  профессии в соответствии с их физическими возможностями и  умственными способностями. Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации клиентов. Проведение  мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, обучение клиентов новым  профессиям на базе стационарного учреждения и в учебных заведениях города их дальнейшее трудоустройство.  

Информация о работе Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического ин